28.10.1867, Кройцнах, - 16.4.1941, Лейпциг), нем. биолог и философ-идеалист. Стремился построить систему витализма («Философия органического» - «Philosophie des Organischen», 1909), опираясь на открытые им эмбриональные регуляции (развитие целого организма из части его зародыша). Сформулировал закон, согласно к-рому ход развития каждой части зародыша определяется ее положением в целом организме, а также фактором энтелехии. Последний, согласно Д., присущ только живой природе и представляет собой интенсивное (пространственное) разнообразие, производящее отбор из числа всех потенциальных путей развития. Закон Д. разрабатывается в совр. эмбриологии.
ДРИШ Ханс
ДРИШ Ханс
Источник: Советский философский словарь
ДРИШ (Driesch) Ханс
род. 28 okt. 1867, Банд-Крейцнах - ум. 17 июня 1941, Лейпциг) - нем. философ, первоначально биолог; в 1921-1933 - профессор в Лейпциге. Исходя из учения Геккеля, создал систему критического, антиматериалистического витализма ("Philosophie des Organischen", 2 Bde., 1909), которая в философском плане частично восходит к Аристотелю и его понятию энтелехии (см. также Эквипотенциальность). В философии Дриш отличает "учение о порядке" ("Ordnungslehre", 1912), или логику, от "учения о действительности" ("Wirklichkeitslehre", 1917), или метафизики. Логика есть учение о значениях, натурфилософия - учение о значениях, овеществленных в пространстве, времени и материи; история, иначе философия культуры, есть учение о реальностях природы, обладающих духовно-этическим значением. Дриш активно выступил в защиту парапсихологии. В 1947 в Регенсбурге было основано Общество по философии и парапсихологии имени Ганса Дриша. Соч., кроме вышеупомянутых: "Geschichte des Vitalismus", 1905; "Leib und Seele", 1916; "Grundprobleme der Psychologie", 1925; "Parapsychologie", 1932; "Die Ьberwindung des Materialismus", 1935; "Selbstbesinnung und Selbsterkenntnis", 1940; "Lebenserinnerungen" издала его дочь Teтац-Дриш в 1947.
Источник: Философский энциклопедический словарь
ДРИШ Ханс
философ, первоначально биолог; р. 28.10.1867 (Бад-Крёйцнах) — ум. 16.4.1941 (Лейпциг); 1921—1933 — профессор в Лейпциге; исходя из учения Геккеля, создал систему критического, антиматериалистического витализма (Philosophie des Organischen, 2 Bde., 1909, 1930), которая в философском плане отчасти восходит к Аристотелю и его понятию энтелехии (см. также Эквипотенциальный). В философии Дриш отличает «учение о порядке» (Ordnungslehre, 1912, 1923), или логику, от «учения о действительности» (Wirklichkeitslehre, 1917, 1931), или метафизики. Логика есть учение о значениях, натурфилософия — учение о значениях, овеществленных в пространстве, времени и материи; история, иначе философия культуры, есть учение о реальностях, обладающих духовно-этическим значением. Дриш активно выступил в защиту парапсихологии. Другие соч.: Geschichte des Vitalismus, 1905, 1927 (рус. пер.: Витализм. Его история и система, 1915); Leib und Seele, 1916, 1927; Grundprobleme der Psychologie, 1925, 1929; Behaviorismus und Vitalismus, 1927; Parapsychologie, 1932, 1952; Die Überwindung des Materialismus, 1935; Selbstbesinnung und Selbsterkenntnis, 1940; Biologische Probleme höherer Ordnung, 1941, 1944; «Lebenserinnerungen» в 1951 издала его дочь Тетац-Дриш. — Библиография в ZphF, I, 1947.
A. Gehlen. Zur Theorie der Setzung und des setzungshaften Wissens bei D., 1927; E. Heuss. Rationale Biologie und ihre Kritik. Eine Auseinandersetzung mit dem Vitalismus H.
s., 1938; A. Wenzl (Hg.). H. D. — Persönlichkeit und Bedeutung für Biologie u. Philos. von heute, 1952 (mit Bibi.);
R. Мосек. Zum Lebenswerk von H. D., in: Dt. Z. Philos. 12 (1964).
A. Gehlen. Zur Theorie der Setzung und des setzungshaften Wissens bei D., 1927; E. Heuss. Rationale Biologie und ihre Kritik. Eine Auseinandersetzung mit dem Vitalismus H.
