ДРЕВС АРТУР
Источник: Философский энциклопедический словарь
Philosophie der Gegenwart in Selbstdarst. 5. Bd., 1924; H. Lübbe, A. D. in N. Dt. Biogr., 1959.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
Источник: Атеистический словарь
1 ноября 1865, Ютерсон, Голштиния— 19 июля 1935? Карлсруэ) — немецкий философ, историк религии. Образование получил в Мюнхене, Берлине и Гейдельберге. С 1898—профессор Политехнической Академии в Карлсруэ.
Философские взгляды Древса сложились под влиянием философии бессознательного, разработанной Э. Гартманом. В частности, он поддерживал пантеистическую концепцию «конкретного монизма», основанную на единстве человеческого духа и Бога, активно критиковал положение Декарта о мыслящей субстанции, отстаивая первичность бессознательной воли относительно сознания. Значительная часть работ Древса посвящена истории идеалистических учений конца 18—19 вв. («Основы философской системы Э. Гартмана», 1902; «Философия Ницше», 1904 и др.). В нач. 20 в. Древс обратился к изучению позднеантичной философии («Плотин», 1907; «История монизма в древности», 1913), что привело его к проблеме происхождения христианской догмы об Иисусе. В работах «Миф о Христе» (1909—11) и «Легенде о Петре» (1910) Древс делает вывод о том, что евангельская версия происхождения Христа, ставшая предметом длительных споров между протестантскими богословами и сторонниками мифологической школы происхождения религии, является вымыслом. Поздние труды Древса посвящены исследованию библейских сюжетов и анализу гностицизма, который он считал главным источником раннего христианства, а сам евангельский сюжет — плодом значительно более позднего мифотворчества проповедников христианства. Древс считал заключенную в христианстве правду вневременным символом универсального процесса, которая обнаруживается только при отделении ее от конкретной исторической фигуры. В то же время он пытался идентифицировать персонажей Нового Завета с мистическими фигурами эзотерических культов, представить Иисуса в образе Бога-солнце, а апостолов — в виде двенадцати знаков Зодиака.
Соч.: Eduard von Hartmanns Philosophie und der Materialismus in der modernen Kultur. Lpz., 1889; Die deutsche Spekulation seit Kant, Bd 1—2. В., 1894; Die Religion als Selbstbewusstsein Gottes. Jena, 1907; Die Christusmythe, Bd 1—2. Jena, 1909—il; Жил ли Христос? М., 1924; Жил ли апостол Петр? М., 1924; Миф о деве Марии. М., 1926; Отрицание историчности Иисуса в прошлом и настоящем. М., 1930; Миф о Христе, т. 1-2. М., 1923-24.
М. Н. Архипова
Источник: Новая философская энциклопедия
(1 ноября 1865 – 19 июля 1935) – нем. философ-идеалист, один из представителей мифологич. школы происхождения религии. Проф. философии в Политехнич. ин-те в Карлсруэ (с 1898). Значит. часть работ Д. посвящена истории идеалистич. учений конца 18 и 19 вв. ("Основы философской системы Э. Гартмана" – "Е. von Hartmanns philosophisches System im Grundriss", 1902, "Философия Ницше" – "Nietzsches Philosophie", 1904, и др.). В нач. 20 в. Д. перешел к изучению позднеантич. философии ("Плотин..." – "Plotin...", 1907, "История монизма в древности" – "Geschichte des Monismus im Altertum", 1913). Для теоретич. позиций Д. характерна ориентация на волюнтаристскую и пессимистич. концепцию его учителя Э. Гартмана. В частности, Д. упорно защищал выдвинутую Гартманом фидеистич. теорию т.н. "конкретного монизма", осн. на положении о том, что в религии осуществляется единство человеч. духа и бога ("Религия как самосознание бога" – "Die Religion als Selbstbewusstsein Gottes", 1906). Занятия позднеантич. философией привлекли Д. к проблеме происхождения христ. догмы об Иисусе (см. Иисус Христос). В соч. "Миф о Христе" ("Die Christusmythe", 1909, рус. пер., т. 1–2, 1923–24) и "Легенда о Петре" ("Die Petruslegende", 1910) Д. пришел к выводу, что весь евангельский рассказ об Иисусе Христе является вымыслом. Эти работы стали предметом длительной полемики между протестантскими богословами и сторонниками мифологич. школы. Последующие труды Д. посвящены исследованию библейских мифов и анализу гностицизма, к-рый рассматривался им как осн. источник христианства ("Происхождение христианства из гностицизма" – "Die Entstehung des Christentums aus dem Gnostizismus", 1924, рус. пер. 1930). В этих работах Д., популяризируя идеи представителей мифологич. школы, доказал, что весь евангельский рассказ является плодом значительно более позднего мифотворчества раннехрист. проповедников. Ценность работ Д. по истории раннего христианства заключается в наглядной критике традиц. церк. концепций о Христе. Как бурж. историк Д. исходил из идеалистич. взглядов на историю христианства, не рассматривал социально-экономич. корней раннего христианства, преувеличивал роль гностицизма как якобы гл. источника раннехристианской идеологии. Критикуя церк. традицию, Д. стремился не разоблачать христианство, а лишь очистить его от чересчур явных нелепостей. Опровергая старые религ. предрассудки, Д., по характеристике Ленина, " высказывается за религию, только подновленную, подчищенную, ухищренную..." (Соч., т. 33, с. 205). Одновременно Ленин подчеркивал необхдимость "„союза“ с Древсами" и использования трудов Д. "... в борьбе с господствующими религиозными мракобесами" (там же). Соч.: Psychologie des Unbewussten, В., 1924; Die deutsehe Spekulation seit Kant..., Bd 1–2, 3 Aufl., [В.], 1925; Lehrbuch der Logik, В., 1928; Der Ideengehalt von R: Wagners dramatischen Dichtungen im Zusammenhange mit seinem Leben und seiner Weltanschauung, Lpz., [1930]; в рус. пер. – Жил ли Христос?, М., 1924; Жил ли апостол Петр?, М., 1924; Миф о деве Марии, [М., 1926]; Историзация бога Иисуса, в кн.: Из истории христианского культа, М., 1928; Отрицание историчности Иисуса в прошлом и настоящем, [М.], 1930. Я. Ленцман. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.