ДРЕВНЕЕГИПЕТСКАЯ РЕЛИГИЯ И МИФОЛОГИЯ
ДРЕВНЕЕГИПЕТСКАЯ РЕЛИГИЯ И МИФОЛОГИЯ
Религия и мифология Египта отличаются устойчивостью и консервативностью, к-рые, однако, не исключают историч. развития др.-египетских мифов и культов. Из родоплеменного культа предков развилось в Д. р. и м. почитание умерших предков, духи к-рых якобы охраняют своих близких. Характерный для Египта культ животных и птиц объясняется связью Д. р. и м. с пережитками идеологии первобытнообщинного строя (напр., с тотемизмом), долго сохранившимся в условиях сельской общины. Животные определ. масти объявлялись воплощением божества, жили в храмах и были объектами культа. В процессе образования рабовладельч. гос-ва божества местных общин объединились в "семьи" и различные пантеоны. Наибольшее значение получали культы крупнейших центров и особенно столиц. Во 2-м тысячелетии до н.э. "царем богов" стал почитаться Амон-Ра – бог города Фив, визирем богов – Тот, бог города Шмуну. Религия использовалась верхушкой знати для укрепления своей власти. Фараон считался сыном бога. В культе царя сохранилось мн. пережитков культа племенного вождя: царь считался магич. средоточием сил природы и их распорядителем. Большое значение получило жречество. Храмы стали могучей экономич. и политич. силой. Обладая огромными богатствами – землями, рабами, скотом и пр., они играли важную роль и в идеологич. жизни общества как центры развития религ.-филос. учений, науки, образования. Из религ.-филос. учений следует отметить учение Аменхотепа IV (Эхнатона) и особенно учение города Мемфиса, согласно к-рому мир был создан богом Птахом "словом и мыслью", что имело впоследствии большое значение для формирования учения древних греков о логосе. Мощным орудием в руках рабовладельч. верхушки явилось учение о посмертной участи душ. Согласно др.-егип. мифологии, души являются на суд бога Осириса, где они должны доказать свою невиновность в совершении 42 грехов, в том числе восстания против царя. На суде якобы взвешивалось сердце умершего, причем на другой чаше весов ставили изображение Истины. Согласно древним верованиям, при осуждении души поглощались чудовищем, при оправдывании – шли в поля блаженства, где работали на владыку загробного мира – бога Осириса. Представления о загробном суде и получении посмертного блаженства за "безгрешную" жизнь внушали необходимость безропотного подчинения власть имущим. Культ Осириса как бога умирающих и воскресающих сил природы и царя загробного мира получил в Египте широкое распространение. Однако идеи о загробном возмездии и вознаграждении не получили такого развития, не возвысились "до степени этического принципа", как это было в мировых религиях (см. Ф. Энгельс, в кн.: К. Маркс и Ф. Энгельс о религии, 1955, с. 257). Несмотря на огромную роль, к-рую религия играла в идеологии Египта, ряд лит. произведений свидетельствует о наличии элементов свободомыслия. Уже в "Песне арфиста" (22 в. до н.э.) высказывается сомнение в существовании потустороннею мира: "Никто не приходит оттуда, чтобы рассказать, что с ними, чтобы рассказать об их пребывании..." (цит. по кн.: Францев Ю. П., У истоков религии и свободомыслия, 1959, с. 514). В греко-римский период культы егип. богов (особенно Исиды – жены Осириса) распространились далеко за пределы Египта. Д. р. им. сыграла большую роль в сложении христ. мифологии, обрядности, иконографии (напр., в пасхальных обрядах, иконографии богоматери, Страшного суда, ряда "святых" и пр.). Культ бога Осириса оказал влияние на формирование мифологич. образа христ. бога Иисуса Христа. Лит.: Францев Ю. П., У истоков религии и свободомыслия, М.–Л., 1959, с. 233–548; Maтье М. Э., Древнеегипетские мифы, М.–Л., 1956; Sethe К., Urgeschichte und ?ltere Religion der ?gypter, Lpz., 1930; Erman ?., Die Religion der ?gypter, B.–Lpz., 1934; Кееs H., Die G?tterglaube im alten Aegypten, Lpz., 1941; Frankfort H., Ancient Egyptian religion, N. Y., 1948; Vandier J., La religion ?gyptienne, P., 1949; Junker H., Pyramidenzeit. Das Wesen der alt?gyptischen, Religion. Einsiedeln, [1949]; ?onnet ?., Reallexikon der ?gyptischen Religionsgescnichte, В., 1952. М. Матье. Ленинград.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.