ДРУЖБА НАРОДОВ
Дружба народов
братское сотрудничество и взаимопомощь наций и народностей социалистического об-ва, характерная для него закономерность и движущая сила. Д. н. представляет собой новый тип межнациональных отношений, основанных на социалистической экономике, социалистической демократии и марксистско-ленинской идеологии интернационализма. Взаимоотношения между нациями СССР — яркий образец Д. п., к-рая развивалась вместе со становлением социалистических наций. Она является закономерным результатом Великой Октябрьской социалистической революции, построения социализма, последовательного проведения ленинской национальной политики Коммунистической партией. Д. н. СССР является источником мощи Советского государства, ускоряет движение советского об-ва к коммунизму. В ходе развернутого коммунистического строительства, представляющего собой новый этап развития национальных отношений, происходит дальнейшее всестороннее развитие и сближение социалистических наций. Народы СССР дружески относятся к трудящимся всех стран. Особенно успешно развивается братское сотрудничество и взаимопомощь народов стран мировой социалистической системы.
Источник: Философский словарь. 1963
ДРУЖБА НАРОДОВ
всестороннее братское сотрудничество и взаимопомощь наций и народностей, ставших на социалистич. путь развития; в многонациональных гос-вах - одна из движущих сил развития социалистич. общества; в межнац. отношениях социалистич. стран - основа единства в борьбе за мир, за сохранение и умножение социалистич. завоеваний, за торжество идей коммунизма.
Окт.. революция 1917 в России впервые в истории покончила с нац. гнетом, провозгласила принципы Д. н., предпосылки для полного осуществления к-рых сложились в ходе социалистич. строительства. Реальным олицетворением Д. н. явилось добровольное объединение народов в Союз Сов. Социалистич. Республик. В процессе строительства социализма были ликвидированы эксплуататорские классы, преодолены коренные различия в уровнях экономич., политич. и культурного развития народов и, т. о., уничтожены корни нац. вражды. Особую роль в этом сыграла помощь рус. народа ранее отстававшим народам. Политич. основой Д. н. стал сов. гос. строй, социалистич. демократия. Экономич. основа Д. н. - обществ. собственность на средства произ-ва и социалистич. система х-ва. С победой социализма была создана однотипная классовая структура всех народов СССР, преодолены вековые нац.-этнич. предрассудки, отчужденность и враждебность между нациями, утвердилась единая для всех народов марксистско-ленинская интернационалистич. идеология, ставшая идейно-теоретич. основой Д. н. Народы СССР богоборч. бунту, но и любому насильств. устроению человечества, хотя бы именем бога, путь добровольного служения людям, вдохновляемого идеальным образом «земного рая» (ср. «Сон смешного человека», 1877), а высшее нац. призвание России видит в христ. бескорыстном примирении народов. Этот свой обществ. идеал Д. называет «рус. социализмом», выдвигая его в противовес радикальным доктринам атеистич. социализма, памфлетно изображенного в «Бесах» в виде разрушит. политич. заговора.
В рамках собственно филос. традиции Д. - мыслитель экзистенциального склада, в эпоху «неверия и сомнения» заново решающий «последние вопросы», развивающий своеобразную диалектику «идеи» и «живой жизни». В центре его картины мира находится человек, ощущающий непреложность своего «Я есмь» перед лицом всей Вселенной; именно с этой т. зр. Д. развивает критику рационалистич. и позитивистских течений мысли. Вместе с тем Д. обосновывает личность через избираемую ею идею, принадлежащую надэмпирич. миру и т. о. создает идееносного героя, по ходу романич. сюжета сполна выявляющего жизнь и потенцию идеи как бытийной силы. На трактовке «идеи» у Д. отразилась гегельянская атмосфера России 40-х гг., однако это понятие имеет у него и более глубокий, платонич. корень. Онтологич. мощь идей проявляется также в ходе истории: «В конце концов, торжествуют не миллионы людей, не материальные силы ..., не деньги, не меч, не могущество, а незаметная вначале мысль и часто какогонибудь по-видимому ничтожнейшего из людей» («Дневник писателя», 1876). «Горним жительством» человека («Братья Карамазовы») определяется и худож. принцип писателя - «реализм в высшем смысле»: за ближайшими факторами уклада и среды постичь последнюю правду о движущих силах человеч. личности. Д. как мыслитель и художник наложил печать на идейное развитие кон. 19-20 вв. В России он вместе с Вл. Соловьевым дал толчок религ.-филос. движению нач. 20 в. (Д. С. Мережковский, Л. Шестов, Вяч, Иванов, Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков и др.). На Западе идеи Д. послужили одним из источников экзистенциализма, односторонне истолковавшего его концепцию человеч. свободы в духе моральной безосновности.
