ДРЕВНЕГЕРМАНСКАЯ РЕЛИГИЯ И МИФОЛОГИЯ
ДРЕВНЕГЕРМАНСКАЯ РЕЛИГИЯ И МИФОЛОГИЯ
Религия и мифология древних германцев изучена недостаточно полно вследствие скудости источников, т.к. в ходе христианизации германцев были беспощадно искоренены языч. верования, нар. предания и песни. Наиболее сохранившимся источником для изучения религии древних германцев служат скандинавские саги, однако в них имеются и позднейшие напластования. Кроме того, источниками могут служить труды антич. авторов – Юлия Цезаря, Тацита и др., – а также рунич. надписи, нар. сказания и поверья, нек-рые ср.-век. хроники и документы. Древние германцы жили на территории, расположенной между Сев. морем, Дунаем и Лабой (Эльбой), а также на юге Скандинавского п-ова. Их религия и мифология в фантастич. форме отобразили в основном период родового строя и его разложения. Д. р. и м. сложилась из множества культов и религ. представлений различных племен. Так, одно из сказаний скандинавской мифологии о битве богов асов и ванов и последующем их примирении (см. Эдда, песнь 1 Волуспа) является свидетельством слияния культов двух разных племен. Как и у др. первобытных народов, страх и бессилие перед непонятными и грозными силами природы привели древних германцев к обожествлению природы. По свидетельству Юлия Цезаря (сер. 1 в. до н.э.), древние германцы почитали как богов солнце, луну, огонь. При этом Цезарь отмечал простоту культа и отсутствие жрецов. Большое место в религии древних германцев занимало представление о душе, к-рая якобы не только продолжает самостоят. существование после смерти человека, но и при его жизни может вступать в общение с др. душами, оказывать влияние на жизнь людей. Эти души, получившие название эльфов, олицетворяли собой различные явления природы – воду, воздух и др. Разрушит. силы природы получили воплощение в образах различных демонов. Впоследствии демоны и эльфы уступают место более сложным по своим функциям богам, воплощавшим уже не только самую природу, но и какое-то духовное начало, добро или зло. Изменение обществ. условий жизни древних германцев, переход от доклассовых отношений к классовым сопровождались осложнением религ. представлений и изменением культа. Так, по свидетельству Тацита (конец 1 в. н.э.), германцы имели жрецов, "священные рощи" для поклонения богам, образы к-рых приобрели к этому времени антропоморфный характер. Большое значение получают жертвоприношения; в жертву приносились люди, животные, напитки, злаки. Однако еще долгое время сохранялись пережитки более древних культов, напр. магич. гадания прорицательниц (женские уборы жрецов при исполнении культа были несомненным пережитком матриархата). Для религии древних германцев характерно сочетание древнейших культов богини Матери-Земли с более поздними культами мужских божеств. что соответствовало смене материнского рода более поздним – отцовским. Усложнение религии изменяет и функции, приписываемые богам. Так, один из древнейших богов Тиу был вначале богом неба и воздуха. Впоследствии, в связи с переселением народов, борьбой против Римской империи и столкновениями между племенами, бог Тиу превращается в бога войны и изображается с мечом и даже в виде меча. Несколько позднее выдвигается другое божество – Водан (у скандинавов – Один). Водан также вначале был богом воздуха, ветра, впоследствии с развитием земледелия становится богом плодородия, а в дальнейшем – покровителем и богом войны и, следовательно, богом воинов. Религия и мифология древних германцев политеистична; среди сонма богов одним из наиболее популярных был громовик Донар, или Тор, культ к-рого отмечен еще Тацитом. Донар, являясь сыном земли, был также богом плодородия и защитником людей от разрушительных злых сил природы. Женские божества ведут свое происхождение от первобытного представления о божеств. Матери-Земле. Это божество почиталось под разными именами; Тацит писал о культе богини Матери-Земли Нерте, сходным с более поздними культами богини Фреи (Фригги). Боги Д. р. и м. антропоморфны, они наделялись чертами, присущими людям, жили в жилищах, подобных хижинам древних германцев и, подобно людям, занимались обычными для людей занятиями и даже бранились и сквернословили. Сказания Эдды живописуют быт богов, их споры, их борьбу, отражающие традиции, быт и постоянные войны древних германцев. Религия древних германцев в основе своей дуалистична. Весь сверхъестеств. мир нар. фантазии как бы распадается на две части: с одной стороны – злые, разрушит. силы природы, враждебные человеку, а с другой – благодетельные людям силы. Согласно Д. р. и м., Вселенная произошла в результате борьбы сил света и мрака. Светлые боги, во главе с Одином победили порождение тьмы исполина Имира, и из его тела создали мир. Эльфы, населяющие природу, разделяются на добрых и злых, воплощая, т.о., силы добра и зла. Локи, бог огня, светел по своей природе, но его разрушит. сила приводит к тому, что он становится гл. виновником гибели светлого бога рождающейся природы Бальдра и с ним всех богов и всего мира. В связи с крушением Римской империи и образованием варварских германских гос-в, в к-рых происходит процесс феодализации, древняя языческая религия германцев вытесняется, причем христианизация, проводившаяся католич. церковью, часто наталкивалась на упорное сопротивление народных масс, особенно у племени саксов (9 в.). Старые верования долго сохранялись в памяти народов, как пережитки – в нар. праздниках и поверьях. Лит.: Эдда. Скандинавский эпос, пер. с. Свириденко, [т. 1], M., 1917; Ольгейрсон Э., Из прошлого исландского народа, пер. с исландcк., М., 1957, с. 50–58, 179–208; Meyer ?. H., Mythologie der Germanen, Stras., 1903; ?оgk ?u., Germanische Religionsgeschichte und Mythologie, B.–Lpz., 1927; Dum?zil G., Mythes et dieux des Germains, P., 1939; Halban L., Religia starogerma?ska i jej aktualne znaczenie w Niemczech, Lublin, 1949; Vries J. de, Altgermanische Religionsgeschichte, Bd 1–2, В., 1956–57. Л. Затуловская. Алма-Ата.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.