ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское]

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ
система верований и культов народов Др. Греции. Д.-г. р. и мифология прошли длительную историю развития. В древнейшую эпоху особым почитанием греков пользовалась мать-земля, что отражало влияние матриархата и значение земледелия — осн. отрасли хозяйства Др. Греции. Богиня земли Гея считалась матерью всего живущего. В Д.-г. р. четко прослеживаются элементы фетишизма, тотемизма, анимизма. Большое значение в Д.-г. р. имел предков культ, с к-рым был связан и культ героев – полулюдей-полубогов. В более позднюю эпоху в культе предков появилось представление о жизни душ праведников на Елисейских полях -Элизиуме. Наивысш. расцвет Д.-г. р. и мифологии относится ко 2 тыс. до н. э., когда мелкие местн. боги были оттеснены и окончат. оформился пантеон богов, местопребыванием к-рых считалась гора Олимп. Боги - Посейдон, Аид, Гера, Деметра, Афина, Афродита, Аполлон, Артемида, Гефест, Арес, Гермес и др. рассматривались др. греками как семья богов, во главе к-рой - Зевс - «отец людей и богов», воплощавший в религ. форме черты патриарх, владыки. Иерархия богов отражала иерархию зарождавшегося клас. общества. С появлением в Греции городов-гос-в (полисов) и развитием рабовлад. общества изменился характер Д.-г. р. Получили распространение культы богов - покровителей ремесла и торговли. В 8-7 вв. до н. э. в честь богов стали воздвигаться первые храмы. В Др. Греции существовали также тайные религ. общества и культы. Это прежде всего таинства в честь Деметры (элевсинские мистерии) и в честь Диониса (дионисии). Д.-г. р. и мифология оказали большое влияние на развитие мир. культуры.