Окт.. революция 1917 в России впервые в истории покончила с нац. гнетом, провозгласила принципы Д. н., предпосылки для полного осуществления к-рых сложились в ходе социалистич. строительства. Реальным олицетворением Д. н. явилось добровольное объединение народов в Союз Сов. Социалистич. Республик. В процессе строительства социализма были ликвидированы эксплуататорские классы, преодолены коренные различия в уровнях экономич., политич. и культурного развития народов и, т. о., уничтожены корни нац. вражды. Особую роль в этом сыграла помощь рус. народа ранее отстававшим народам. Политич. основой Д. н. стал сов. гос. строй, социалистич. демократия. Экономич. основа Д. н. - обществ. собственность на средства произ-ва и социалистич. система х-ва. С победой социализма была создана однотипная классовая структура всех народов СССР, преодолены вековые нац.-этнич. предрассудки, отчужденность и враждебность между нациями, утвердилась единая для всех народов марксистско-ленинская интернационалистич. идеология, ставшая идейно-теоретич. основой Д. н. Народы СССР богоборч. бунту, но и любому насильств. устроению человечества, хотя бы именем бога, путь добровольного служения людям, вдохновляемого идеальным образом «земного рая» (ср. «Сон смешного человека», 1877), а высшее нац. призвание России видит в христ. бескорыстном примирении народов. Этот свой обществ. идеал Д. называет «рус. социализмом», выдвигая его в противовес радикальным доктринам атеистич. социализма, памфлетно изображенного в «Бесах» в виде разрушит. политич. заговора.
В рамках собственно филос. традиции Д. - мыслитель экзистенциального склада, в эпоху «неверия и сомнения» заново решающий «последние вопросы», развивающий своеобразную диалектику «идеи» и «живой жизни». В центре его картины мира находится человек, ощущающий непреложность своего «Я есмь» перед лицом всей Вселенной; именно с этой т. зр. Д. развивает критику рационалистич. и позитивистских течений мысли. Вместе с тем Д. обосновывает личность через избираемую ею идею, принадлежащую надэмпирич. миру и т. о. создает идееносного героя, по ходу романич. сюжета сполна выявляющего жизнь и потенцию идеи как бытийной силы. На трактовке «идеи» у Д. отразилась гегельянская атмосфера России 40-х гг., однако это понятие имеет у него и более глубокий, платонич. корень. Онтологич. мощь идей проявляется также в ходе истории: «В конце концов, торжествуют не миллионы людей, не материальные силы ..., не деньги, не меч, не могущество, а незаметная вначале мысль и часто какогонибудь по-видимому ничтожнейшего из людей» («Дневник писателя», 1876). «Горним жительством» человека («Братья Карамазовы») определяется и худож. принцип писателя - «реализм в высшем смысле»: за ближайшими факторами уклада и среды постичь последнюю правду о движущих силах человеч. личности. Д. как мыслитель и художник наложил печать на идейное развитие кон. 19-20 вв. В России он вместе с Вл. Соловьевым дал толчок религ.-филос. движению нач. 20 в. (Д. С. Мережковский, Л. Шестов, Вяч, Иванов, Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков и др.). На Западе идеи Д. послужили одним из источников экзистенциализма, односторонне истолковавшего его концепцию человеч. свободы в духе моральной безосновности.
