ДРЕВНЕЕГИПЕТСКАЯ НАУКА
ДРЕВНЕЕГИПЕТСКАЯ НАУКА
В области научных познаний наибольшее развитие в Древнем Египте получили математика и медицина как прикладные науки. Для строительства храмов и гробниц, измерения земельных площадей и подсчета налогов требовалась прежде всего система исчисления; с этого началось развитие математики. В конце XXI – начале XIX вв. до н.э. была вычислена поверхность шара. Измерение круглых площадей и цилиндрических объемов потребовало исчисления квадратного корня. Изучая движение звезд и небесных тел, египтяне пришли к тому, что звездам необходимо дать имена и нанести их на карту неба. Эти наблюдения позволили создать календарь. Год египтяне разделили на 365 дней, что соответствовало времени между двумя разливами Нила. Таким образом, математические познания, порожденные практическими потребностями строительства, земледелия и хозяйства, были развиты у египтян довольно хорошо. Египетские цифры были изобретены в глубокой древности, видимо, одновременно с письменностью. Научные трактаты древних египтян с математическими обобщениями до нас не дошли, весьма возможно, что они вообще не существовали. Но еще во времена строительства пирамид зодчие должны были решать сложные геометрические задачи. Без знания свойств сторон прямоугольного треугольника (задолго до Пифагора), способов вычисления площадей, основ геометрической прогрессии, определения объемов различных геометрических тел невозможно было бы осуществить строительство многих памятников египетской архитектуры. Обширные медицинские познания египтяне получили из практики бальзамирования трупов, которая привела к знакомству с внутренним строением человеческого тела. В эпоху Древнего царства отдельные медицинские наблюдения, полученные эмпирическим путем, были подвергнуты отбору и классификации, на основе которых появились первые медицинские трактаты. До нас дошли десять основных медицинских папирусов, получивших свое название или по имени первых владельцев, или по наименованию городов, где они хранятся. Из них наибольшую ценность представляют два – большой медицинский папирус Эберса и хирургический папирус Эдвина Смита. Папирус Эберса был обнаружен в одной из фиванских гробниц в 1872 г. и датирован периодом правления фараона Аменхотепа I (XVI в. до н.э.). На этом папирусе записаны более сорока текстов по медицине. В нем содержится множество рецептов и предписаний для лечения различных болезней, даются советы, как спастись от укусов насекомых и животных; в разделе косметики содержатся указания о том, как избавиться от морщин, удалить родинки, усилить рост волос и т.п. Все без исключения медицинские рецепты сопровождаются соответствующими магическими заклинаниями и заговорами для каждого конкретного случая. В качестве лекарственных средств упоминаются различные растения (лук, чеснок, лотос, лен, мак, финики, виноград), минеральные вещества (сурьма, сода, сера, глина, свинец, селитра), вещества органического происхождения (обработанные органы животных, кровь, молоко). Лекарства приготовлялись обычно в виде настоев на молоке, меде, пиве. Египетские медики лечили различные лихорадки, дизентерию, водянку, ревматизм, болезни сердца, печени, дыхательных путей, диабет, большинство желудочных заболеваний, язвы и т.д. В папирусе Эдвина Смита перечисляются различные травмы: головы, горла, ключиц, грудной клетки, позвоночника. Египетские хирурги отваживались на довольно сложные операции. Как свидетельствуют находки в гробницах, они использовали хирургические инструменты, изготовленные из бронзы. Во всем античном мире лучшими врачами, и в частности хирургами, справедливо считались египтяне. Они знали травы и их лекарственные свойства, умели во многих случаях ставить точный диагноз, применяли морфий, пользовались опробованными на практике способами лечения. Недостаток знаний восполняли магией и колдовством. Активно развивалась астрономия. Египетские астрономы высказали предположение о том, что созвездия находятся на небе и днем, но делаются невидимыми в свете солнца. Изобретены древнейшие в человеческой истории часы – водяные и маленькие нашейные солнечные часики. В начале III тыс. до н.э. в Древнем Египте был изобретен папирус для письма, который затем получил распространение и в других государствах Средиземноморья.