Источник: Атеистический словарь

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ
система политеистич. верований и культов племен и народностей Др. Греции периода возникновения и развития рабовладельч. общества. Отличит. особенностью Д.-г. р. были олицетворение и одушевление явлений природы (см. Анимизм), связывание с ними человекоподобных образов богов (см. Антропоморфизм) и истолкование их посредством мифов (см. Мифология). Леса, луга, реки, горы, моря, небо представлялись древним грекам живыми и заселенными множеством божеств, к-рым нар. фантазия в мифах о них приписывала разл. поступки. Др.греч. мифология с ее детской наивностью восприятия действительности, яркой образностью и худож. силой играла большую роль в развитии греч. культуры и послужила предпосылкой греч. искусства. Особым почитанием греков в древнейшую эпоху пользовалась мать-земля. Это отражало и влияние оставленного в прошлом матриархата, и значение земледелия как основной отрасли хоз-ва. Богиня земли Гея считалась матерью всего живущего. Позже культ земли включал также почитание Реи, Деметры, Персефоны и мн. более мелких божеств, связанных с обработкой почвы, посевом и уборкой урожая. Боги представлялись грекам занятыми тем или иным трудом: Гермес и Пан - наблюдением за стадами, Афина - выращиванием оливкового дерева и т. п. Поэтому, чтобы человек мог успешно выполнить к.-л. дело, считалось необходимым задобрить нужное божество жертвоприношением плодов, молодых животных и т. п. Иерархии среди богов в древнейшую эпоху у греков не существовало, что объясняется разрозненностью греч. племен.
В религ. верованиях греков сохранялись остатки первобытных религий - элементы фетишизма (напр., почитание камней, особенно т. н. дельфийского омфала), тотемизма орел, сова, корова и пр. животные были постоянными атрибутами богов), магии. Большое значение в Д.-г. р. имел культ предков и вообще умерших (см. Предков культ), в связи с к-рым состоял и культ героев - легендарных полулюдей-полубогов. В более позднюю, «классическую», эпоху в культе умерших появилось представление о жизни душ праведников на Елисейских полях (см. Элизиум). С установлением в Греции господства родовой рабовладельч. знати мелкие местные божества были оттеснены в сознании народа «олимпийскими богами», местопребыванием к-рых считалась г. Олимп. Эти боги - Посейдон, Аид, Гера, Деметра, Гестия, Афина, Афродита, Аполлон, Артемида, Гефест, Арес, Гермес и др. - уже рассматривались как некая семья, имеющая и «старших», и своего верховного главу - «отца людей и богов» Зевса, кот-рый был воплощением патриархального владыки. Т. о., возникла иерархия богов, отражавшая окрепшую иерархию господств. рабовладельч. родовой знати. Олимпийские боги выступали в сознании древних греков как покровители знати и защитники ее власти. Это представление наложило явную печать на гомеровские поэмы «Илиаду» и «Одиссею», где дана широкая картина быта, нравов и религ. верований той эпохи. Изображенные в поэмах дворец Зевса на Олимпе, сверкающий стенами и полами из золота, роскошные одеяния богинь, а также постоянные распри и интриги среди богов были своеобр. отражением жизни и идеалов греч. родовой аристократии. Низшие слои народа, противостоявшие аристократии, нередко предпочитали поэтому поклоняться не олимпийским, а своим старым земледельч. богам.
Оформление в Греции городов-государств (полисов) и дальнейшее развитие рабовладельч. общества изменили характер греч. религии. Она стала все более освящать власть свободных граждан над рабами и роль полисов. Возникли и распространились культы богов-покровителей ремесла и торговли. Так, богом кузнецов стал Гефест, богом торговли - Гермес. Происходило смещение представлений о функциях богов: покровителями ремесл в каждом городе обычно объявлялись боги, считавшиеся и охранителями самого города: напр., в Афинах - Афина, в Коринфе - Посейдон, в Дельфах - Аполлон. В VIII—VII вв. до н. э. в честь богов стали воздвигаться первые храмы. Расцвет храмового строительства в Афинах относится к V - IV вв. до н. э. Отправление культа в целом находилось под контролем гос-ва.
Жреч. корпораций в греч. гос-вах не существовало. Избранные по жребию должностные лица выполняли и обязанности жрецов. В признании общегреч. богов и связанных с ними святынь отчасти находило проявление сознание единства греч. народа, не объединенного в одно гос-во. Так, большую известность во всем греч. мире получили святилище в Олимпии и Дельфийский оракул. Все греки могли участвовать в играх и состязаниях, к-рые устраивались периодически при таких святилищах. Олимпийские игры (олимпиады) стали даже основой др.греч. летосчисления.
Наряду с культами, предназначавшимися для всего населения, в Греции рано возникли тайные религ. обва и культы, к участию в к-рых допускались только посвященные. Наиболее известны таинства в честь Деметры (элевсинские мистерии) и в честь Диониса (дионисии). Посвященному в таинства элевсинских мистерий на нек-рых условиях обещались «спасение» и «блаженство» после смерти. Участник дионисии, как считали, приобщался к божеству - посредством съедания сырого мяса заживо раздираемого животного. Мистериальные культы в позднеантичный период в опред. мере являлись выражением неудовлетворенности условиями жизни и захватывали значит. часть низших слоев др.греч. общества.
В эпоху нарастания кризиса рабовладельч. общества (к нач. н. э.) в Греции распространились вост. культы. Особым почитанием пользовались Осирис и Исида, Митра, Кибела, Аттис-Адонис. В насыщенных мистикой мистериях в честь этих богов люди, страдавшие от социального гнета и бесправия, - рабы и разорившиеся свободные - искали возможности индивидуального спасения, пути к блаженству хотя бы в «загробной жизни». Мн. элементы Д.-г. р., особенно последнего ее периода (смерть и воскресение бога, приобщение к божеств, сущности посредством поедания тела бога, представления о чистилище, аде и рае и др.), были заимствованы христианством. Образы др.-греч. мифологии оказали большое влияние на развитие литературы и искусства европ. народов, особенно со времени Возрождения.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.