Источник: Советский философский словарь
Дружба народов
всестороннее братское сотрудничество, политическая, экономическая, военная и культурная взаимопомощь наций и народностей, ставших на социалистический путь развития; в многонациональных государствах — одна из движущих сил развития социалистического общества; в межнациональных отношениях стран социализма — основа все большей экономической и политической интеграции, единства в борьбе за мир, за сохранение и умножение социалистических завоеваний, за торжество коммунизма. Еще при капитализме одинаковое классовое положение пролетариев всех наций, общность их классовой судьбы и целей порождают международную солидарность рабочих, возникает сознание общности интересов трудящихся всей земли. Однако капитализм в силу своей социально-экономической природы нарушает равноправие народов, сеет национальную рознь. Д. н. складывается в процессе социалистического строительства. «Социализм, — писал Ленин, — организуя производство без классового гнета, обеспечивая благосостояние всем членам государства, тем самым дает полный простор «симпатиям» населения и именно в силу этого облегчает и гигантски ускоряет сближение и слияние наций» (т. 30, с. 21). Реальным олицетворением Д. н. явилось добровольное объединение народов в Союз Советских Социалистических Республик. Политической основой Д. н. стали советский государственный строй,демократия социалистическая. Экономические основы Д. н. — общественная собственность на средства производства и социалистическая система хозяйства. С победой социализма была создана однотипная классовая структура всех народов СССР, преодолены вековые национальные, этнические предрассудки, отчужденность и враждебность между нациями, утвердилась единая для всех народов марксистско-ленинская интернационалистическая идеология, ставшая идейно-теоретической основой Д. н. Д. н. выступает как подлинное решение национального вопроса, как интернационализм в действии. Требуемое общими задачами строительства социалистического общества тесное объединение советских республик совершалось в формах, не ущемляющих их национального суверенитета, что обеспечивалось ленинским планом советской федерации и автономии. Советские республики с их большими традициями самостоятельного государственного существования объединились друг с другом на федеративных началах, а народы, не имевшие ранее своей национальной государственности, получили широкую автономию в рамках республики. Границы их были определены на основании учета хозяйственных и бытовых условий, национального состава населения. Д. н. укреплялась в процессе строительства социализма, в борьбе против внутренней и внешней контрреволюции, а также против великодержавного шовинизма и местного национализма, блестяще выдержала испытания в период Великой Отечественной войны 1941—45 гг. Братская помощь развитых наций отставшим, а затем и взаимопомощь всех наций и народностей обеспечили победу социализма во всех национальных республиках, областях и краях. Развитой социализм, углубляя всестороннее сотрудничество народов на основе их единого народнохозяйственного комплекса, единых идеологии и психологии трудящихся всех национальностей, поднимает Д. н. на качественно новый уровень, создаст подлинное интернациональное единство, братство народов, выражающее их социальное родство. Д. н. СССР стала одной из основ новой исторической общности советского народа и составной частью социалистического образа жизни (см. Образ жизни социалистический). Дружба и братство всех народов СССР, нетерпимость к национальной и расовой неприязни выступают как важнейшие нравственные нормы — нормы социалистического общежития. Согласно Конституции СССР, «долг каждого гражданина СССР — уважать национальное достоинство Других граждан, укреплять дружбу наций и народностей Советского многонационального государства» (ст. 64). Образование мировой системы социализма как содружества наций и народностей вызвало дальнейшее расширение и углубление процесса всестороннего сближения народов. Перед лицом агрессивных империалистических устремлений укрепился прежде всего политический и военный союз народов стран социализма, а затем и их экономическое и культурное сотрудничество. Ощутимые результаты комплексной экономической интеграции стран мирового социалистического содружества воочию показывают силу Д. н., создают твердую материальную основу для укрепления интернационального братства народов. Органически сочетая патриотизм и интернационализм, Д. н. способствует сближению и единству стран социализма, что ведет к образованию и развитию новых интернациональных общностей людей. Укрепление и развитие Д. н., хотя и является объективной исторической необходимостью, не происходит стихийно. Коренные интересы стран социализма требуют всемерного укрепления их содружества, и марксистско-ленинские партии воспитывают трудящихся в духе интернациональной солидарности, нетерпимости к национальной и расовой неприязни, Д. н. «Дальнейшее развитие дружбы и сотрудничества народов СССР в значительной мере зависит от углубления социалистической демократии. Все более широкое участие трудящихся всех национальностей в управлении общественными и государственными делами — так в самом сжатом виде можно охарактеризовать ведущую тенденцию нашей политической жизни» (Ю. В. Андропов. Шестьдесят лет СССР, с. 15—16).
