ДРЕВС АРТУР

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

ДРЕВС Артур
философ; p. 1.11.1865 (Итерзен) — ум. 19.7.1935 (Ахерн); с 1898 — профессор Высшей технической школы в Карлсруэ; последователь Гегеля и Эдуарда фон Гартмана; представитель пантеистической метафизики, которую он называл «конкретным монизмом». В своей книге «Die Christusmythe» (1909—1911, 1924; рус. пер.: Миф о Христе, 1926) Древе оспаривал историческое существование Иисуса. Осн. соч.: Die deutsche Spekulation seit Kant, 2 Bde., 1893,1924; Die Religion als Selbstbewußtsein Gottes, 1906, 1925; Eduard von Hartmanns philosophisches System im Grundriß, 1906; Psychologie des Unbewußten, 1924; Lehrbuch der Logik, 1928; Richard Wagner, 1934.
Philosophie der Gegenwart in Selbstdarst. 5. Bd., 1924; H. Lübbe, A. D. in N. Dt. Biogr., 1959.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ДРЕВС Артур
1865-1935) - нем. историк и философ-идеалист, крупнейший специалист по истории раннего христианства. Примыкая к мифологической школе, Д. доказал неисторичность еванг. персонажей (Христа, Марии, Петра и др.) и в противовес церк. точке зрения, относящей время создания евангелий к 1 в., достоверно датировал их 2 в. Д. преувеличивал значение гностицизма в возникновении христианства. Хотя сочинения Д. способствовали подрыву церк. интерпретации «св. истории» и вызвали ожесточенные нападки теологов, Д. все же, по словам Ленина, «высказывается за религию, только подновленную, подчищенную, ухищренную» (т. 45, с. 27) и тем самым является прямым и сознательным реакционером. Тем не менее Ленин подчеркивает, что «союз с древсами» необходим для борьбы с религ. реакцией.

Источник: Атеистический словарь

Древс, Артур
Drews) (1.11.1865, Итерзен, - 19.7.1935, Ахерн), немецкий философ-идеалист, последователь Э. Гартмана. Профессор политехнического института в Карлсруэ (с 1898 г.). В основе бытия, по Д., лежит иррациональная и божественная стихия, обретающая самосознание в религиозно-философском творчестве человека. С позиции этого «конкретного», или «динамического», пантеизма Д. выступил против христианства, утверждая веру в бессознательный божественный дух. Д. приобрел известность как плодовитый популяризатор т. н. мифологической школы в религиеведении. Его интерпретация образов Христа и других новозаветных персонажен как безличных астральных символов основана на гипотезах Дж. Фрейзера, Дж. Робертсона и других историков религии. В конце жизни разрабатывал расовую «германскую религию» (книга о Р. Вагнере «R. Wagner», 1934, толкование свастики и т. п.), смыкаясь с идеологией нацизма. Сергей Аверинцев. София-Логос. Словарь

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

ДРЕВС Артур
(Drews, 1865-1935) - нем. бурж. философ-идеалист, представитель мифологии, школы в изучении происхождения христианства. Д. убедительно показал, что весь еванг. рассказ - плод мифотворчества и его составление евангелистами относится не к I, a ко II в. н. э. Осн. непосредств. источником христианства Д. считал гностицизм, но, по-видимому, он ошибался. Книги Д. «Миф о Христе» (1909; имеется русский перевод: Т. 1—2. М., 1923—1924), «Легенда о Петре» (1910), «Происхождение христианства из гностицизма» (1924; русск. пер. - М., 1930), «Отрицание историчности Иисуса в прошлом и в настоящем» (1926; русск. пер. - М., 1930) и др. - вызвали ожесточ. нападки как католич., так и протестантских богословов. Однако Д. вовсе не выступал против религии вообще. Характеризуя Д., В. И. Ленин писал, что он «высказывается за религию, только подновленную, подчищенную, ухищренную...» (Соч. Изд. 4. Т. 33, с. 205). В связи с этим В. И. Ленин называл Д. прямым в сознат. реакционером, к-рый помогает эксплуататорам заменять старые религ. предрассудки «новенькими, еще более гаденькими и подлыми предрассудками». Вместе с тем В. И. Ленин указывал на обязательность ««союза» с Древсами» в борьбе с религ. мракобесами.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

