система политеистич. верований племен и народов долины Нила в эпоху первобытнообщин. и раннерабовлад. общества. Огромную роль в верованиях др. египтян играло поклонение природе. Зооморфизм и тотемизм, характерные для Д.-е. р., объяснялись значит, ролью скотоводства и охоты в экономике страны. Нил, от разливов к-рого зависело благополучие страны, олицетворялся в-образе бога Хапи, солнце - в образе бога Ра. Богиня Сохнет изображалась в виде коровы, бог бальзамирования Анубис — с головой шакала. Животные определенной масти объявлялись воплощением божества, жили в храмах и были объектами культа. Сильное влияние оказал на Д.-е. р. культ мертвых. Считалось, что блаженствовать в «загробном мире» будет лишь тот, чье тело хорошо сохранилось. Др. египтяне верили в существование у каждого человека души (ба) и духа-двойника (ка). В процессе образования рабовлад. гос-ва божества местн. общин объединились в «семьи» и различные пантеоны. В Мемфисе почиталась триада Пта - Сохмет — Нефертум, в Фивах - Амон, Мут и их сын Хонсу. Во 2 тыс. до н. э. «царем богов» стал почитаться Амон-Ра - бог города Фив. Представление о верховном боге в Египте складывалось по образцу земных владык -фараонов, к-рые считались сыновьями бога и живыми богами на земле. Храмы стали могучей экономич. и полит, силой. Усилилась роль жречества, что создало угрозу фараонам. В 15 в. до н. э. это привело к попыткам религ. реформации: Аменхотеп IV (Эхнатон) пытался заменить культ Амона-Ра и др. богов культом солнечного диска - Атона, подорвать могущество жречества введением монотеизма. Однако после смерти Аменхотепа IV было восстановлено почитание прежних богов. В 11 в. до н. э. фиванские жрецы на нек-рое время захватили престол и установили теократию. Д.-е. р. сыграла большую роль в формировании христианства. Егип. миф об «умирающем и воскресающем» Осирисе оказал существенное влияние на создание образа Иисуса Христа.
ДРЕВНЕЕГИПЕТСКАЯ РЕЛИГИЯ
ДРЕВНЕЕГИПЕТСКАЯ РЕЛИГИЯ
Источник: Атеистический словарь
ДРЕВНЕЕГИПЕТСКАЯ РЕЛИГИЯ
политеистич. система религии, зародившаяся в глубокой древности среди первобытно-родовых скотоводч. и земледельч. общин долины Нила и получившая дальнейшее развитие в эпоху рабовладельч. общества, когда оформилась деспотия фараонов. Гл. объектом поклонения древних египтян была природа, особенности к-рой имели для Египта, с.-х. страны, громадное значение. Нил, разливы к-рого обеспечивали урожай, олицетворялся в образе бога Хапи солнце - в образе бога Ра. Для Д.-е. р. были весьма характерны зооморфизм и тотемизм, развившиееся благодаря значит. роли скотоводства и охоты в экономике страны. Богиня Сохмет, напр., изображалась в виде коровы, бог бальзамирования А ну бис - с головой шакала и т. д. Глубокий отпечаток на всю Д.-е. р. наложил возникший еще среди родовых общин культ мертвых. По представлениям египтян, у каждого человека была душа ба, изображавшаяся в виде птицы с головой человека, и дух-двойник ка. Считалось, что в «загробном мире» сподобиться блаженства мог лишь тот, чье тело как «вместилище души» сохранялось в целости. Отсюда забота египтян о сохранении тела после смерти (гробницы-пирамиды и мумификация). Для «загробного существования» покойник снабжался предметами, употреблявшимися им при жизни, или их моделями и изображениями. Каждый город, бывший первоначально самостоят. общиной, имел собств. систему богов, обычно во главе с триадой, состоявшей из бога-отца, богини-матери и бога-сына.
Так, в Мемфисе почиталась триада Цта - Сохмет - Нефертум; в Фивах триаду образовывали Амощ Мут и их сын Хонсу. По мере полит. объединения Египта (с конца IV тысячелетия до н. э.) значение большинства местных богов падало, культы же нек-рых богов распространялись по всей стране, причем особенно выделялись боги городов, занимавших первенствующее положение в опред. период. Когда столицей Египта стал г. Он (греч. Гелиополь), его бог Ра возглавил пантеон гос. религии.