Источник: Научный коммунизм. Словарь
ДРУЖБА НАРОДОВ
экономич., политич. и культурное сотрудничество и взаимопомощь народов на равноправных и добровольных началах. Отношения между народами и нациями определяются характером обществ. строя, социально-экономич. и политич. отношений, господствующих в обществе. Последоват. и всесторонняя Д. н. складывается и утверждается лишь на базе социализма: внутри многонац. социалистич. гос-в, а также между народами, входящими в мировую систему социализма. Существованием социалистич. гос-в обусловлена также Д. н. стран с различным социальным строем. Марксизм, раскрыв объективные закономерности развития общества, доказал, что в условиях классового антагонистич. строя, господства частной собственности и эксплуатации человека человеком невозможно установить подлинную Д. н. Капиталистич. строй, основанный на противоположности классовых интересов, неизбежно связан с нац. неравенством, с нац. и колониальным гнетом. Маркс и Энгельс показали, что лишь с падением антагонизма классов возникают условия для новых, дружеств. отношений между нациями. "При капитализме уничтожить национальный (и политический вообще) гнет н е л ь з я, – писал Ленин. – Для этого н е о б х о д и м о уничтожить классы, т.е. ввести социализм" (Соч., т. 22, с. 311). В разработанной Коммунистич. партией программе борьбы за диктатуру пролетариата и социализм неотъемлемой составной частью являлись требования ликвидации нац. неравенства и гнета и установление полной свободы, равноправия наций и дружбы между ними. Вел. Окт. социалистич. революция и построение социализма в СССР знаменовали торжество новых принципов в отношениях между народами. Раскрепощенные революцией народы России получили свободу и нац. независимость и стали на путь тесного сотрудничества и объединения всех сил. Д. н. складывалась и укреплялась в СССР в процессе преодоления серьезных трудностей, связанных с существованием в переходный период от капитализма к социализму остатков фактич. неравенства между народами, наличием не ликвидированных еще эксплуататорских классов и групп и националистич. уклонов (великодержавного шовинизма и местного бурж. национализма). Военно-политич. сотрудничество народов, установившееся в годы гражданской войны и иностранной военной интервенции, выросло затем в прочный союз между ними, основанный на общности их целей и интересов и получивший свое выражение в добровольном и свободном объединении независимых сов. республик. Величайшее завоевание социализма – разрешение нац. вопроса. В социалистич. обществе не только обеспечено политич. равноправие наций, но и ликвидировано унаследованное от старого строя их экономич. и культурное неравенство. Опираясь на взаимную братскую помощь, в первую очередь на помощь великого русского народа, все сов. нац. республики создали у себя совр. пром-сть, нац. кадры рабочего класса и интеллигенции, развили национальную по форме и социалистическую по содержанию культуру. Многие ранее отсталые нации пришли к социализму, минуя капиталистич. стадию развития. "Объединение и сплочение равноправных народов на добровольных началах в едином многонациональном государстве – Союзе Советских Социалистических Республик, их тесное сотрудничество в государственном, хозяйственном и культурном строительстве, братская дружба, расцвет их экономики и культуры – важнейший итог ленинской национальной политики" (Программа КПСС, 1961, с. 17). СССР представляет собой великое братское содружество свободных и равноправных народов. В ходе строительства социализма в СССР образовались новые социалистич. нации. Одной из важнейших особенностей социалистич. наций является сочетание интересов каждой из них с общими интересами всех трудящихся многонац. Сов. гос-ва. Д. н., одно из величайших завоеваний социализма, стала движущей силой развития сов. социалистич. общества. В период господства культа личности Сталина имели место отдельные ошибки и извращения в осуществлении ленинской нац. политики, отступления от ленинского принципа демократич. централизма в строительстве сов. многонац. гос-ва. Критика культа личности, меры, принятые партией по ликвидации его вредных последствий и восстановлению ленинских норм и принципов в партийном и гос. строительстве, привели к укреплению Д. н. Осуществлены крупные меры по расширению прав союзных и автономных республик в руководстве нар. хозяйством и культурным строительством, а также в законодательстве и судопроизводстве. Воспитывая всех трудящихся в духе интернационализма, Д. н., коммунистич. партия ведет неуклонную борьбу за полную ликвидацию пережитков национализма и шовинизма, тенденций к нац. ограниченности и исключительности. Вступление СССР в период развернутого коммунистич. строительства ознаменовало новый этап в развитии нац. отношений в сов. стране, характеризующийся дальнейшим сближением наций и достижением их полного единства. Строительство