ДРЕВНЕЙ РУСИ КУЛЬТУРА
ДРЕВНЕЙ РУСИ КУЛЬТУРА
культура периода от сер. 1-го тысячелетия до первой половины ХIII в., включающая в себя К. древних славян и К. Киевской Руси. К. древних славян сформировалась в недрах группы восточных славянских племен, расселившихся к VI в. в Среднем Поднепровье. Древнерусская народность складывалась из нескольких этнических компонентов: славянского, балтийского, финно-угорского, при определенном влиянии северокавказского, германского и тюркского этнических элементов. Восточные славяне жили в условиях сочетания и последующего окончательного перехода от кочевого к оседлому образу жизни, они соединяли различные типы хозяйствования: промысловое, земледельческое и скотоводческое. К IХ в. у восточных славян постепенно складывалась система территориальных общин и княжеской власти, основанной на принципах военной демократии. Одной из характерных особенностей раннего периода развития древнерусской К. стал быстрый рост городов, а Киев и Новгород превратились в два главных центра формирующейся русской государственности. Расположенные на торговых и речных путях, древнерусские города были не только военными крепостями, но прежде всего средоточием княжеской власти, общественно-политической жизни, религиозных культов, и древнерусское государство во многом оформлялось как государство городской культуры. В К. восточных славян этого периода господствовала языческая религия, важнейшей частью которой была магия. По определению ак. Б.А. Рыбакова, славянское язычество было частью мирового комплекса первобытных воззрений, верований и обрядов, и ученый на основе древних источников выделил три периода в развитии древнеславянского язычества: обожествление сил природы, господство культа предков, рода и плодородия и, наконец, культ громовержца Перуна как покровителя формирующегося государства. В основе славянского язычества было признание двойственности мира, деление его на мирской и священный при одушевлении природных сил. Поклонение божествам и идолам, обладание священными предметами и изображениями должно было предохранять от бед и опасностей и давать некоторую власть над силами природы, составлявшими ближайшее окружение древних славян (река, лес, поле, животные). Знатоками языческих ритуалов, обрядов и культовых действий были жрецы (волхвы), которые также считались знахарями. Древнерусские памятники культуры указывают на существовавшее вплоть до Х в. «двоеверия», т.е. противоречивой нерасчлененности христианских и языческих верований, идей и нравственных норм. В 980 г. кн. Владимир предпринял первую и неудачную попытку религиозной реформы, суть которой состояла в объединении в едином пантеоне разнородных богов славян при главенстве Перуна. Восточные славяне имели довольно развитую обрядность и языческие ритуалы, связанные с божествами и идолами, что давало основание для развития скульптуры, резьбы, чеканки и некоторых видов прикладного искусства. На рубеже IХ—Х вв. происходит становление Киевской Руси как раннефеодального государства, расцвет которого пришелся на Х—ХI вв., что делает культуру Киевской Руси хронологически одной из самых «молодых» для всего западноевропейского средневековья. К основным факторам формирования Киевской Руси общепринято относить необходимость освоения новых географических пространств, соприкосновение и взаимодействие с многочисленными группами и народностями, населявшими соседние территории, постоянные контакты с Византией и Западной Европой, особенно тесные со славянской ее частью. Общей особенностью политической К. Д. Р. в домонгольский период было «сочетание монархического, аристократического и демократического правления» (Г.В. Вернадский). Для становления ранней российской государственности имело громадное значение принятие христианства и создание славянской письменности. В раннем средневековье Киевская Русь оказалась важным перекрестком культурных путей между Западом и Востоком, но наиболее многогранными были культурные связи с Византией, что отражало готовность Руси к освоению достижений и других культур. Практически все заимствования подвергались глубоким трансформациям под воздействием местных традиций, что в целом способствовало развитию культурной самобытности Киевской Руси. Византийское влияние было наиболее сильным в области религиозной культуры, церковной идеологии, изобразительного искусства и храмовой архитектуры. Решающее значение для развития древнерусской К. имела христианизация Руси, ознаменовавшаяся в 988—990 гг. принятием кн. Владимиром восточно-византийской ветви