знания на Древнем Востоке, которые вырабатывались с помощью популярных индуктивных обобщений непосредственного практического опыта и циркулировали в социуме по принципу наследственного профессионализма. Процессы изменения знания протекали стихийно; отсутствовала критико-рефлексивная деятельность по оценке генезиса познавательных результатов, их принятие осуществлялось на бездоказательной догматической основе в обход критического испытания; знание функционировало как набор готовых рецептов деятельности, что вытекало из его утилитарного, практико-технологического характера. Исторический тип познавательной деятельности, сложившейся на Древнем Востоке, соответствует в целом донаучной стадии развития интеллекта и собственно научным еще не является. (См. исторические формы науки).
В.В. Ильин
ДРЕВНЕВОСТОЧНАЯ НАУКА
ДРЕВНЕВОСТОЧНАЯ НАУКА
ДРЕВНЕВОСТОЧНАЯ НАУКА
это зачатки научных знаний в странах Древнего Востока, на основе чего зародилась версия, что древневосточная наука древнее, нежели античная: наука зарождается в Древнем Египте, который располагал группой посвященных людей, владеющей глубокими знаниями области математики, медицины, географии, химии, астрономии. Эти знания носили характер предписаний и отвечали на потребности, развивающегося земледельческого общества. Из Древнего Египта пришли основные тайные оккультные учения, которые оказывали сильное влияние на мировосприятие всех народов. Из этих тайных знаний заимствовали свои научные идеи Индия, Персия, Китай, Япония, Древняя Греция и Рим (так, Пифагор изучал священную математику в храмах египетских жрецов). Многообразные области человеческого знания (медицина, химия, астрология, музыка, акустика, риторика, магия, философия, математика, геометрия, анатомия, география и ораторское искусство) имеют самый древний возраст из всех ныне известных и существующих систем знания. Египтяне создали карты неба, создали описание созвездий, вели наблюдение за планетами, изобрели календарь. Эти знания Древнеегипетской цивилизации – щедрый дар для последующего развития науки. Особенностью изучения египетских знаний является их недоступность для широкого круга ученых. Они считались тайной, хранились жрецами и передавались только ученикам и посвященным. Строго запрещалось совершать при свидетелях определенные церемонии, основанные на магических знаниях. Строго наказывалась каждая попытка завладеть магическими священными книгами.
Источник: Философия науки и техники: словарь