ДРЕВНЕРИМСКАЯ РЕЛИГИЯ И МИФОЛОГИЯ
ДРЕВНЕРИМСКАЯ РЕЛИГИЯ И МИФОЛОГИЯ
Д. р. и м. наряду с религ. и мифологич. представлениями, заимствованными из древнегреческой религии и мифологии, характеризуются рядом оригинальных образов и культов. К ним относятся божества и демоны человеч. быта, включая божества отд. индивидуумов, семей, родов и племен – Лары, Пенаты, Веста, Паны; боги и демоны земледелия и скотоводства – Сильван, Фавн, Вертумн и Помона, Сатурн (первоначально бог посевов, отождествленный в дальнейшем с греч. Кроносом), Марс (первоначально растит. демон, в дальнейшем божество племени латинян, а затем – бог войны), Юпитер (бог неба, клятв и договора), ставший гл. божеством в Риме вместе с Марсом и Квирином (гением сабинского племени). В связи с социальным положением плебеев в их среде особенно почитались божества, связанные с земледелием, – Церера, Либер и Либера. В дальнейшем выдвигается на первый план почитание Юпитера, Юноны и Минервы, с к-рыми начинало проникать в Рим греч. влияние, достигшее наиболее яркого выражения в культе Аполлона и Артемиды-Дианы; Юпитер, Аполлон и Диана становятся верховными божествами рабовладельч. гос-ва. Проникновение римского владычества на Восток привело к появлению вост. божеств и прежде всего матери богов – Кибелы, статуя к-рой торжественно была ввезена в Рим в конце 3 в. до н.э. В дальнейшем появились культы Митры, Исиды, каппадокийской богини Ma, известной под именем Беллоны, и др. Эти культы возникли на основе разложения рабовладельч. империи и вносили мистич. оргиазм в строго дисциплиниров. др.-рим. религию. Многочисл. вост. культы, сливаясь в одну универсальную религию, привели к возникновению нек-рого рода языч. монотеизма, против к-рого боролось раннее христианство. Постепенно христианство упразднило языч. культы. Официальный конец Д. р. и м. – Миланский эдикт имп. Константина в 313 н.э., узаконивший христианство как гос. религию Римской империи. Окончат. упразднение всех языч. культов произошло при имп. Феодосии II (5 в. н.э.). Одной из особенностей Д. р. и м. является преобладание практически жизненных и утилитарных интересов, проявившихся не только в обожествлении отд. моментов человеч. быта, но и в религ. обосновании грандиозной Рим. империи со всем ее военным и юридич. аппаратом. Римляне обожествляли все практическое и житейски необходимое. Существовало более десятка богинь, функцией к-рых было заведование процессом воспитания ребенка. Если ребенок лежал в постели, то о нем заботилась Куба – богиня лежания ребенка в постели. Если ребенок ел, то этому помогала богиня еды Эдука, а питьем заведовала уже другая богиня – Потина. Если ребенок выходил из дома, то его вверяли заботам богини Абеоны, а когда он возвращался домой, то за ним следила богиня Домидука. Первый крик новорожденного ребенка тоже имел своего демона-покровителя Ватикана, но когда ребенок произносил впервые членораздельное слово, то выступал уже новый демон – Фабулин. Двенадцать богов заведовали полевыми работами, начиная от вспашки полей и кончая уборкой урожая. Этому соответствовало представление также и о внутр. жизни человека, имевшей своим покровителем т.н. гения. Этот знани был смертен, имел отношение ко всем мелочам человеч. жизни. Таковы же были гении семьи, рода, племени и гос-ва. Моралистич. и утилитарный характер Д. р. и м. сказывался в склонности римлян к обожествлению и персонификации отвлеченных понятий, под к-рыми нередко скрывалось простое обобщение отд. моментов практич. жизни и поведения человека. В Риме строились храмы Надежде, Согласию, Целомудрию, Благочестию и т.д. Другой особенностью Д. р. и м. был необычайный формализм соблюдения обрядов, доходивший до юридич. договорного толкования взаимоотношений человека и божества. Римлянин в юридич. порядке требовал содействия ему божества в том или другом жизненном деле. Едва ли какая-нибудь другая религия выдвигала на первый план юриспруденцию в таких размерах, в каких это происходило в Д. р. и м. С практическим характером Д. р. и м., несомненно, связан и характер рим. философии. Не случайно, что именно в Риме развиваются эпикурейство и стоицизм, появляется философия первого представителя неоплатонизма – Плотина. Лит.: Каждан А. П., Религия и атеизм в древнем мире, М., 1957; Штаерман Е. М., Мораль и религия угнетенных классов Римской империи, М., 1961; Зееманн О., Мифология греков и римлян, пер. с нем., М., 1893; Ревилль Ж., Религия в Риме при Северах, пер. с франц., М., 1898; Зелинский ?. ?., Рим и его религия, в сб.: Из жизни идей, т. 3, 2 изд., СПБ, 1910; Буассье Г., Римская религия от времен Августа до Антонинов, пер. [с франц.], М., [1914]; Кун ?. ?., Предшественники христианства (Восточные культы в Римской империи), М., 1922; Wissowa G., Religion und Kultus der R?mer, 2 Aufl., M?nch., 1912 (имеется библиогр.). А. Лосев. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.