материально-технич. базы коммунизма ведет к еще более тесному объединению сов. народов. Стирание граней между классами и развитие коммунистич. обществ. отношений усиливают социальную однородность наций, способствуют развитию общих коммунистич. черт культуры, морали и быта, дальнейшему укреплению взаимного доверия и дружбы между ними. "Коммунистическая партия видит свою священную обязанность в том, чтобы неустанно крепить дружбу народов – основу могущества и непобедимой силы Советского Союза" (Хрущев Н. С., О контрольных цифрах развития народного хозяйства СССР на 1959–1965 гг., 1959, с. 47). Победа социалистич. революции в ряде стран Европы и Азии привела к установлению Д. н. и в этих странах. На основе марксистско-ленинских принципов в многонац. социалистич. странах успешно решается нац. вопрос. С помощью более развитых наций ликвидируется отсталость малых и угнетавшихся в прошлом национальностей, осуществляется фактич. равноправие всех наций. Коммунистич. и рабочие партии социалистич. гос-в последовательно проводят политику пролетарского интернационализма, Д. н. и непримиримой борьбы против буржуазного национализма во всех его проявлениях. На основе пролетарского интернационализма строятся и развиваются отношения между всеми странами мировой социалистич. системы. Сотрудничество народов социалистич. стран выражается прежде всего в политич. консолидации для совместной борьбы за всеобщий мир, за полное торжество коммунизма. В области экономики, культуры совершенствуется междунар. разделение труда, координация планов хоз., культурного, научно-технич. развития. Закономерностью нац. взаимоотношений в системе социализма является полное равенство всех наций, социалистич. взаимопомощь и дружба между народами социалистич. стран. Опыт СССР и всей мировой социалистич. системы подтвердил на практике марксистско-ленинское положение о том, что вместе с падением антагонизма классов падает антагонизм наций. В противоположность капитализму, к-рому присущи антагонистич. противоречия между классами, нациями и государствами, в системе социализма нет объективных причин для конфликтов между входящими в нее народами и государствами. "Социализм органически сочетает развитие национальной экономики, культуры, государственности с интересами укрепления и развития всей мировой социалистической системы, со все большим сплочением наций. Интересы всей социалистической системы в целом и национальные интересы гармонически сочетаются. На этой основе возникло и укрепляется морально-политическое единство всех народов великого социалистического содружества. На смену политической изолированности и национальному эгоизму, свойственным капитализму, пришли братская дружба и взаимная помощь народов, порожденные социалистическим строем" ("Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм", 1961, с. 52). Д. н. и социалистич. интернационализм являются источником силы мирового социалистич. лагеря. Все социалистич. гос-ва вносят свой вклад в развитие и упрочение мировой социалистич. системы. На опыте всех социалистич. стран подтверждено, что братское сотрудничество и Д. н. этих стран отвечает высшим нац. интересам каждой из них. "...Только в прочном единстве всех социалистических государств – залог успехов наших стран, залог общих побед" (Новотный ?., Выступление на XXII съезде КПСС, см. "Правда", 1961, 21 окт., с. 6). Во взаимоотношениях между странами социалистич. системы в процессе становления и укрепления их братского содружества на том или ином этапе могут возникать отд. трудности, связанные со сложностью создания принципиально новой системы отношений между народами, унаследовавшими от прошлого неодинаковый экономич. и культурный уровень. В этом процессе под влиянием культа личности Сталина возникли отрицат. явления, к-рые были чреваты серьезными последствиями для дальнейшего развития социалистич. системы. В период культа личности осуществлялись нек-рые действия, задевавшие нац. чувства нек-рых народов братских социалистич. стран. Историч. решение XX съезда КПСС, восстановление ленинских норм в жизни партии устранили извращения в отношениях между СССР и отд. странами народной демократии, создали условия для последоват. и полного воплощения принципов братства и единства. Трудности развития при правильной интернационалистич. политике преодолеваются в процессе дружественного и равноправного сотрудничества и взаимопомощи социалистич. гос-в благодаря общности их социально-экономич. и политич. строя, их целей и интересов. Одним из важнейших условий является верность марксистско-ленинской идеологии, учению марксизма-ленинизма. "Благодаря сотруд-ничеству, установившемуся в социалистическом лагере, и в первую очередь интернациональной, братской поддержке Советского Союза, товарищеской взаимопомощи и неуклонному укреплению единства социалистического лагеря, социалистические страны достигнут великой цели – вступят в коммунизм