Источник: Философия науки и техники: словарь
ДРЕВНЕЕГИПЕТСКАЯ НАУКА
Древние египтяне (время расцвета их цивилизации можно отнести к III–II тыс. до н. э.) накопили большие знания в различных областях, однако не смогли привести свои наблюдения и умозаключения в систему, а их научные сочинения больше напоминают сборники задач и предписаний. Кроме того, на основе этих знаний в Египте не сложилось никакой картины мира, отличной от теистической (религиозной). Когда египтянину требовалось объяснить то или иное явление природы, он неизменно ссылался на волю и действие богов, воплощением которых выступали природные вещи. Имена древнеегипетских ученых неизвестны.
Язык и литература Египта. Древнейший египетский язык относится к семитской группе, что определяется по особенностям лексики и синтаксиса. В дальнейшем, однако, он подвергся очень сильному влиянию со стороны африканских языков и оторвался от семитских корней. Кроме того, в нем возникло огромное количество общих понятий, совершенно не свойственных семитскому наречию. Первоначально египтяне создавали рисунки, отображающие предметы речи. Так появилось смысловое письмо – иероглифы, которых насчитывалось около двух тысяч. Однако далеко не все, что говорится, можно было нарисовать и постепенно египтяне начали использовать иероглифы как сочетания звуков, присутствующих в соответствующем слове, причем только согласных звуков, – гласные надо было мысленно вставлять при чтении. Наконец, у них появилась азбука из 24 знаков, выражающих отдельные (тоже согласные) звуки.
Чтобы облегчить угадывание слов (ведь писались они не полностью и не разделялись промежутками), после сочетания звуковых знаков ставили знаки-подсказки (детерминативы), которые сами по себе не читались, но наводили читателя на верную мысль. Например, после слова «пить» дорисовывали воду и пьющего человечка. Таким образом, египетское письмо было смысловым и звуковым одновременно. Писали обычно справа налево. Иероглифы были весьма трудны для изображения. Необходимость же быстро записать что-либо привела к возникновению нескольких видов упрощенного письма (папирусная иероглифика, иератика, демотика). В III веке н. э. на основе греческой азбуки была создана новая египетская азбука. Помимо греческих в ней появилось несколько букв для обозначения особых звуков, свойственных именно египетскому языку. Иероглифическое письмо постепенно вышло из употребления и забылось.
К середине II тысячелетия до н. э . существовала уже очень богатая египетская литература, насчитывающая множество жанров. Подавляющее большинство древнеегипетских писателей осталось безвестно: они не указывали имя на своих произведениях (точно так же, как не делали этого строители и прочие творческие люди). Основные богослужебные сочинения: «Тексты пирамид» (относятся ко времени Древнего царства, III тыс. до н. э.), «Тексты саркофагов» (Среднее царство, XXI–XVII века до н. э.), «Книга мертвых» (Новое царство, XVI–IX века до н. э.). Они представляют собой сборники заклинаний для облегчения посмертного существования царей. Большое значение приобрели записанные во времена Нового царства гимны в честь богов, а также рассказы о потусторонних путешествиях солнечного бога – «Книга о том, что в загробном мире» и «Книга врат».
Светская литература представлена сказками и повестями (часто тоже со сказочным уклоном). Основные направления поэзии: гимны богам, восхваления царей, любовные песни, стихи о жизни и смерти. Арифметика и геометрия. Египтяне, по-видимому, не рассматривали вычисления и измерения в качестве некой особой науки – они видели в них исключительно прикладное значение. Соответствующие книги египтян выглядят всего лишь как сборники задач по распределению хлеба, зерна, скота и т. п . Таков, например, учебник писца Ахмеса середины XVII века до н. э . – в нем собрано 85 подобных заданий. В Египте была введена десятичная система счисления, которая широко применяется в наши дни. Запись же числа не была позиционной: для обозначения единиц, десятков, сотен, тысяч, десятков тысяч и т. д. использовались разные знаки.
