ДРЕВНЕЙ РУСИ КУЛЬТУРА

Найдено 1 определение
ДРЕВНЕЙ РУСИ КУЛЬТУРА
культура периода от сер. 1-го тысячелетия до первой половины ХIII в., включающая в себя К. древних славян и К. Киевской Руси. К. древних славян сформировалась в недрах группы восточных славянских племен, расселившихся к VI в. в Среднем Поднепровье. Древнерусская народность складывалась из нескольких этнических компонентов: славянского, балтийского, финно-угорского, при определенном влиянии северокавказского, германского и тюркского этнических элементов. Восточные славяне жили в условиях сочетания и последующего окончательного перехода от кочевого к оседлому образу жизни, они соединяли различные типы хозяйствования: промысловое, земледельческое и скотоводческое. К IХ в. у восточных славян постепенно складывалась система территориальных общин и княжеской власти, основанной на принципах военной демократии. Одной из характерных особенностей раннего периода развития древнерусской К. стал быстрый рост городов, а Киев и Новгород превратились в два главных центра формирующейся русской государственности. Расположенные на торговых и речных путях, древнерусские города были не только военными крепостями, но прежде всего средоточием княжеской власти, общественно-политической жизни, религиозных культов, и древнерусское государство во многом оформлялось как государство городской культуры. В К. восточных славян этого периода господствовала языческая религия, важнейшей частью которой была магия. По определению ак. Б.А. Рыбакова, славянское язычество было частью мирового комплекса первобытных воззрений, верований и обрядов, и ученый на основе древних источников выделил три периода в развитии древнеславянского язычества: обожествление сил природы, господство культа предков, рода и плодородия и, наконец, культ громовержца Перуна как покровителя формирующегося государства. В основе славянского язычества было признание двойственности мира, деление его на мирской и священный при одушевлении природных сил. Поклонение божествам и идолам, обладание священными предметами и изображениями должно было предохранять от бед и опасностей и давать некоторую власть над силами природы, составлявшими ближайшее окружение древних славян (река, лес, поле, животные). Знатоками языческих ритуалов, обрядов и культовых действий были жрецы (волхвы), которые также считались знахарями. Древнерусские памятники культуры указывают на существовавшее вплоть до Х в. «двоеверия», т.е. противоречивой нерасчлененности христианских и языческих верований, идей и нравственных норм. В 980 г. кн. Владимир предпринял первую и неудачную попытку религиозной реформы, суть которой состояла в объединении в едином пантеоне разнородных богов славян при главенстве Перуна. Восточные славяне имели довольно развитую обрядность и языческие ритуалы, связанные с божествами и идолами, что давало основание для развития скульптуры, резьбы, чеканки и некоторых видов прикладного искусства. На рубеже IХ—Х вв. происходит становление Киевской Руси как раннефеодального государства, расцвет которого пришелся на Х—ХI вв., что делает культуру Киевской Руси хронологически одной из самых «молодых» для всего западноевропейского средневековья. К основным факторам формирования Киевской Руси общепринято относить необходимость освоения новых географических пространств, соприкосновение и взаимодействие с многочисленными группами и народностями, населявшими соседние территории, постоянные контакты с Византией и Западной Европой, особенно тесные со славянской ее частью. Общей особенностью политической К. Д. Р. в домонгольский период было «сочетание монархического, аристократического и демократического правления» (Г.В. Вернадский). Для становления ранней российской государственности имело громадное значение принятие христианства и создание славянской письменности. В раннем средневековье Киевская Русь оказалась важным перекрестком культурных путей между Западом и Востоком, но наиболее многогранными были культурные связи с Византией, что отражало готовность Руси к освоению достижений и других культур. Практически все заимствования подвергались глубоким трансформациям под воздействием местных традиций, что в целом способствовало развитию культурной самобытности Киевской Руси. Византийское влияние было наиболее сильным в области религиозной культуры, церковной идеологии, изобразительного искусства и храмовой архитектуры. Решающее значение для развития древнерусской К. имела христианизация Руси, ознаменовавшаяся в 988—990 гг. принятием кн. Владимиром восточно-византийской ветви христианства — православия. Важнейшим фактором, повлиявшим на выбор кн. Владимира, было наличие прочных политических, экономических и культурных связей с Византией. Наряду с этим свое воздействие оказали принципы византийской государственности, основанные на зависимости духовной власти от императорской, а также отсутствие жестких языковых требований при богослужении. Благодаря христианизации Русь перестала быть «варварской» землей и оказалась включенной в общеевропейский мир. Христианство давало основу для социального и духовного объединения многоэтнического древнерусского общества. В результате в кругах светской и церковной элиты происходило становление русского православия как самобытного явления с его преимущественной ориентацией на духовное преобразование и самосовершенствование человека. Принятие христианства положило начало формированию православной русской культуры, и Киевская Русь достигает своего расцвета при правлении кн. Ярослава Мудрого (1019—1054), когда жизнь Руси была отмечена выдающимися явлениями средневековой городской культуры. Самобытное развитие древнерусской К. было связано с быстрым становлением славянской письменности на церковно-славянском, книжно-славянском языке, обслуживавшем церковно-учительскую литературу, науку и ставшем основой русского литературного языка. Важным фактором развития письменности на Руси признается общеславянская деятельность миссионеров Константина (Кирилла) (ок. 827—869) и его брата Мефодия (ок. 815—885). Важнейшей особенностью древнерусской К. стала ее книжность, означавшая, что освоение культурных ценностей на Руси происходило не только на основе бытовой, обрядовой, культовой и устной традиции, но через письменное слово. Общепринято отмечать особое отношение в Древней Руси к книжному знанию и книге. Создание книги и ее чтение уподоблялось священнодействию: читатель «предстоял произведению, как и иконе, испытывая чувство благоговения», т.к. осознавал в них «начало вечности» и «свою связь со вселенной и мировой историей» (Д.С. Лихачев). Наибольших успехов книжная культура достигла при правлении Ярослава Мудрого, который поощрял переводы и переписку книжных памятников, составивших основу первой библиотеки на Руси при храме Св. Софии в Киеве. В это время первый русский митрополит Илларион пишет «Слово о законе и благодати» (1037—1050), закладывая основы русской религиозно-философской мысли. С сер. ХI в. происходит становление летописания, и главной темой таких летописей, как, напр., «Повесть временных лет» (1113—1118), киево-печерского монаха Нестора, стала история Руси и ее судьба в современную эпоху. В кругах духовенства и высшей княжеской власти высоко ценилась книжная образованность и знание иностранных языков, но основными очагами книжной культуры оставались монастыри, соборные церкви, где переписывалось и хранилось большое количество богослужебных книг. Самостоятельным явлением древнерусской художественной культуры стала литература, имевшая как устную, так и быстро развивающуюся письменную традицию. Среди устных жанров, имевших истоки в народном творчестве и относящихся к IХ—ХI вв., нужно указать на былины — эпические сказания военно-героического содержания. Общепризнанной вершиной древнерусской письменной литературы стало «Слово о полку Игореве» (1185—1187), в котором утверждался призыв к единению Руси в период нарастания феодальной раздробленности. Что касается архитектуры, то первоначально для Руси было характерно деревянное строительство, но принятие христианства и влияние Византии способствовали быстрому развитию каменной архитектуры. В первую очередь получило распространение строительство храмов кресто-купольного типа, и первой каменной постройкой стала возведенная греческими мастерами в конце Х в. Десятинная церковь в Киеве. В духе византийских традиций в Чернигове был воздвигнут СпасоПреображенский собор (1031—1036), а вершиной храмового зодчества стал собор Св. Софии в Киеве (1037—1054). Вслед за этим Софийские соборы были возведены в Новгороде и Полоцке, а в ХII—ХIII вв. на основе византийских и романских традиций продолжались поиски самостоятельных путей развития церковной архитектуры. В пределах религиозной К. и под влиянием Византии происходило развитие таких видов изобразительного искусства, как икона, мозаика и фреска. Эпоха древнерусской культуры как самобытное явление в истории России завершилась к сер. ХIII в., когда проявились неблагоприятные последствия феодальной раздробленности и в 1237— 1240 гг. Русь подверглась монголо-татарскому нашествию.

Источник: Введение в теорию и историю культуры. Словарь.



Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Повседневность в культуре Древней Руси

Козина О. В.
В эпоху образования Древнерусского государства пашенное земледелие с упряжными почвообрабатывающими орудиями постепенно повсеместно (на севере несколько позднее) сменило мотыжную обработку почвы.
Читать PDF
0.00 байт

РАЦИОНАЛЬНОСТЬ В КУЛЬТУРЕ ДРЕВНЕЙ РУСИ

Герасимова Ирина Алексеевна, Мильков Владимир Владимирович
Скептическое отношение к интеллектуальной истории Древней Руси (XI-XVII вв.) с начала XVIII в.
Читать PDF
0.00 байт

Сущность обрядовой культуры древней руси

Клопыжникова Анастасия Александровна
В статье исследуется сущность и существо обрядовой культуры Древней Руси как основы формирования образа жизни, жизненного уклада, формирования национального характера и национальной культуры.
Читать PDF
0.00 байт

Обрядовая культура как качество жизни Древней Руси

Клопыжникова А. А.
В статье исследуется сущность и существо обрядовой культуры Древней Руси как основы формирования образа жизни, жизненного уклада, формирования национального характера и национальной культуры.
Читать PDF
0.00 байт

Обрядовая культура как качество жизни Древней Руси

Клопыжникова Анастасия Александровна
В статье исследуется сущность и существо обрядовой культуры Древней Руси как основы формирования образа жизни, жизненного уклада, формирования национального характера и национальной культуры.
Читать PDF
0.00 байт

Проблемы становления религиозной культуры Древней Руси

Кузнецов Родион Игоревич
Посвящается исследованию проблем становления религиозной культуры Древней Руси, становлению религиозной православной культуры.
Читать PDF
0.00 байт

Истоки городской культуры Западной Европы и Древней Руси

Киреева Ольга Викторовна
Статья посвящена актуальному вопросу истории культуры - генезису древнерусской и средневековой европейской городской культуры с точки зрения ее административно-правовой, социально-экономической, религиозно-нравственной и эстетичес
Читать PDF
0.00 байт

Восточно-христианская ономастика в культуре Древней Руси

Свиридова Любовь Олеговна
Нами будут представлены результаты наблюдений над восточно-христианской ономастикой, запечатленной в памятниках древнерусской письменности гимнографических и агиографических текстах.
Читать PDF
0.00 байт

Компарация нормативных основ культуры Древней Руси и современности

Рахманин А. И.
В данной статье проведен подробный сравнительный анализ нормативных основ культуры Древней Руси и современности. За основу были взяты основные нормы, а именно семейные, правовые, военные и религиозные.
Читать PDF
0.00 байт

Литературный этикет древней Руси и церемониальная культура XVII века

Шунков А. В.
Читать PDF
0.00 байт

Эстетическое сознание Древней Руси как феномен художественной культуры

Лапшина Анна Евгеньевна
Рассматривается образно-художественное восприятие мира древними славянами, основанное на ощущении близости к природе, нашедшее свое уникальное отражение в христианском миропонимании.
Читать PDF
0.00 байт

Проблема имперсональности авторства в музыкальной культуре Древней Руси

Ярмухаметова Рамиля Салимьяновна
Русская музыка с древнейших ее образцов и вплоть до XVII века остается малоизученной областью в истории искусства.
Читать PDF
0.00 байт

Значимость международных контактов в формировании культуры древней Руси

Рахманин Алексей Иванович
В статье рассмотрены аспекты культурного взаимодействия Руси и внешнего мира, выявлен ряд факторов, повлиявших на формирование черт национального характера и культуру древнерусского народа.
Читать PDF
0.00 байт

Знаменное пение Древней Руси в контексте культурологического исследования

Каушан Ю. А.
В последние десятилетия в исследованиях древнерусского знаменного пения наметилась тенденция широкого применения семиотических методов, призванных раскрыть и обосновать символическую природу невменного письма.
Читать PDF
0.00 байт

Влияние дохристианских верований древней Руси на культурный процесс России

Дорофеев В.
В статье раскрывается основания дохристианских верований, на которых складывалась основная база духовной и материальной культуры древнерусского человека, т.е.