ДРЕВС АРТУР

1 ноября 1865, Ютерсон, Голштиния— 19 июля 1935? Карлсруэ) — немецкий философ, историк религии. Образование получил в Мюнхене, Берлине и Гейдельберге. С 1898—профессор Политехнической Академии в Карлсруэ.
Философские взгляды Древса сложились под влиянием философии бессознательного, разработанной Э. Гартманом. В частности, он поддерживал пантеистическую концепцию «конкретного монизма», основанную на единстве человеческого духа и Бога, активно критиковал положение Декарта о мыслящей субстанции, отстаивая первичность бессознательной воли относительно сознания. Значительная часть работ Древса посвящена истории идеалистических учений конца 18—19 вв. («Основы философской системы Э. Гартмана», 1902; «Философия Ницше», 1904 и др.). В нач. 20 в. Древс обратился к изучению позднеантичной философии («Плотин», 1907; «История монизма в древности», 1913), что привело его к проблеме происхождения христианской догмы об Иисусе. В работах «Миф о Христе» (1909—11) и «Легенде о Петре» (1910) Древс делает вывод о том, что евангельская версия происхождения Христа, ставшая предметом длительных споров между протестантскими богословами и сторонниками мифологической школы происхождения религии, является вымыслом. Поздние труды Древса посвящены исследованию библейских сюжетов и анализу гностицизма, который он считал главным источником раннего христианства, а сам евангельский сюжет — плодом значительно более позднего мифотворчества проповедников христианства. Древс считал заключенную в христианстве правду вневременным символом универсального процесса, которая обнаруживается только при отделении ее от конкретной исторической фигуры. В то же время он пытался идентифицировать персонажей Нового Завета с мистическими фигурами эзотерических культов, представить Иисуса в образе Бога-солнце, а апостолов — в виде двенадцати знаков Зодиака.
Соч.: Eduard von Hartmanns Philosophie und der Materialismus in der modernen Kultur. Lpz., 1889; Die deutsche Spekulation seit Kant, Bd 1—2. В., 1894; Die Religion als Selbstbewusstsein Gottes. Jena, 1907; Die Christusmythe, Bd 1—2. Jena, 1909—il; Жил ли Христос? М., 1924; Жил ли апостол Петр? М., 1924; Миф о деве Марии. М., 1926; Отрицание историчности Иисуса в прошлом и настоящем. М., 1930; Миф о Христе, т. 1-2. М., 1923-24.
М. Н. Архипова

Источник: Новая философская энциклопедия

ДРЕВС АРТУР

(1 ноября 1865 – 19 июля 1935) – нем. философ-идеалист, один из представителей мифологич. школы происхождения религии. Проф. философии в Политехнич. ин-те в Карлсруэ (с 1898). Значит. часть работ Д. посвящена истории идеалистич. учений конца 18 и 19 вв. ("Основы философской системы Э. Гартмана" – "Е. von Hartmanns philosophisches System im Grundriss", 1902, "Философия Ницше" – "Nietzsches Philosophie", 1904, и др.). В нач. 20 в. Д. перешел к изучению позднеантич. философии ("Плотин..." – "Plotin...", 1907, "История монизма в древности" – "Geschichte des Monismus im Altertum", 1913). Для теоретич. позиций Д. характерна ориентация на волюнтаристскую и пессимистич. концепцию его учителя Э. Гартмана. В частности, Д. упорно защищал выдвинутую Гартманом фидеистич. теорию т.н. "конкретного монизма", осн. на положении о том, что в религии осуществляется единство человеч. духа и бога ("Религия как самосознание бога" – "Die Religion als Selbstbewusstsein Gottes", 1906). Занятия позднеантич. философией привлекли Д. к проблеме происхождения христ. догмы об Иисусе (см. Иисус Христос). В соч. "Миф о Христе" ("Die Christusmythe", 1909, рус. пер., т. 1–2, 1923–24) и "Легенда о Петре" ("Die Petruslegende", 1910) Д. пришел к выводу, что весь евангельский рассказ об Иисусе Христе является вымыслом. Эти работы стали предметом длительной полемики между протестантскими богословами и сторонниками мифологич. школы. Последующие труды Д. посвящены исследованию библейских мифов и анализу гностицизма, к-рый рассматривался им как осн. источник христианства ("Происхождение христианства из гностицизма" – "Die Entstehung des Christentums aus dem Gnostizismus", 1924, рус. пер. 1930). В этих работах Д., популяризируя идеи представителей мифологич. школы, доказал, что весь евангельский рассказ является плодом значительно более позднего мифотворчества раннехрист. проповедников. Ценность работ Д. по истории раннего христианства заключается в наглядной критике традиц. церк. концепций о Христе. Как бурж. историк Д. исходил из идеалистич. взглядов на историю христианства, не рассматривал социально-экономич. корней раннего христианства, преувеличивал роль гностицизма как якобы гл. источника раннехристианской идеологии. Критикуя церк. традицию, Д. стремился не разоблачать христианство, а лишь очистить его от чересчур явных нелепостей. Опровергая старые религ. предрассудки, Д., по характеристике Ленина, " высказывается за религию, только подновленную, подчищенную, ухищренную..." (Соч., т. 33, с. 205). Одновременно Ленин подчеркивал необхдимость "„союза“ с Древсами" и использования трудов Д. "... в борьбе с господствующими религиозными мракобесами" (там же). Соч.: Psychologie des Unbewussten, В., 1924; Die deutsehe Spekulation seit Kant..., Bd 1–2, 3 Aufl., [В.], 1925; Lehrbuch der Logik, В., 1928; Der Ideengehalt von R: Wagners dramatischen Dichtungen im Zusammenhange mit seinem Leben und seiner Weltanschauung, Lpz., [1930]; в рус. пер. – Жил ли Христос?, М., 1924; Жил ли апостол Петр?, М., 1924; Миф о деве Марии, [М., 1926]; Историзация бога Иисуса, в кн.: Из истории христианского культа, М., 1928; Отрицание историчности Иисуса в прошлом и настоящем, [М.], 1930. Я. Ленцман. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.