христианства — православия. Важнейшим фактором, повлиявшим на выбор кн. Владимира, было наличие прочных политических, экономических и культурных связей с Византией. Наряду с этим свое воздействие оказали принципы византийской государственности, основанные на зависимости духовной власти от императорской, а также отсутствие жестких языковых требований при богослужении. Благодаря христианизации Русь перестала быть «варварской» землей и оказалась включенной в общеевропейский мир. Христианство давало основу для социального и духовного объединения многоэтнического древнерусского общества. В результате в кругах светской и церковной элиты происходило становление русского православия как самобытного явления с его преимущественной ориентацией на духовное преобразование и самосовершенствование человека. Принятие христианства положило начало формированию православной русской культуры, и Киевская Русь достигает своего расцвета при правлении кн. Ярослава Мудрого (1019—1054), когда жизнь Руси была отмечена выдающимися явлениями средневековой городской культуры. Самобытное развитие древнерусской К. было связано с быстрым становлением славянской письменности на церковно-славянском, книжно-славянском языке, обслуживавшем церковно-учительскую литературу, науку и ставшем основой русского литературного языка. Важным фактором развития письменности на Руси признается общеславянская деятельность миссионеров Константина (Кирилла) (ок. 827—869) и его брата Мефодия (ок. 815—885). Важнейшей особенностью древнерусской К. стала ее книжность, означавшая, что освоение культурных ценностей на Руси происходило не только на основе бытовой, обрядовой, культовой и устной традиции, но через письменное слово. Общепринято отмечать особое отношение в Древней Руси к книжному знанию и книге. Создание книги и ее чтение уподоблялось священнодействию: читатель «предстоял произведению, как и иконе, испытывая чувство благоговения», т.к. осознавал в них «начало вечности» и «свою связь со вселенной и мировой историей» (Д.С. Лихачев). Наибольших успехов книжная культура достигла при правлении Ярослава Мудрого, который поощрял переводы и переписку книжных памятников, составивших основу первой библиотеки на Руси при храме Св. Софии в Киеве. В это время первый русский митрополит Илларион пишет «Слово о законе и благодати» (1037—1050), закладывая основы русской религиозно-философской мысли. С сер. ХI в. происходит становление летописания, и главной темой таких летописей, как, напр., «Повесть временных лет» (1113—1118), киево-печерского монаха Нестора, стала история Руси и ее судьба в современную эпоху. В кругах духовенства и высшей княжеской власти высоко ценилась книжная образованность и знание иностранных языков, но основными очагами книжной культуры оставались монастыри, соборные церкви, где переписывалось и хранилось большое количество богослужебных книг. Самостоятельным явлением древнерусской художественной культуры стала литература, имевшая как устную, так и быстро развивающуюся письменную традицию. Среди устных жанров, имевших истоки в народном творчестве и относящихся к IХ—ХI вв., нужно указать на былины — эпические сказания военно-героического содержания. Общепризнанной вершиной древнерусской письменной литературы стало «Слово о полку Игореве» (1185—1187), в котором утверждался призыв к единению Руси в период нарастания феодальной раздробленности. Что касается архитектуры, то первоначально для Руси было характерно деревянное строительство, но принятие христианства и влияние Византии способствовали быстрому развитию каменной архитектуры. В первую очередь получило распространение строительство храмов кресто-купольного типа, и первой каменной постройкой стала возведенная греческими мастерами в конце Х в. Десятинная церковь в Киеве. В духе византийских традиций в Чернигове был воздвигнут СпасоПреображенский собор (1031—1036), а вершиной храмового зодчества стал собор Св. Софии в Киеве (1037—1054). Вслед за этим Софийские соборы были возведены в Новгороде и Полоцке, а в ХII—ХIII вв. на основе византийских и романских традиций продолжались поиски самостоятельных путей развития церковной архитектуры. В пределах религиозной К. и под влиянием Византии происходило развитие таких видов изобразительного искусства, как икона, мозаика и фреска. Эпоха древнерусской культуры как самобытное явление в истории России завершилась к сер. ХIII в., когда проявились неблагоприятные последствия феодальной раздробленности и в 1237— 1240 гг. Русь подверглась монголо-татарскому нашествию.