Число записывалось справа налево. Действия первоначально писались словами. Позднее появились особые знаки для обозначения сложения, вычитания, квадратного корня и неизвестного. Кроме целых чисел, египтяне работали с дробями только с числителем 1 и в качестве исключения с дробью 2/3, которая выражалась особым знаком. Число знаменателя тоже отмечалось особым образом. Умножение рассматривалось как последовательное сложение. Широко применялось умножение и деление целого числа на 2. Широко применялось правило: 2/3 × 1/n = 1/2n + 1/6n. Дроби с числителем 2 сводили к сумме дробей с числителями 1. Для этого существовали особые таблицы с заранее просчитанными дробями. Решались линейные уравнения вида: x+ax=bиx+ax+cx=b.Решалисьпростыеквадратные уравнения вида: ax2 = b. Решались простые системы уравнений: x2 + y2 = a,гдеy=bx. По мнению греческого историка Геродота, геометрия в Египте возникла из необходимости заново разделять поля между земледельцами после каждого очередного разлива Нила. Египтяне нашли правильные способы вычисления площади следующих фигур – прямоугольника, квадрата, треугольника, трапеции. Площадь круга вычисляли по приближенной формуле S = (8/9 × d)2 , где d – диаметр круга. Отсюда следует, что число p принимается равным 3,16. Вычисляли объем тела или емкости путем умножения площади основания на высоту. Вычисляли объем простой пирамиды и объем усеченной (срезанной) пирамиды, однако не ясно, как они это делали. Астрономия. Египтяне начали объединять звезды в созвездия и давать им названия. К концу XIV века до н. э. у них насчитывалось уже 43 созвездия. Они стали составлять списки звезд с указанием их положения в определенные часы ночи. При этом они знали, что семь светил (которые по эллинскому обычаю сейчас именуются планетами) имеют особые движения, не похожие на движения остального неба. Небесный экватор египтяне разделили на 36 частей (десяток). В дальнейшем это широко применялось в астрологии для разнообразных гаданий. Перечни звезд можно найти на стенах некоторых царских гробниц (по-ви димому, они служили неким путеводителем для царей в загробном мире).
Египтяне заметили, что ежегодный разлив Нила (возвещающий начало года) происходит, когда в июле на рассвете после двух с половиной месяцев отсутствия Сириус (у египтян – Сотис или Сопдет) начинает восходить немного раньше Солнца, так что его становится видно. Календарь египтян насчитывал 12 месяцев по 30 дней и еще 5 добавочных дней (всего 365 суток). Такой календарь давал сдвиг в 1 день примерно каждые 4 года. Значит, полный оборот относительно времен года все календарные дни совершали за 1460 лет (4×365). Таким образом, календарь имел резко выраженное «блуждание». В XVIII–XVII веках до н. э. под влиянием гиксосов египтяне перешли к календарю с величиной тропического (поворотного) года 365 + 1⁄4 суток, что предполагало вставку одного дополнительного дня каждые четыре года. Однако после изгнания гиксосов от этого отказались. Вернуть нововведение попытался в 238 году до н. э. царь Птолемей Эвергет, и снова оно продержалось недолго. Медицина. Сохранилось восемь более или менее полных египетских трактатов по врачеванию, относящихся к середине II тысячелетия до н. э. За одним исключением они представляют собой сборники предписаний. Обобщение и систематизация в них выражены слабо.
