религ. воззрения др. индусов, развивавшиеся от примитивных верований доарийск. эпохи до почитания многочисленных божеств, олицетворяющих силы природы, в период Вед. В доарийск. городах археологи часто обнаруживают статуэтки великой богини-матери, фигурки богини, связанной с плодородием, земледелием, растительностью. Вторжение ариев в Индию привело к изменению и усложнению религ. представлений. В религии этого периода объединились различные культы: др. обожествления явлений природы, предков культ, обрядовая магия, жертвоприношения. Ведич. религия насчитывала ок. 3 тыс. богов, особо почитались Варуна, Дьяус Питар - бог неба, Притхиви -богиня-мать земли, Индра, Митра, Агни, Адити - олицетворение женского начала. Главой богов считался Варуна, к-рый часто отождествляется в мифах с небом (Дьяусом) и наделяется качествами охранителя порядка и справедливости. Однако единый пантеон богов в этот период не складывается. Боги антропоморфны, враждуют с демонами, предводителем к-рых является Вритра - олицетворение засухи. К концу ведич. периода в результате перехода к оседлому скотоводству и земледелию религия также претерпевает серьезные изменения, делаются попытки систематизировать разрозненные ре-лиг. воззрения и создать единый пантеон. Боги из олицетворений сил природы становятся отражениями противоборствующих соц. сил. Так, Индра, бог грозы и бури, начинает почитаться как бог войны. Он ставится во главе пантеона, его окружают Маруты - боги бури и ветра. Бывший покровитель охотников и лесов - Рудра превращается в покровителя скотоводства, земледельцы поклоняются богу Пушану. Бог Брахма занимает в пантеоне ведич. религии скромное место, он лишь наблюдает за правильностью жертвоприношений. На рубеже 1 тыс. до н. э. с возникновением в Индии раннеклас. отношений Д.-и. р. трансформируется в брахманизм, ее боги входят в пантеон новой религии, но находятся на втором плане по отношению к Брахме - богу — создателю мира и олицетворению вселенной.