ДРЕВНЕСЛАВЯНСКАЯ РЕЛИГИЯ И МИФОЛОГИЯ
ДРЕВНЕСЛАВЯНСКАЯ РЕЛИГИЯ И МИФОЛОГИЯ
На ранних ступенях обществ. развития у древних славян не было единой религии; родоплеменные культы объединялись в процессе формирования слав, народностей. В своем развитии религия и мифология древних славян проходили ступени тотемизма, анимизма и т.д. Для религ. верований славян характерно представление о природе как мире живых существ – духов, к-рых почитали; славяне верили и поклонялись лесовикам (лешим, полесунам, полудницам), водяным и берегыням (позднее – русалкам), полевикам, упырям (вампирам) и др. демонам. Они одухотворяли горы и камни, рощи и деревья (гл. обр. дубы, у чехов – липы), животных (гл. обр. медведя, вепря, тура, коня), верили в свое сверхъестеств. родство с тотемами, что порождало веру в принятие тотемом человеч. образа (личины) и превращение людей в зверей (оборотни, вурдалаки, у поляков – vilkolaki). Обожествление земных сил сочеталось с обожествлением сил небесных. Славяне верили, что космич. и атмосферными явлениями, от к-рых зависела их судьба как земледельцев, управляют божества. В славянской мифологии божеством небесного света являлся Сварог, сыном к-рого считался Сварожич – огонь; местными вариантами бога Солнца были Триглав – творец неба, земли и воды у поморян, четырехликий Святовит (Свантевит) у лютичей, семиликий и восьмирукий Яровит (Геровит) у гаволян. С солярным культом (т.е. культом Солнца) был связан характерный для славян обычай трупосожжения. Славяне верили в богиню земного плодородия (у русов – Мать-земля, у чехов и полабов – Жива), в бога ветров и бурь Стрибога (у поляков – Самовила). Сезонно-календарная обрядность славян-земледельцев была связана с солярным культом. В условиях расцвета родового строя развились верования в бессмертие душ умерших предков, к-рые именовались "навье". Древние славяне верили, что умершие предки (Род, Шур, Рожаницы, у чехов – судички) в загробной жизни продолжают заботиться о своем роде. Вера в загробную жизнь души и временное возвращение ее в среду живых породили соответствующие похоронные обряды и поминальные "навьи дни" (позднее – "родительские"). Души умерших девушек почитались под именем русалок (мавок, навок). Культ предков исчезал постепенно вместе с родовым строем и место покровителей рода занимали духи моногамной семьи-домовые (у зап. славян – господарики, шетки, пенаты, skritky); из общего сонма духов стали выделять небожителей – богов. В 6 в. славяне верили, что "один только бог – творец молний является владыкой над всеми" (Прокопий, III, 14); общеславянский бог позднее именовался у русов – Перун, у болгар – Пырин, у поморян – Перуновец. Но в раннефеод. слав, обществе политеизм не исчез. Зарождение имуществ. и социального неравенства породило представление об иерархии и дифференциации в мире духов. Гл. богами слав. знати стали Перун (Радгост, Святовит), наделенный теперь функциями бога войны, и Велес (у русов – Волос) – бог скота и богатства. С возникновением др.-слав. раннефеод. монархий совершился переход к монотеизму путем принятия христ. религии. В конце 1-го тысячелетия христ. церковь объявила др.-слав. религ. верования "язычеством", а др.-слав. богов "бесами" – слугами антихриста. После крещения славян среди них распространилось "двоеверие": сочетание внешней христ. обрядности с верой в древних богов (см., напр., Богомильство). Лит.: Котляревский ?., О погребальных обычаях языческих славян, М., 1868; Забелин И. Е., История русской жизни с древнейших времен, ч. 1–2, М., 1876–79; Аничков Е. В., Язычество и древняя Русь, СПБ, 1914; Гальковский ?. ?., Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси, X., 1916; Зеленин Д. К., Очерки русской мифологии, вып. 1, П., 1916; Погодин А. Л., Опыт языческой реставрации при Владимире, "Тр. рус. ученых за границей", т. 2, Берлин, [1922]; Токарев C. ?., Религиозные верования восточнославянских народов XIX – начала XX вв., М.–Л., 1957; ?afarjk P. J., Slowansk? staro?itnosti, Praha, 1837; Leger L., La mythologie slave, P., 1901; Br?ckner ?., Mitologja s?owia?ska, Kr., 1918; Jagi? V., Zur slavischen Mythologie, "Arch. Slav. Philologie, В., 1920, Bd 37; Mansikka V. J., Die Religion der Ostslaven, Hels., 1922; Niederle L., Slovansk? staro?itnosti Oddil kulturni. ?ivot stanfeh slovan?, dl. 1, sv. 1–2, Praha, 1911–13; dl. 2, sv. 1, 2 vyd., Praha, 1924; в рус. пер. – Славянские древности, M., 1956; его же, Manuel de l´antiquit? slave, t. 1–2, [P.], 1923–26; Saturn?k Th., Slovansk? staro?itnosti. Oddil kulturni. ?ivot star?ch slovan?, dl 2, sv. 2 – О pr?vu soukrom?m..., Praha, 1934.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.