ДРАМА

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Драма
греч. drama – действие) – род литературы, в котором дается изображение жизни через события, поступки, столкновения героев, т.е. через явления, составляющие внешний мир.

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

ДРАМА
(от греч. drama — действие) — тяжелое событие, переживание, причиняющее нравственное страдание. В эстетике — род литературных произведений, написанных в диалогической форме и предназначенных для исполнения актерами ira сцене. Сущность драмы состоит в раскрытии противоречий действительности, получающих воплощение в конфликтах, определяющих развитие действия произведения, и во внутренних противоречиях, свойственных личности персонажей.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

Драма
(δράμα от δράω делаю) — означает собственно деяние и употребляется для обозначения одного из видов поэзии. К нему относятся такие поэтические произведения, называемые драмою или драматическими, в которых какойнибудь помысл изображается не в излиянии чувств и представлений самого поэта (что относится к лирической поэзии), не в форме рассказа о бывших деяниях какого-нибудь героя (эпос), но в форме как бы теперь совершающегося события, посредством многих лиц, на сцене пред зрителями.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений. Киев 1876 г.

ДРАМА
греч.-действие): род художественного текста, предназначенного для сценического действия. В отличие от лирики драма воспроизводит внешние по отношению к автору события; по сравнению с эпосом она имеет форму диалога, а не повествования. В основе драматического действия лежит, как правило, конфликтная ситуация, определяющая характер отношений, действий, поступков и слов персонажей. Разнообразие общественных коллизий порождает богатство драматических жанров – трагедия, комедия, драма (как жанр; ее иногда называют бытовой драмой или просто пьесой), мелодрама, водевиль, фарс. Развитие драмы связано с именами Эсхила, Софокла, У. Шекспира, Ж. Мольера, Б. Брехта, Н. В. Гоголя, А. П. Чехова и многих других великих драматургов.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

ДРАМА
1. Один из основных родов художественной литературы (наряду с лирикой и эпосом), охватывающий произведения, обычно предназначенные для исполнения на сцене; подразделяются на жанровые разновидности: трагедию, комедию, драму в узком смысле, мелодраму и фарс. Текст драматических произведений состоит из диалогов и монологов, воплощающих те или иные человеческие характеры. Сюжеты, формы драмы на протяжении истории менялись. 2. Разновидность пьес, в которых конфликт не получает трагической развязки, но действие не приобретает и чисто комического характера. Занимает промежуточное положение между комедией и трагедией. Получила особенное распространение во второй половине XIX и ХХ веках. Ярким примером такой разновидности пьес является драматургия А.П. Чехова.

Источник: История и теория культуры

ДРАМА
греч. drama — действие).— 1. Один из осн. родов худож. лит-ры (наряду с лирикой и эпосом), охватывающий произв., обычно предназначенные для исполнения на сцене; подразделяется на жанровые разновидности: трагедию, комедию, драму в узком смысле, мелодраму, фарс. Текст драматических произв. состоит из диалогов и монологов персонажей, воплощающих те или иные человеческие характеры, проявляющиеся в поступках и речах. Сущность Д. состоит в раскрытии противоречий действительности, получающих воплощение в конфликтах, определяющих развитие действия произв., и во внутренних противоречиях, свойственных личности персонажей. Сюжеты, формы и стили Д. на протяжении истории культуры менялись. Изначально предметом изображения служили мифы, в к-рых был обобщен духовный опыт человечества (Д. Востока, Древн. Греции, религиозная Д.европ.средневековья). Перелом в Д. наступил с обращением к реальной истории, государственным и бытовым конфликтам (Д. Возрождения, драматургия Шекспира, Лопе де Вега, Корнеля, Расина и др.); сюжеты Д. стали отражать события и характеры величественные и героические. В XVIII в. под влиянием эстетики Просвещения в качестве героев Д. выступают уже пред
ставители поднимающегося буржуазного класса (Дидро, Лессинг). Реализму просветительской Д. романтики первой половины XIX в. противопоставляют легендарные и исторические сюжеты, необыкновенных героев, накал страстей. На рубеже XIX—XX вв. символизм возрождает в Д. мифологические сюжеты, а натурализм обращается к самым темным сторонам повседневной жизни. Д. в социалистическом иск-ве, стремясь к всестороннему охвату действительности, следует традициям реализма предшествующего периода, нередко дополняя реализм революционной романтикой. 2. Разновидность пьес, в к-рых конфликт не получает трагической, смертельной развязки, но действие не приобретает и чисто комического характера. Этот промежуточный между трагедией и комедией жанр Д. получил особенное распространение во второй половине XIX и в XX в. Ярким примером такой разновидности пьес является драматургия А. П. Чехова.

Источник: Эстетика: Словарь

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 8

Читать PDF
0.00 байт

Духовность, экономизм и технология: драма взаимодействия

Кутырев Владимир Александрович
Рассматривается взаимодействие «трех китов» современной социальной жизни: духовности (в институциализированной форме – культуры), экономики и технологии.
Читать PDF
0.00 байт

Драма гуманистического идеала

Кашин В. В.
Автор исследует социально-онтологические и философско-антропологические основания кризиса гуманизма и тех идеальных представлений, которые связаны и его идеей в нашей стране на рубеже ХХ-ХХI вв.
Читать PDF
0.00 байт

Ницше и драма его идей

Мурзин Н.Н.
Со второй четверти ХХ века интерес к Ницше как философу неуклонно растет.
Читать PDF
0.00 байт

Экзистенциальная драма русской культурологии Яковенко И. Г. , музыкантский А. И. Манихейство и гност

Поляков Л.В.
Отмечая, что рецензируемая книга может и должна стать одной из важнейших вех в истории национального самопознания, Л.В.Поляков концентрирует внимание на некоторых противоречиях в методологии ее авторов.
Читать PDF
0.00 байт

Этика в парадигме культурно-антропологического подхода: «Новая драма» о «Смерти» морали

Брандт Г.А.
Статья посвящена рассмотрению проблемы «смерти» морали в современном театральном движении «новая драма».
Читать PDF
0.00 байт

«Апокалипсис разума» и «Безразличие веры»: драма русской религиозно-философской мысли конца XVII в

Зайцев Дмитрий Александрович
В результате влияния иезуитской схоластической традиции на русскую религиозно-философскую мысль XVII в. коренным образом были изменены основы московской познавательной практики.
Читать PDF
0.00 байт

Драма в пяти актах: об истоках европейских драматургических форм

Забудская Яна Леонидовна
Статья посвящена истокам европейских драматургических форм.
Читать PDF
0.00 байт

Образование как драма

Гагаев Андрей Александрович, Гагаев Павел Александрович
В статье рассматривается проблема образования как драмы. Человек воспитывается (образовывается) в перспективе удержания или потери в себе вселенских черт.

Похожие термины:

  • Жизненная и философская драма Радищева

    Каялся в этом и один из самых ярких, типичных сынов столетия А.Н. Радищев (1749-1802), фигура весьма сложная, противоречивая, мятущаяся, бросающаяся в крайности от слезливой сентиментальности до кровожа
  • ВЕЛИЖСКАЯ ДРАМА

    судебный процесс 1823—1834, организованный церковниками и царскими чиновниками по ложному обвинению евреев, жителей г. Велижа, Витебской губ., в убийстве христ. детей с религиозной целью. По делу было