верования и культы герм. племен периода первобытнообщин. отношений, гл. обр. культ племен. богов-покровителей и святынь. В связи с формированием союзов племен сложился и общегерм. пантеон. Мифы отражают межплем. распри и войны с др. народами и повествуют о борьбе дружественных людям богов (асов) с олицетворяющими злые стихийные силы великанами и чудовищами, а также с богами иноплеменников (ванами). В качестве верховного бога выделяется Водан (ю.-герм.) или Один (с.-герм.) - владыка неба и земли, бог бури, неистовства, битвы, а также поэзии, мудрости, хранитель св. письменности (рун). В его чертоги - Валгаллу воинств, небесные девы-валькирии приводят души героев. Мн. общегерм. боги связаны с земледельческим культом и олицетворяют силы природы: Донар (Тор) - бог грома и молнии. Тир (Циу) - бог сияющего неба, суда и войны, Бальдр - бог весны, растительности и плодородия, Локи - бог огня. Германцы почитали камни, деревья и источники, животных, к-рые посвящались богам (волк - Водану, медведь - Донару), совершали гадания по полету птиц, ржанию св. коней и по палочкам с гадательными знаками (рунами). Их воображение населило природу множеством злых и добрых фантастич. существ, живущих на земле (эльфы), в горах (тролли), в воде (никсы). под землей /гномы). С разложением общинно-родового строя возрастало могущество жрецов. В эпоху средневековья Д.-г. р. была вытеснена христианством, хотя многие ее пережитки сохранились в народных верованиях.
ДРЕВНЕГЕРМАНСКАЯ РЕЛИГИЯ
ДРЕВНЕГЕРМАНСКАЯ РЕЛИГИЯ
Источник: Атеистический словарь
ДРЕВНЕГЕРМАНСКАЯ РЕЛИГИЯ
система верований и культов герм. племен первобытнообщинной эпохи. На ранней стадии Д.-г. р. ей были в большой мере свойственны фетишизм и анимизм. С развитием скотоводства и земледелия, незадолго до начала н. э., стал оформляться культ небесных богов, в образах к-рых нашли мистифицир. отражение и освящение порядки патриарх.-родового строя. В первые века н. э. германцы континент. Европы поклонялись мн. божествам. У свевов, фризов, саксов и др. племен высшим божеством считался Водан (Вотан, Один) - первоначально бог бури, затем - военных битв и победы, носитель мудрости, изобретатель песенного дара и хранитель тайн письма (рун). Почитались также бог грома Дон ар (см. Тор), бог войны Циу (см. Тир), богиня брака и семьи Фрейя и др. боги и духи. Богам посвящались животные (черты тотемизма): Водану - змея и волк, Донару - медводь и козел и т. д.
В честь богов совершались кровавые обряды. В жертву богам приносились не только плоды и животные, но иногда и люди (чтобы умилостивить Водана, вешали пленников или, как у фризов, подростка; иногда приносимых в жертву людей топили в болоте). Имелись «свящ.» рощи и деревья, возводились, хотя и редко, храмы. Большое влияние на жизнь герм. племен имело жречество, к-рое нередко осуществляло судебную власть, хранило тайны рунич. письма. Тацит сообщает, что у наганарвалов в «свящ. роще» культ отправлял жрец в женском одеянии. Возможно, это было пережитком матриархата. О большой роли пророчиц в Д.-г. р., в частности, в период войн свидетельствуют рассказы римских писателей. Немалое значение придавалось также гаданиям (по полету птиц, ржанию коней, по палочкам с рунич. знаками). Были распространены амулеты. В ср. века, в связи с распадом родового строя в герм. племенах, а также под могучим влиянием на них южных народов Европы, значение Д.-г. р. упало. В IV—VMI вв. она была вытеснена христианством. Однако нек-рые ее пережитки сохранялись в нар. суевериях еще в XX в.
В честь богов совершались кровавые обряды. В жертву богам приносились не только плоды и животные, но иногда и люди (чтобы умилостивить Водана, вешали пленников или, как у фризов, подростка; иногда приносимых в жертву людей топили в болоте). Имелись «свящ.» рощи и деревья, возводились, хотя и редко, храмы. Большое влияние на жизнь герм. племен имело жречество, к-рое нередко осуществляло судебную власть, хранило тайны рунич. письма. Тацит сообщает, что у наганарвалов в «свящ. роще» культ отправлял жрец в женском одеянии. Возможно, это было пережитком матриархата. О большой роли пророчиц в Д.-г. р., в частности, в период войн свидетельствуют рассказы римских писателей. Немалое значение придавалось также гаданиям (по полету птиц, ржанию коней, по палочкам с рунич. знаками). Были распространены амулеты. В ср. века, в связи с распадом родового строя в герм. племенах, а также под могучим влиянием на них южных народов Европы, значение Д.-г. р. упало. В IV—VMI вв. она была вытеснена христианством. Однако нек-рые ее пережитки сохранялись в нар. суевериях еще в XX в.