сложное синкретическое явление с развитым семейно-родовым предков культом, яркими формами культа природы и общинными земледельческими культами. Все эти формы религии соответствовали патриарх.-родовому устройству слав. племен. Д.-с. р. политеистична. В качестве высш. божества у др. славян выступал бог грозы Перун. Широко почитались также бог неба Сварог и его сыновья — боги солнца, огня и ветра: Дож-бог, Хоре, Стрибог, «скотий» бог и бог богатства Велес (Волос), богиня Мокошь - покровительница прядения, ткачества и вообще женских работ. Зап. славянами почитался бог удачи и счастья Белбог. Известны имена таких племен, слав. божеств, как Святовит и Ругевит (о. Рюген), Радегост (у лютичей), Триглав (у поморян), богиня Сива (у полабских славян) и др. Кроме того, с земледелием, с зимним и летним солнцеворотом, вообще с аграрным календарем и аграрными работами связываются такие антропоморфные олицетворения, как Семик, Ярило, Купала и др. Ярило, по мнению мн. ученых, был божеством растит, мира, земледелия и плодородия. Др. божества не вполне изучены, хотя в их образах заметна персонификация «умирающих» и «воскресающих» божеств растит. мира. Как в любой политеистич. религии, в Д.-с. р. широко представлен пантеон духов - олицетворений природы.
ДРЕВНЕСЛАВЯНСКАЯ РЕЛИГИЯ
ДРЕВНЕСЛАВЯНСКАЯ РЕЛИГИЯ
Источник: Атеистический словарь
ДРЕВНЕСЛАВЯНСКАЯ РЕЛИГИЯ
религ. верования и культы, господствовавшие у славян до их христианизации, на этапе первобытнообщинных (патриарх.-родовых) отношений. Несмотря на нек-рые местные различия, Д.-с. р. обладала рядом общих черт, в частности - широким распространением первобытной магии, ярко выраженным культом предков патриархального происхождения, культом природы. Магия занимала едва ли не центр, место в Д.-с. р. и не только пронизывала религ. обрядность, но прочно держалась также в быту и промысл.хоз. деятельности слав, племен и народов. Так, в овине на гумне произносились магич. заклинания, чтобы «обеспечить» будущий урожай, благополучие семьи и ее хоз-ва. Магич. (очистит, и жертв.) свойства приписывались огню, к-рый также был объектом поклонения. Печение и поедание на масленицу блинов, своей круглой формой символизировавших Солнце, по воззрениям древних славян, должно было магически способствовать скорейшему приходу весны. Чтобы «способствовать успеху» в земледелии и скотоводстве, при охоте и на рыбном промысле, славянами в древности также совершались разл. магич. действия. Волхвы, кудесники, чародеи, вещуны, ведуны, знахари, ворожеи, бахари - таковы др.-русские наименования лиц, занимавшихся магией. Древнейшее летописное известив о кудесниках относится к 912 и повествует о том, как была предсказана смерть киевскому князю Олегу; эта летописная повесть послужила сюжетом для «Песни о вещем Олеге» А. С. Пушкина. Летопись рассказывает о волхве, к-рый похвалялся в Новгороде тем, что может пройти по р. Волхову, как по суше. Название р. Волхова также связано с верой в «волшебство»: река, меняя направление течения, якобы предсказывала важные события в жизни народа. Распространяя свое вероучение среди славян, христ. церковники пытались искоренить местные первобытно-магич. представления и обряды. Вместе с тем нек-рые из этих обрядов были в переосмысл. виде включены в христ. культ (молебствия о дожде, окропление «св. водой» скота перед первым его выгоном на пастбище, переплетение церк. обрядности с с.-х. календарем и земледельч. магией и т. п.). Пережитки первобытно-религ. представлений и обрядов наблюдаются еще и ныне кое-где в сельских местностях нашей страны и др. слав, стран.
Культ предков в Д.-с. р. носил подчеркнуто патрилинеальный характер. Женских божеств, аналогичных Гере, Афине, Афродите и т. п. др.-слав. пантеон не знал. Баба-яга, к-рой приписывалась злокозненность, в слав, мифологии являлась, по-видимому, реликтовым (пережиточным) персонажем, превращенным в антитезу «добрым» отцовским предкам, культ к-рых сложился у славян в результате ниспровержения материнского родового строя. Сказанное относится также к кикиморе (шишиморе) и русалке. Главенствующей фигурой др.-слав. культа предков был чур (щур) - мифологич. прародитель и покровитель рода. Этот обожествл. «предок» мыслился в роли незримой охраняющей силы людей; отсюда заклинат. формула против «злых духов»: «чур меня, чур!». Впоследствии представления о чуре были вытеснены образом домового, божества домашнего очага. По нар. поверьям, «свой» домовой - добрый, а «чужой» - злой, «лихой». Пережитком др.-слав. культа предков является обычай посещать могилы родителей на «радуницу»; в прошлом на «радуницу» приносили пищу на могилы, поливали их медом и брагой и «выкликали» имена предков, приглашая их к ритуальной трапезе.