В эпохи Ср. и Нового царства (в конце III - нач. II тысячелетий до н. э.) гл. городом стали Фивы - и место Ра занял Амон. Представление о верховном боге в Египте складывалось по образцу земных владык - фараонов, считавшихся неогранич. владыками всех подданных и их имущества. Д.-е. р. при посредстве жречества освящала неогранич. власть фараона, объявляя его сыном бога и живым богом на земле. Т. о., гос. власть в Египте имела характер не только деспотии, но и теократии. Жречество составляло одну из важнейших ее основ. Однако усиление полит. влияния и экономич. могущества жречества, в первую очередь жрецов Амона, иногда создавало угрозу фараонам. В XV в. до п. э. это послужило причиной попытки религ. реформация: Аменхотеп IV (Эхнатон) заменил культ Амона-Ра и др. богов культом солнечного диска - А то на. Новой религии были присущи черты монотеизма. Однако после смерти Аменхотепа IV было восстановлено почитание прежних богов, а в XI в. до п. э. трон захватили фиванские жрецы.
Особое место в Д.-е. р. занимали «земледельч.» боги Осирис и Псида культ к-рых был воспринят также и гос. религией. Мифы о них символизировали последоват. смену земле дельч. циклов, чем и объясняется особенная популярность этих богов. Культ Осириса и Исиды, как и культ Амона, сыграл большую роль в создании новой, своеобр. религ. системы эллинистич. Египта, сочетавшей др.-греч. и егип. религ. представления. Немалую роль сыграла Д.-е. р. и в формировании христианства. Напр., миф об «умирающем и воскресающем» Осирисе, наряду с мифами об Аттисе и Адонисе, оказал существ, влияние на разработку мифа 0 Христе. Сохранившийся местами до наших дней обычай выращивать овес и просо к христ. пасхе - пережиток егип. магич. обряда из культа Осириса.
Так, в Мемфисе почиталась триада Цта - Сохмет - Нефертум; в Фивах триаду образовывали Амощ Мут и их сын Хонсу. По мере полит. объединения Египта (с конца IV тысячелетия до н. э.) значение большинства местных богов падало, культы же нек-рых богов распространялись по всей стране, причем особенно выделялись боги городов, занимавших первенствующее положение в опред. период. Когда столицей Египта стал г. Он (греч. Гелиополь), его бог Ра возглавил пантеон гос. религии.
В эпохи Ср. и Нового царства (в конце III - нач. II тысячелетий до н. э.) гл. городом стали Фивы - и место Ра занял Амон. Представление о верховном боге в Египте складывалось по образцу земных владык - фараонов, считавшихся неогранич. владыками всех подданных и их имущества. Д.-е. р. при посредстве жречества освящала неогранич. власть фараона, объявляя его сыном бога и живым богом на земле. Т. о., гос. власть в Египте имела характер не только деспотии, но и теократии. Жречество составляло одну из важнейших ее основ. Однако усиление полит. влияния и экономич. могущества жречества, в первую очередь жрецов Амона, иногда создавало угрозу фараонам. В XV в. до п. э. это послужило причиной попытки религ. реформация: Аменхотеп IV (Эхнатон) заменил культ Амона-Ра и др. богов культом солнечного диска - А то на. Новой религии были присущи черты монотеизма. Однако после смерти Аменхотепа IV было восстановлено почитание прежних богов, а в XI в. до п. э. трон захватили фиванские жрецы.
Особое место в Д.-е. р. занимали «земледельч.» боги Осирис и Псида культ к-рых был воспринят также и гос. религией. Мифы о них символизировали последоват. смену земле дельч. циклов, чем и объясняется особенная популярность этих богов. Культ Осириса и Исиды, как и культ Амона, сыграл большую роль в создании новой, своеобр. религ. системы эллинистич. Египта, сочетавшей др.-греч. и егип. религ. представления. Немалую роль сыграла Д.-е. р. и в формировании христианства. Напр., миф об «умирающем и воскресающем» Осирисе, наряду с мифами об Аттисе и Адонисе, оказал существ, влияние на разработку мифа 0 Христе. Сохранившийся местами до наших дней обычай выращивать овес и просо к христ. пасхе - пережиток егип. магич. обряда из культа Осириса.