в течение одной исторической эпохи" (Георгиу Деж Г., Выступление на XXII съезде КПСС, см. "Правда", 1961, 21 окт., с. 7). Осн. политич. и идеологич. оружием, используемым междунар. реакцией и остатками внутр. реакц. сил против единства и Д. н. социалистич. стран, является национализм. Националистич. предрассудки и пережитки нац. ограниченности, обладающие большой силой консерватизма, сохраняются известное время и в условиях социалистич. строя. "Националисти- ческие предрассудки и остатки былой национальной розни – это та область, где сопротивление социальному прогрессу может быть наиболее длительным и упорным, ожесточенным и изворотливым... Национализм наносит ущерб общим интересам социалистического содружества и прежде всего вредит народу страны, в которой он проявляется, поскольку обособление от социалистического лагеря тормозит ее развитие, лишает возможности пользоваться преимуществами мировой социалистической системы, поощряет попытки империалистических держав использовать националистические тенденции в своих целях" (Программа КПСС, 1961, с. 24). Националистич. извращения неизбежно переплетаются с проявлениями ревизионизма и догматизма. Коммунистич. и рабочие партии, осуществляя марксистско-ленинскую интернационалистич. политику, ведут решит. борьбу против всех проявлений национализма, ревизионизма и догматизма, укрепляют Д. н. и единство социалистич. лагеря. Социалистич. гос-ва стремятся к торжеству новых принципов в отношениях между всеми народами с различным социальным строем на основе мирного сосуществования, к-рое предполагает отказ от войны как средства решения спорных вопросов между гос-вами; равноправие, взаимопонимание и доверие между гос-вами, учет интересов друг друга, невмешательство в их внутр. дела; признание за каждым народом права самостоятельно решать все вопросы своей страны; строгое уважение суверенитета и территориальной целостности всех стран; развитие экономич. и культурного сотрудничества на основе полного равенства и взаимной выгоды.СССР и др. гос-ва мировой социалистич. системы отстаивают в своей внешней политике принципы мирного сосуществования гос-в с различным социальным строем, осуществляют принципы равноправия и Д. н. Социалистич. страны решительно выступают в защиту суверенитета народов, за полную ликвидацию колониализма во всех его формах. Братский союз с народами, сбросившими колониальное и полуколониальное ярмо, – один из краеугольных камней междунар. политики социалистич. государств. "Этот союз основан на общности жизненных интересов мирового социализма и мирового национально-освободительного движения" (там же, с. 50). Решение национального вопроса в социалистич. странах, братские отношения между народами социалистич. стран служат прообразом новых отношений между народами всего мира (см. также ст. Интернационализм). Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистической партии, Соч., 2 изд., т. 4; Ленин В. И., Речь на первом Всероссийском съезде военного флота, Соч., 4 изд., т. 26, с. 306–11; его же, Проект программы РКП(б). Пункт программы в области национальных отношений, там же, т. 29, с. 107; его же, Проект директивы ЦК о военном единстве, там же, т. 29, с. 373–74; его же, Товарищам коммунистам Туркестана, там же, т. 30, с. 117; его же, Проект резолюции ЦК РКП(б) о Советской власти на Украине, там же, т. 30, с. 142–44; его же, Письмо к рабочим и крестьянам Украины по поводу побед над Деникиным, там же, т. 30, с. 267–73; его же, VIII Всероссийский съезд Советов. Доклад о деятельности Совета Народных Комиссаров 22 декабря, там же, т. 31, с. 456–86; его же, К вопросу о национальностях или об "автономизации", там же, т. 36, с. 553–59; Об очередных задачах партии в национальном вопросе. Резолюция X съезда, в кн.: КПСС в резолюциях..., ч. 1, [7 изд., М., 1954]; Резолюция XII съезда партии по национальному вопросу, там же; Программа КПСС, М., 1961; Хрущев Н. С., Отчетный доклад ЦК КПСС XX съезду партии, М., 1956; его же, Сорок лет Великой Октябрьской социалистической революции. Доклад на юбилейной сессии Верховного Совета СССР 6 ноября 1957 г., М., 1957; его же, О контрольных цифрах развития народного хозяйства СССР на 1959–1965 гг. Доклад и заключит. слово на Внеочередном XXI съезде КПСС, М., 1959; его же, (Выступления на XV сессии Генеральной Ассамблеи ООН 19 сент. – 13 окт. 1960 года], в его кн.: За мир, за разоружение, за свободу народов, М., I960; его же, Отчет ЦК КПСС XXII съезду партии, М., 1961; его же, О Программе КПСС, М., 1961; его же, За новые победы мирового коммунистического движения, М., 1961; Декларация Совещания представителей коммунистических и рабочих партий социалистических стран, состоявшегося в Москве 14–16 ноября 1957 г., М., 1957; Документы Совещания представителей коммунистических и рабочих партий. Москва, ноябрь 1960 года, М., 1960. И. Цамерян. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.