ДРЕВНЕВАВИЛОНСКАЯ РЕЛИГИЯ И МИФОЛОГИЯ

Найдено 1 определение
ДРЕВНЕВАВИЛОНСКАЯ РЕЛИГИЯ И МИФОЛОГИЯ
Система верований, получившая общее название "вавилонская религия", создавалась на протяжении тысячелетий различными народами Двуречья (Месопотамии): шумерийцами, аккадийцами (вавилонянами), ассирийцами и др. Древнейшие верования этих народов, соответствующие периоду первобытнообщинного строя (фетишизм, тотемизм, культ предков), сохранились на поздних этапах в виде пepeжитков, напр. почитание фантастич. быка с человеч. лицом, бога воды Эа с рыбьим хвостом и др. Особое распространение в Д. р. и м. получил культ космич. и астральных божеств. возникший из первобытного преклонения перед различными силами природы. Шумерийские жрецы перерабатывали нар. верования и уже к 3 тыс. до н.э. создали фантастич. систему космогонии. Первичным элементом признавался вечный и беспредельный океан, олицетворенный в виде богини-прародительницы Намму (или Тиамат). В ее недрах появилась гигантская гора, представлявшая собой небо (бог Ану) и землю (богиня Ки), соединенные в одно целое. Бог воздуха Энлиль отделил их друг от друга и породил первое светило – луну (бог Наннар, или Син), а луна породила остальные планеты, включая солнце (бог Уту, или Шамаш) и звезды. В древневавилонской религии и мифологии признавались 4 осн. элемента: первичный океан, обтекающий Вселенную; небо в виде двойного металлич. свода; атмосфера, заполненная светящимися воздушными телами; земля, представляемая в виде плоского диска. Наряду с этими стихиями обоготворялись также ветры, буря, огонь, поля и т.д. Существовало также представление о борьбе злых и добрых духов. Сдвиги в экономике и в социальных отношениях Вавилона оказывали влияние и на развитие религ. представлений. Развитие с. х-ва выдвинуло на первый план земледельч. и скотоводч. культы (бог воды Энки, или Эа, – создатель ирригации и с.-х. орудий, богиня плодородия Иштар и ее супруг страждущий бог Таммуз и др.). Усиление классовых противоречий и создание рабовладельч. деспотии изменило культ и представления о функциях богов. Иштар стали представлять в виде грозной богини-воительницы, помогающей царю в борьбе с врагами. Местного бога г. Вавилона (Мардука) провозгласили творцом Вселенной, верховным богом Вавилонии, к-рому др. божества обязаны повиноваться. Возникают учения о божественности царя и царской власти. В Нововавилонском царстве (7–6 вв. до н.э.) делались попытки установления монотеизма и централизации культа. Количество жрецов увеличивалось, система иерархии и культ укреплялись и усложнялись. В догматике большую роль получает учение о творении посредством слова (вместо первоначальной теории порождения одних стихий другими). Представления о загробном мире носили пессимистич. характер. Души умерших считались обреченными на жизнь в вечном мраке и питание прахом. Нек-рые вавилонские мыслители делали попытки преодолеть религ. традиции и провозглашали бессмысленность религ. культа (напр., в "Разговоре господина со своим рабом"). Однако выработать последовательное атеистич. миросозерцание они не могли. Лит.: Струве В. В., Диалог господина и раба "О смысле жизни", в сб.: Религия и общество, Л., 1926, с. 41–59; его же, История Древнего Востока, [2 изд., М.], 1941, гл. 10; ?юменев А. И., О предназначении людей по мифам древнего Двуречья, "Вестн. древней истории", 1948, No 4, с. 14–23; Авдиев В. И., История Древнего Востока, 2 изд., [M.], 1953, гл. 4; Jastгоw M., Die Religion Babyloniens und Assyriens, Bd 1–2, Giessen, 1905–12; Conteneau G., Le d?luge babylonien suivi de Ishtar aux enfers. La tour de Babel, P., 1941; Moortgat ?., Tammuz. Der Unsterblichkeitsglaube in der alt-orientalischen Bildkunst, В., 1949; Kramers. ?., Sumerian mythology, Phil., 1944 ("Memoirs of the Amer. philosю soc", v. 21); его же, From the tablets of Sumer, Indian Hills (Colorado), [1956], ch. 12.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.