Родилась 1 декабря 1960 г. в г. Легница Вроцлавского воеводства (Польша). Окончила исторический факультет Вологодского государственного педагогического института (1986). Работала учителем в школах Вологодской области, с 1999 г. преподает в Вологодском государственном педагогическом университете: доцент кафедры философии. В 2004 г. защитила кандидатскую диссертацию «Рациональность в структуре познания и деятельности». Исследует типологию, содержание и границы рациональности, «экономику знания» как основу инновационного развития современного общества
Основные публикации: Рациональность как феномен познания и деятельности // Актуальные проблемы современного философского исследования. Вологда, 2003; Рациональность в структуре познания и деятельности. Вологда, 2005; Открытое общество как предпосылка формирования правового государства // Актуальные проблемы гуманитарного познания. Вологда, 2008; Динамика научной рациональности. Логика научного исследования. Вологда, 2012; Идея рациональности на постнеклассическом этапе развития // История идей как методология познания. Вологда, 2012; Знание как основа процесса обучения на этапе формирования «общества знания» // Системные стратегии: наука, образование, информационные технологии. Вологда, 2013. Вып. 1; Специфика технического знания в системе научного знания // Искусственный интеллект: философия, методология, инновации. М., 2013.
ДРЯННЫХ Наталия Викторовна
ДРЯННЫХ Наталия Викторовна
Источник: Философы современной России. 2015 г.
ДРЯННЫХ Наталия Викторовна
(р. 1.12.1960) — спец. по филос. науки и техники; к. филос. н., доц. Р. в г. Легница (Польша). Окончила ист. ф-т Вологодского гос. пед. ин-та (1985), асп. при Вологодском гос. пед. ун-те (2004). С 1998 работает в Вологодском гос. пед. ун-те; в наст, время доц. кафедры философии. Канд. дисс. — «Рациональность в структуре познания и деятельности» (2004). В своих работах Д. предложила комплексное понимание рациональности как сложной, динамической системы, проявляющей себя в единстве научных, логикометодологических и эмоционально-чувственных форм постижения мира. Проанализировала особенности «открытой» и «закрытой» форм научной рациональности, показав их методол. роль применительно к постановке проблем ист. науки.
Соч.: Научные и вненаучные формы познания. Вологда, 2002; Онтологические основания рациональности в истории философии. Вологда, 2004; Многогранность проявления рациональности в познании и деятельности. Иваново, 2005; Миф как специфическая форма знания. Вологда, 2006. ДУБКОЕленаЛеонидовна(29.4.195113.2.2007) — спец. по этике; д. филос. н., доц. Окончила филос. ф-т МГУ (1973), асп. того же ф-та (1976). Работала на кафедре этики филос. ф-та МГУ последовательно асе, ст. преп., с 1990 — доц. Канд. дисс. — «Критика этических воззрений 3. Фрейда» (1976). Докт. дисс. — «Анализ фундаментальных этических идей (на материалах современной англоамериканской философии морали)» (1989). Д. являлась сторонником ист., содержательного и комплексного подхода в иссл. морали как многогранного соц. и личностного феномена, использования данных и выводов научной социол., психол., лингвистики и др. дисциплин. Этика, изолированная от др. отраслей науки, как метаэтика или метафизика нравственности, оторванная от реальной нравственности, неизбежно деградирует и утрачивает культурное значение. В этике также имеются плодотворные и специфические именно для этой науки подходы — аксиол., деонтологический, аретологический и нек-рые др. Д. отвергала формальные, умозрительные, морализаторские, субъективные суждения о морали, утверждает, что этика возможна как объективное знание. Д. стремилась объединить теор. этику и ее понятийный аппарат (добро, совесть, свобода, справедливость, долг), методол. проблемы и широкий соц.-ист., культурный контекст. Д. занималась также проблемами полит, этики и полит, культуры. Д. — ред. и один из авторов колл. монографий «Рациональное и эмоциональное в морали» (М., 1983), «Этика» (М., 1998).