Один из них посвящен лечению домашних животных; один – лечению 48 болезней путем вскрытия тела (хирургия); два – женским болезням, зачатию, бесплодию и определению пола еще не родившегося ребенка; оставшиеся четыре весьма разнообразны по содержанию и, в частности, содержат заклинания, а также советы по самолечению в домашних условиях. Наиболее значительным является трактат по хирургии. Изложение в нем построено так: название болезни, советы по осмотру больного и поиск признаков болезни, определение недуга по признакам и решение врача, выражающее степень благоприятности исхода дела («болезнь, которую я буду лечить», «болезнь, с которой я буду бороться», «болезнь, которую нельзя вылечить»). Строительство. О больших прикладных познаниях древних египтян свидетельствует размах их строительства. Так, пирамида Хеопса первоначально достигала в высоту 146,5 метра, пирамида Хефрена – 144 метра. По оценкам, их объем – 2,2–2,5 миллиона кубических метров, а общий вес – 5 –6 миллионов тонн. Средний вес каменных блоков, из которых они сделаны, – 2 –3 тонны, тогда как вес крупнейших блоков – 35–45 тонн. Через тысячу лет после Хеопса и Хефрена царица Хатшепсут распорядилась поставить в Карнаке несколько памятных обелисков. Их немного, но размеры их удивительны: выдолбленные из цельного камня, они достигают в высоту 30 метров и весят около 320 тонн каждый. Статуи Аменхотепа III («поющие колоссы Мемнона»), сделанные таким же образом, весят уже по 700 тонн. Очевидно, что перемещение даже одного такого предмета представляет исключительные сложности. Для своей супруги тот же Аменхотеп приказал вырыть искусственное озеро длиной 2 километра и шириной 366 метров. И согласно имеющимся данным работа была закончена всего за две недели. Поражают воображение гигантский храм царицы Хатшепсут и статуи Рамсеса II, вырубленные в скалах. Так называемый гипостильный зал в Карнаке, завершенный при упомянутом Рамсесе II, имеет площадь свыше 5 тысяч квадратных метров и насчитывает 134 колонны. Двенадцать центральных колонн достигают 21 метра в высоту. Кверху они расширяются, и на верхней площадке каждой могли бы уместиться 100 человек. Существовала еще одна статуя самого Рамсеса II. От нее осталась только голова, но, исходя из ее размеров, можно приблизительно рассчитать объем, а значит и вес всего изваяния. По оценкам он был около 1000 тонн. Из-за отсутствия древнеегипетских письменных источников, в которых бы рассказывалось о возведении подобных «чудес света», строительное искусство Египта до сих пор остается загадкой. А. Ю. Долгих Список использованной литературы: 1. Даан-Дальмедико А., Пейффер Ж. Пути и лабиринты. Очерки по истории математики. М.: Мир, 1986. 432 с. 2. История Древнего Востока / под ред. В. И. Кузищина. 3-е изд. перераб. и доп. М.: Высшая школа, 2003. 462 с. 3. Штайндорф Г., Зееле К. С . Когда Египет правил Востоком. Пять столетий до нашей эры. М.: ЗАО Центрполиграф, 2013. 285 с.
Язык и литература Египта. Древнейший египетский язык относится к семитской группе, что определяется по особенностям лексики и синтаксиса. В дальнейшем, однако, он подвергся очень сильному влиянию со стороны африканских языков и оторвался от семитских корней. Кроме того, в нем возникло огромное количество общих понятий, совершенно не свойственных семитскому наречию. Первоначально египтяне создавали рисунки, отображающие предметы речи. Так появилось смысловое письмо – иероглифы, которых насчитывалось около двух тысяч. Однако далеко не все, что говорится, можно было нарисовать и постепенно египтяне начали использовать иероглифы как сочетания звуков, присутствующих в соответствующем слове, причем только согласных звуков, – гласные надо было мысленно вставлять при чтении. Наконец, у них появилась азбука из 24 знаков, выражающих отдельные (тоже согласные) звуки.
Чтобы облегчить угадывание слов (ведь писались они не полностью и не разделялись промежутками), после сочетания звуковых знаков ставили знаки-подсказки (детерминативы), которые сами по себе не читались, но наводили читателя на верную мысль. Например, после слова «пить» дорисовывали воду и пьющего человечка. Таким образом, египетское письмо было смысловым и звуковым одновременно. Писали обычно справа налево. Иероглифы были весьма трудны для изображения. Необходимость же быстро записать что-либо привела к возникновению нескольких видов упрощенного письма (папирусная иероглифика, иератика, демотика). В III веке н. э. на основе греческой азбуки была создана новая египетская азбука. Помимо греческих в ней появилось несколько букв для обозначения особых звуков, свойственных именно египетскому языку. Иероглифическое письмо постепенно вышло из употребления и забылось.