s., 1938; A. Wenzl (Hg.). H. D. — Persönlichkeit und Bedeutung für Biologie u. Philos. von heute, 1952 (mit Bibi.);
R. Мосек. Zum Lebenswerk von H. D., in: Dt. Z. Philos. 12 (1964).
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
ДРИШ (Driesch) Ханс
1867-1941) - нем. биолог и философ, один из основоположников современного витализма, ученик Э. Геккеля. В 1911-34 - проф. в Гейдельберге, Кельне и Лейпциге, в 1935 лишен нацистами права читать лекции. Д. начинал с исследований в духе геккелевского механицизма, но быстро отказался от него, убедившись в необходимости обосновать самостоятельность биологии. Немеханистический подход, согласно Д., означает отказ от применения к живой природе понятий физико-химической причинности как исчерпывающего объяснительного средства и утверждение телеологизма, свойственного органическим процессам. Знаменитые опыты Д. с яйцами морского ежа показали способность организма развиваться из нестандартного набора клеток эмбриона. Машина, в отличие от живого организма, не способна к саморегенерации и самовоспроизводству, к сохранению обычной формы и функций при необычных воздействиях среды. Инстинктивные действия, по Д., не сводимы к простым машинообразным рефлексам, тем более необъяснимы через механическую причинность сознательные поступки. Системы такого рода Д. называл "эквипотенциальными" и "гармоническими", а регуляции, ведущие разными путями к одной цели, - "эквифинальными". Все это, по его мнению, говорит о наличии особого действующего фактора, обусловливающего суверенность живого. Вслед за Аристотелем Д. назвал его "энтелехией", но это понятие имело у него не только натурфилософский, но и операциональный, научный смысл. Затормаживая и растормаживая естественные процессы, энтелехия, по Д., осуществляет "каузальность целостности". "Целостность" и "Индивидуальность", по Д., усматриваются интуитивно. Эта установка обусловила интуитивно-феноменологический характер его философской концепции. Энтелехия, по Д., может быть только мыслима, задача состоит в том, чтобы объяснить природно-каузальный эффект этого мыслимого фактора. Усмотрение связи мыслимого с эмпирически наблюдаемым Д. исследовал в рамках так называемого "учения о порядке", в которое входили методология науки, этика и эстетика.
Философия Д. строится на строго солипсической основе, но, как и у Гуссерля, не в догматическом, а в "методическом" смысле. Я - пассивно, не-деятельно, оно "имеет" нечто, причем усматривает в нем "порядок", т.е. некую "окончательность-в-себе" этого имеемого нечто. Осознавать знание и значит, согласно Д., философствовать. Знание есть знание о порядке. Оно достигается "полаганием", т.е. акцентированием окончательной обособленности имеемого нечто. Различая "теперь" и "прежде", можно, по мысли Д., прийти к понятию "становления" как порядка особого типа, связывающего основание со следствием. Это позволяет мыслить разные типы каузальности, в том числе и "каузальность целостности", где основанием становления является энтелехия. "Учение о порядке" Д. не есть ни теория познания, ни онтология. Но, следуя внутренней логике своей концепции, он приходит к трансформации ее в направлении "учения о действительности". Согласно Д., можно усмотреть больше порядка, положив за эмпирически данным "действительное", "абсолютное". Познание "действительного" индуктивно и заключение о нем гипотетично. Витализм Д. был популярен в первое десятилетие XX века, а его логические и онтологические идеи - в 20-е годы. Существенное влияние его концепция оказала на философскую антропологию Гелена и Плеснера.
A.A. Филиппов
Витализм. Его история и система М., 1915; Philosophie des Organischen. Bde. 1-2. Leipzig, 1909; Wirklichkeitslehre. Leipzig, 1917; Parapsychologie. Leipzig, 1932.
Философия Д. строится на строго солипсической основе, но, как и у Гуссерля, не в догматическом, а в "методическом" смысле. Я - пассивно, не-деятельно, оно "имеет" нечто, причем усматривает в нем "порядок", т.е. некую "окончательность-в-себе" этого имеемого нечто. Осознавать знание и значит, согласно Д., философствовать. Знание есть знание о порядке. Оно достигается "полаганием", т.е. акцентированием окончательной обособленности имеемого нечто. Различая "теперь" и "прежде", можно, по мысли Д., прийти к понятию "становления" как порядка особого типа, связывающего основание со следствием. Это позволяет мыслить разные типы каузальности, в том числе и "каузальность целостности", где основанием становления является энтелехия. "Учение о порядке" Д. не есть ни теория познания, ни онтология. Но, следуя внутренней логике своей концепции, он приходит к трансформации ее в направлении "учения о действительности". Согласно Д., можно усмотреть больше порядка, положив за эмпирически данным "действительное", "абсолютное". Познание "действительного" индуктивно и заключение о нем гипотетично. Витализм Д. был популярен в первое десятилетие XX века, а его логические и онтологические идеи - в 20-е годы. Существенное влияние его концепция оказала на философскую антропологию Гелена и Плеснера.
A.A. Филиппов
Витализм. Его история и система М., 1915; Philosophie des Organischen. Bde. 1-2. Leipzig, 1909; Wirklichkeitslehre. Leipzig, 1917; Parapsychologie. Leipzig, 1932.
Источник: Современная западная философия: словарь