Культ природы, занимавший весьма значит. место в Д.-с. р., запечатлен в пантеоне богов и многообр. обрядах и праздниках. Высшим богом древних славян считался Перун - «творец молнии», подобный инд. Индре, греч. Зевсу, римскому Юпитеру, герм. Тору. Образ Перуна у славян соединялся с представлением о небе и его олицетворением - Сварогом. Боги Солнца, ветра и огня - Дажбог, Хоре, Стрибог, а также бог скота Белес считались Сварожичами, т. е. сыновьями Сварога. Как бог весны и плодородия почитался Ярило. У балт. славян в качестве высших божеств почитались Святовит, Триглав, Радегост, также олицетворявшие силы природы; в чешской и польской мифологии им соответствует Крак, по имени к-рого назван г. Краков. Праздники древних славян, отражавшие культ природы (праздник зимнего солнцеворота, масленица, Купала, весеннелетние торжества в честь Ярила,праздники урожая и т. п.), сопровождались церемониями и обрядами магич. характера. В процессе христианизации слав, народов церковь во многом приняла их первобытный культ природы, приспособив к нему в особенности культ «святых».
К разл. отраслям хоз-ва были приписаны церк. «покровители» из числа «святых»: Акулина-гречишница, Алена-льняница, Евсей-овсяник, Фалалей-огуречник, Зосима-пчельник, Власий-скотник и т. д. Праздник зимнего солнцеворота слился с рождеством христовым, праздник Купалы превратился в день Иоанна Крестителя, праздники урожая - в «спасовы дни». В ходе социалистич. преобразования общества пережитки др.-слав. религ. верований и культов, кое-где еще наблюдаемые поныне как проявления отсталости и невежества, быстро изживаются.
Культ предков в Д.-с. р. носил подчеркнуто патрилинеальный характер. Женских божеств, аналогичных Гере, Афине, Афродите и т. п. др.-слав. пантеон не знал. Баба-яга, к-рой приписывалась злокозненность, в слав, мифологии являлась, по-видимому, реликтовым (пережиточным) персонажем, превращенным в антитезу «добрым» отцовским предкам, культ к-рых сложился у славян в результате ниспровержения материнского родового строя. Сказанное относится также к кикиморе (шишиморе) и русалке. Главенствующей фигурой др.-слав. культа предков был чур (щур) - мифологич. прародитель и покровитель рода. Этот обожествл. «предок» мыслился в роли незримой охраняющей силы людей; отсюда заклинат. формула против «злых духов»: «чур меня, чур!». Впоследствии представления о чуре были вытеснены образом домового, божества домашнего очага. По нар. поверьям, «свой» домовой - добрый, а «чужой» - злой, «лихой». Пережитком др.-слав. культа предков является обычай посещать могилы родителей на «радуницу»; в прошлом на «радуницу» приносили пищу на могилы, поливали их медом и брагой и «выкликали» имена предков, приглашая их к ритуальной трапезе.
Культ природы, занимавший весьма значит. место в Д.-с. р., запечатлен в пантеоне богов и многообр. обрядах и праздниках. Высшим богом древних славян считался Перун - «творец молнии», подобный инд. Индре, греч. Зевсу, римскому Юпитеру, герм. Тору. Образ Перуна у славян соединялся с представлением о небе и его олицетворением - Сварогом. Боги Солнца, ветра и огня - Дажбог, Хоре, Стрибог, а также бог скота Белес считались Сварожичами, т. е. сыновьями Сварога. Как бог весны и плодородия почитался Ярило. У балт. славян в качестве высших божеств почитались Святовит, Триглав, Радегост, также олицетворявшие силы природы; в чешской и польской мифологии им соответствует Крак, по имени к-рого назван г. Краков. Праздники древних славян, отражавшие культ природы (праздник зимнего солнцеворота, масленица, Купала, весеннелетние торжества в честь Ярила,праздники урожая и т. п.), сопровождались церемониями и обрядами магич. характера. В процессе христианизации слав, народов церковь во многом приняла их первобытный культ природы, приспособив к нему в особенности культ «святых».
К разл. отраслям хоз-ва были приписаны церк. «покровители» из числа «святых»: Акулина-гречишница, Алена-льняница, Евсей-овсяник, Фалалей-огуречник, Зосима-пчельник, Власий-скотник и т. д. Праздник зимнего солнцеворота слился с рождеством христовым, праздник Купалы превратился в день Иоанна Крестителя, праздники урожая - в «спасовы дни». В ходе социалистич. преобразования общества пережитки др.-слав. религ. верований и культов, кое-где еще наблюдаемые поныне как проявления отсталости и невежества, быстро изживаются.