К середине II тысячелетия до н. э . существовала уже очень богатая египетская литература, насчитывающая множество жанров. Подавляющее большинство древнеегипетских писателей осталось безвестно: они не указывали имя на своих произведениях (точно так же, как не делали этого строители и прочие творческие люди). Основные богослужебные сочинения: «Тексты пирамид» (относятся ко времени Древнего царства, III тыс. до н. э.), «Тексты саркофагов» (Среднее царство, XXI–XVII века до н. э.), «Книга мертвых» (Новое царство, XVI–IX века до н. э.). Они представляют собой сборники заклинаний для облегчения посмертного существования царей. Большое значение приобрели записанные во времена Нового царства гимны в честь богов, а также рассказы о потусторонних путешествиях солнечного бога – «Книга о том, что в загробном мире» и «Книга врат».
Светская литература представлена сказками и повестями (часто тоже со сказочным уклоном). Основные направления поэзии: гимны богам, восхваления царей, любовные песни, стихи о жизни и смерти. Арифметика и геометрия. Египтяне, по-видимому, не рассматривали вычисления и измерения в качестве некой особой науки – они видели в них исключительно прикладное значение. Соответствующие книги египтян выглядят всего лишь как сборники задач по распределению хлеба, зерна, скота и т. п . Таков, например, учебник писца Ахмеса середины XVII века до н. э . – в нем собрано 85 подобных заданий. В Египте была введена десятичная система счисления, которая широко применяется в наши дни. Запись же числа не была позиционной: для обозначения единиц, десятков, сотен, тысяч, десятков тысяч и т. д. использовались разные знаки.
Число записывалось справа налево. Действия первоначально писались словами. Позднее появились особые знаки для обозначения сложения, вычитания, квадратного корня и неизвестного. Кроме целых чисел, египтяне работали с дробями только с числителем 1 и в качестве исключения с дробью 2/3, которая выражалась особым знаком. Число знаменателя тоже отмечалось особым образом. Умножение рассматривалось как последовательное сложение. Широко применялось умножение и деление целого числа на 2. Широко применялось правило: 2/3 × 1/n = 1/2n + 1/6n. Дроби с числителем 2 сводили к сумме дробей с числителями 1. Для этого существовали особые таблицы с заранее просчитанными дробями. Решались линейные уравнения вида: x+ax=bиx+ax+cx=b.Решалисьпростыеквадратные уравнения вида: ax2 = b. Решались простые системы уравнений: x2 + y2 = a,гдеy=bx. По мнению греческого историка Геродота, геометрия в Египте возникла из необходимости заново разделять поля между земледельцами после каждого очередного разлива Нила. Египтяне нашли правильные способы вычисления площади следующих фигур – прямоугольника, квадрата, треугольника, трапеции. Площадь круга вычисляли по приближенной формуле S = (8/9 × d)2 , где d – диаметр круга. Отсюда следует, что число p принимается равным 3,16. Вычисляли объем тела или емкости путем умножения площади основания на высоту. Вычисляли объем простой пирамиды и объем усеченной (срезанной) пирамиды, однако не ясно, как они это делали. Астрономия. Египтяне начали объединять звезды в созвездия и давать им названия. К концу XIV века до н. э. у них насчитывалось уже 43 созвездия. Они стали составлять списки звезд с указанием их положения в определенные часы ночи. При этом они знали, что семь светил (которые по эллинскому обычаю сейчас именуются планетами) имеют особые движения, не похожие на движения остального неба. Небесный экватор египтяне разделили на 36 частей (десяток). В дальнейшем это широко применялось в астрологии для разнообразных гаданий. Перечни звезд можно найти на стенах некоторых царских гробниц (по-ви димому, они служили неким путеводителем для царей в загробном мире).
