ДРЕВНЕРИМСКАЯ РЕЛИГИЯ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское]

ДРЕВНЕРИМСКАЯ РЕЛИГИЯ
система политеистич. верований др.-римск. рабовлад. общества. Для Д.-р. р. характерна вера в духов -покровителей природы, сельской жизни, сельского труда. К ним относятся Сильван. Фавн, Сатурн (первоначально бог посевов). Марс (первоначально бог полей и урожая, позднее - бог войны). Юпитер (первоначально бог погоды, впоследствии - гл. божество в Риме). В плебейской среде особенно почитались Церера (богиня злаков), Либер (бог виноградников) и Либера. В патриарх, общине почитали богов и демонов домашнего очага (Лары, Пенаты, Веста, Пан). В Д.-р. р. отчетливо видны элементы фетишизма (культ деревьев, рощ, земли), тотемизма (культ ряда животных, напр. волка). Мифотворчество в Д.-р. р. испытывало сильное влияние мифологии др. народов, особенно греков. С образованием классов и гос-ва формирование римск. пантеона богов было в целом завершено. Боги Д.-р. р. стали общегосударственными. На первый план выдвигается почитание Юпитера, Юноны и Минервы, к-рым был посвящен храм на Капитолии (отсюда название - капитолийская триада). Высшим среди богов, «отцом богов», олицетворявшим могущество Рима, был признан Юпитер. Греч. влияние на Д.-р. р. выразилось особенно ярко в культе Аполлона и Артемиды-Дианы. С превращением римск. гос-ва в средиземноморскую державу в Риме появились вост. божества. Из Малой Азии проник культ матери богов - Кибелы. Во 2-3 вв. приобрел популярность культ Иран. бога солнца Митры. Для Д.-р. р. позднего периода характерен синкретизм. Кризис рабовлад. строя, породивший глубокие соц. и идеологич. перемены в жизни римск. общества, стал гл. причиной перехода широких народных масс от политеистич. греко-римск. религии к монотеистич. христианству.

Источник: Атеистический словарь

ДРЕВНЕРИМСКАЯ РЕЛИГИЯ
одна из политеистич. мифологич. систем религии рабовладельч. общества с пережитками религ. представлений эпохи родового строя. Ведущей отраслью хоз-ва др.-римской общины было земледелие. В связи с этим для Д.-р. р. характерна вера в духов-покровителей природы, сельской жизни и сельского труда. Патриархализм общины обусловливал также особое почитание и обожествление душ предков (см. Предков культ) как покровителей домашнего очага - лар, пенат и т. п. В культе деревьев, рощ, земли, камней находили выражение черты фетишизма в Д.-ф. р. Черты тотемизма прослеживаются в культе ряда животных, в частности волка. Постепенно из массы мелких божков, олицетворявших силы природы и считавшихся покровителями тех или иных явлений действительности, религ. сознание древних римлян стало выделять отдельных осн. богов.
К тому периоду относится и возникновение мн. мифов о богах (процесс мифотворчества в Д.-р. р. позже испытал сильное воздействие со стороны мифологии др. народов, особенно греков). С образованием классов и гос-ва выделение гл. богов римского пантеона было в целом закончено. Боги Д.-р. р. становились общегосударственными, не связанными с к.-л. местностью. Оформление пантеона стало делом преимущественно знати и жречества. При этом нар. массы нередко поклонялись богам, не только не популярным у знати, но даже презираемым ею. Так, в эпоху империи излюбленным богом рабов, отпущенников и бедняков-свободных стал ранее мало известный Сильван. Круг римских богов, ставших государственными, ограничивался примерно 30. Высшим среди них - »отцом богов», олицетворявшим могущество Рима, - был признан Юпитер. В установленный в Риме обязательный для всех граждан культ вошел культ т.н. капитолийской троицы (Юпитер, Юнона и Минерва). В римском религ. культе, как частном, так и общегосударственном, строго соблюдались древние традиции, восходящие к родовому строю. В частности, это проявилось в обилии магич. обрядов («очистительных», «просительных», «умилостивительных» и др.), в системе гаданий (см. Авгуры) и заклинаний, в древних способах жертвоприношения (в жертву богам приносились животные и растит, плоды), во время к-рого применялись давно вышедшие из употребления каменные орудия и грубая глиняная посуда. Отправление культа находилось в руках жреч. коллегий. Среди них выделялась коллегия понтификов, возглавляемая «великим понтификом». Д.-р. р., ввиду постоянного контакта римлян со мн. народами, испытала на себе глубокое влияние чужеземных верований. Напр., Юнона и Минерва имели этрусское происхождение. От этрусков же были заимствованы мн. религ. обряды и орг-ция жреч. коллегий. Под влиянием греков произошло почти полное отождествление римских богов с греческими. Юпитер был отождествлен с Зевсом, Юнона - с Герой, Сатурн - с Кроносом, Венера - с Афродитой и т. д. С превращением римского гос-ва в средиземноморскую державу Рим испытал сильное влияние вост. культур. Из М. Азии уже во II в. до н. э. проник в Рим культ богини Кибелы. В эпоху империи получил широкое распространение культ таких божеств, как егип. Исида, фригийская Аттис, сирийская Атаргатис, каппадокийская Беллона.
Широкую популярность во II—III вв. приобрел культ иранского солн. бога Митры. Для религ. жизни периода поздней империи характерен синкретизм. Самые разл. обряды, боги, верования сливались в Риме. Смешение богов во многом зависело от присвоения одинаковых функций разл. богам. Каждое божество считалось всемогущим, ему присваивались атрибуты всех иных богов. Это явилось одной из причин подрыва политеистич. системы Д.-р. р. и подготовки перехода римлян к религ. монотеизму. «Старые национальные боги, - как писал Ф. Энгельс, - пришли в упадок, этой участи не избежали даже римские боги, скроенные по узкой мерке города Рима» (Маркс К. и Энгельс Ф. Изд. 2. Т. 21, с. 313). Общий кризис рабовладельч. общества к нач. н. э., породивший глубокие социальные, а вместе с тем идеологич. и проч. перемены в жизни римского общества, послужил могучей осн. причиной перехода громадных масс людей от политеистич. греко-римской религии к монотеистич. христианству. Христианство стало римской гос. религией с нач. IV в. Однако дохрист. греко-римские верования и представления даже после этого полностью не исчезли. В значит. части они в видоизмененной форме вошли в новую религию. Широкое распространение в христианстве получил культ «святых», и почти все античные боги, духи и герои - Юпитер, Венера, Сильван, Меркурий, Посейдон и множество др. богов - стали у христиан «святыми», иногда лишь под др. именами. Храмы античных богов нередко превращались в христ. церкви. Культ предков в виде почитания душ умерших христ. церковь также освятила своим авторитетом. Сохранились и мн. «языч.» праздники, хотя и под другими названиями.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.