Соч.: Судьба морали в психоанализе // ФН. 1976. № 3; Риск морального выбора // Моральный выбор. М., 1980; Свобода и необходимость в морали // Вестник МГУ. Сер. 7. «Философия». 1983. № 3; Критика современной буржуазной этики. М., 1983; Новейшая англо-американская этика: метафизическая инерция // ВФ. 1985. № 5; Природа морального конфликта. М., 1985; Моральное добро (историко-критический анализ) // ФН. 1986. № 1; Социальная справедливость//Этическая мысль. М., 1988; Идеал, справедливость, счастье. (В соавт.). М., 1989; Стоимостная концепция моральных ценностей // Вестник МГУ Сер. 7. «Философия». 1995. № 3; «Этика успеха» и корпоративная этика // Нравственные основы предпринимательской деятельности. Воронеж, 1995; Этическая ось культуры // Христос и Культура. Избранные труды Ричарда Нибура и Райнхольда Нибура. М., 1996; Политическая этика. М., 2005; История европейской этики. Уч. М., 2007.
Соч.: Научные и вненаучные формы познания. Вологда, 2002; Онтологические основания рациональности в истории философии. Вологда, 2004; Многогранность проявления рациональности в познании и деятельности. Иваново, 2005; Миф как специфическая форма знания. Вологда, 2006. ДУБКОЕленаЛеонидовна(29.4.195113.2.2007) — спец. по этике; д. филос. н., доц. Окончила филос. ф-т МГУ (1973), асп. того же ф-та (1976). Работала на кафедре этики филос. ф-та МГУ последовательно асе, ст. преп., с 1990 — доц. Канд. дисс. — «Критика этических воззрений 3. Фрейда» (1976). Докт. дисс. — «Анализ фундаментальных этических идей (на материалах современной англоамериканской философии морали)» (1989). Д. являлась сторонником ист., содержательного и комплексного подхода в иссл. морали как многогранного соц. и личностного феномена, использования данных и выводов научной социол., психол., лингвистики и др. дисциплин. Этика, изолированная от др. отраслей науки, как метаэтика или метафизика нравственности, оторванная от реальной нравственности, неизбежно деградирует и утрачивает культурное значение. В этике также имеются плодотворные и специфические именно для этой науки подходы — аксиол., деонтологический, аретологический и нек-рые др. Д. отвергала формальные, умозрительные, морализаторские, субъективные суждения о морали, утверждает, что этика возможна как объективное знание. Д. стремилась объединить теор. этику и ее понятийный аппарат (добро, совесть, свобода, справедливость, долг), методол. проблемы и широкий соц.-ист., культурный контекст. Д. занималась также проблемами полит, этики и полит, культуры. Д. — ред. и один из авторов колл. монографий «Рациональное и эмоциональное в морали» (М., 1983), «Этика» (М., 1998).
Соч.: Судьба морали в психоанализе // ФН. 1976. № 3; Риск морального выбора // Моральный выбор. М., 1980; Свобода и необходимость в морали // Вестник МГУ. Сер. 7. «Философия». 1983. № 3; Критика современной буржуазной этики. М., 1983; Новейшая англо-американская этика: метафизическая инерция // ВФ. 1985. № 5; Природа морального конфликта. М., 1985; Моральное добро (историко-критический анализ) // ФН. 1986. № 1; Социальная справедливость//Этическая мысль. М., 1988; Идеал, справедливость, счастье. (В соавт.). М., 1989; Стоимостная концепция моральных ценностей // Вестник МГУ Сер. 7. «Философия». 1995. № 3; «Этика успеха» и корпоративная этика // Нравственные основы предпринимательской деятельности. Воронеж, 1995; Этическая ось культуры // Христос и Культура. Избранные труды Ричарда Нибура и Райнхольда Нибура. М., 1996; Политическая этика. М., 2005; История европейской этики. Уч. М., 2007.
Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009