Египтяне заметили, что ежегодный разлив Нила (возвещающий начало года) происходит, когда в июле на рассвете после двух с половиной месяцев отсутствия Сириус (у египтян – Сотис или Сопдет) начинает восходить немного раньше Солнца, так что его становится видно. Календарь египтян насчитывал 12 месяцев по 30 дней и еще 5 добавочных дней (всего 365 суток). Такой календарь давал сдвиг в 1 день примерно каждые 4 года. Значит, полный оборот относительно времен года все календарные дни совершали за 1460 лет (4×365). Таким образом, календарь имел резко выраженное «блуждание». В XVIII–XVII веках до н. э. под влиянием гиксосов египтяне перешли к календарю с величиной тропического (поворотного) года 365 + 1⁄4 суток, что предполагало вставку одного дополнительного дня каждые четыре года. Однако после изгнания гиксосов от этого отказались. Вернуть нововведение попытался в 238 году до н. э. царь Птолемей Эвергет, и снова оно продержалось недолго. Медицина. Сохранилось восемь более или менее полных египетских трактатов по врачеванию, относящихся к середине II тысячелетия до н. э. За одним исключением они представляют собой сборники предписаний. Обобщение и систематизация в них выражены слабо.
Один из них посвящен лечению домашних животных; один – лечению 48 болезней путем вскрытия тела (хирургия); два – женским болезням, зачатию, бесплодию и определению пола еще не родившегося ребенка; оставшиеся четыре весьма разнообразны по содержанию и, в частности, содержат заклинания, а также советы по самолечению в домашних условиях. Наиболее значительным является трактат по хирургии. Изложение в нем построено так: название болезни, советы по осмотру больного и поиск признаков болезни, определение недуга по признакам и решение врача, выражающее степень благоприятности исхода дела («болезнь, которую я буду лечить», «болезнь, с которой я буду бороться», «болезнь, которую нельзя вылечить»). Строительство. О больших прикладных познаниях древних египтян свидетельствует размах их строительства. Так, пирамида Хеопса первоначально достигала в высоту 146,5 метра, пирамида Хефрена – 144 метра. По оценкам, их объем – 2,2–2,5 миллиона кубических метров, а общий вес – 5 –6 миллионов тонн. Средний вес каменных блоков, из которых они сделаны, – 2 –3 тонны, тогда как вес крупнейших блоков – 35–45 тонн. Через тысячу лет после Хеопса и Хефрена царица Хатшепсут распорядилась поставить в Карнаке несколько памятных обелисков. Их немного, но размеры их удивительны: выдолбленные из цельного камня, они достигают в высоту 30 метров и весят около 320 тонн каждый. Статуи Аменхотепа III («поющие колоссы Мемнона»), сделанные таким же образом, весят уже по 700 тонн. Очевидно, что перемещение даже одного такого предмета представляет исключительные сложности. Для своей супруги тот же Аменхотеп приказал вырыть искусственное озеро длиной 2 километра и шириной 366 метров. И согласно имеющимся данным работа была закончена всего за две недели. Поражают воображение гигантский храм царицы Хатшепсут и статуи Рамсеса II, вырубленные в скалах. Так называемый гипостильный зал в Карнаке, завершенный при упомянутом Рамсесе II, имеет площадь свыше 5 тысяч квадратных метров и насчитывает 134 колонны. Двенадцать центральных колонн достигают 21 метра в высоту. Кверху они расширяются, и на верхней площадке каждой могли бы уместиться 100 человек. Существовала еще одна статуя самого Рамсеса II. От нее осталась только голова, но, исходя из ее размеров, можно приблизительно рассчитать объем, а значит и вес всего изваяния. По оценкам он был около 1000 тонн. Из-за отсутствия древнеегипетских письменных источников, в которых бы рассказывалось о возведении подобных «чудес света», строительное искусство Египта до сих пор остается загадкой. А. Ю. Долгих Список использованной литературы: 1. Даан-Дальмедико А., Пейффер Ж. Пути и лабиринты. Очерки по истории математики. М.: Мир, 1986. 432 с. 2. История Древнего Востока / под ред. В. И. Кузищина. 3-е изд. перераб. и доп. М.: Высшая школа, 2003. 462 с. 3. Штайндорф Г., Зееле К. С . Когда Египет правил Востоком. Пять столетий до нашей эры. М.: ЗАО Центрполиграф, 2013. 285 с.
Источник: История философии науки и техники.