(p. 5.2.1942)- спец. по ист. античной филос, ист. и теории культуры; д. филос. н., проф. Окончил Ростовский гос. ун-т, асп. по кафедре филос. (1971). В 1971-89 преп., ст. преп., доц., ст. н. с. кафедры истории филос. Ростовского гос. ун-та. С 1990 — зав. кафедрой теории культуры, этики и эстетики, с 1991 — проф., с 1998 — декан ф-та филос. и культурологии Ростовского гос. ун-та (Южного федерального ун-та). Докт. дисс. — «Учение о человеке в раннегреческой философии» (1989). Д. обосновывает антропологическое прочтение античной филос. начиная с ранних ее (натурфилософских) этапов, и связывает ее ист. рассмотрение с культурными ценностями и установками греч. полиса. Проводит реконструкцию античного осмысления человека в досократовский период, в связи с чем оспаривает понимание досократиков как предыстории к собственно филос, начинаемой Сократом. Учение о человеке рассматривает в качестве конститутивного признака раннегреческой филос, реконструирует антропологию милетской школы, древнего пифагореизма, Ксенофана из Колофона, Гераклита Эфесского, Парменида; освещает антропологические проблемы у Платона и эпистемологические у Аристотеля. В иссл. Д. выявляется широкий спектр антропологических интересов первых греческих философов. Раннегреческая натурфилософия, от начала ее у Фалеса и до Гераклита и Парменида включительно, не была лишь философией природы. Раннегреческие мыслители оставили огромный мировоззренческий материал, свидетельствующий об их устойчивом интересе к человеку. Рассмотрение проблем мироздания служило у них обоснованию норм человеческой жизни, положения человека в мире, путей достижения благочестия, справедливости и личного счастья. Космологическая проблематика, характерная для раннегреческой натурфилософии, переплетается с антропологической, присутствие человека делает «физику» «метафизикой». Человек должен жить «по природе», в соответствии с природой. Антропологический материал, содержащийся в раннегреческой философии, позволяет Д. по-иному взглянуть на генезис философии. Обоснование проблемы субстанции, содержащееся в натурфилософских учениях, выступает не развитием предшествующих космогонических версий, характерных для перезрелой мифологии, а ответом на вопросы о том, «что такое человек», «каково его назначение и смысл жизни». Теор. экспликации проведенных антиковедческих штудий Д. распространяет на область теории и истории культуры. Д. показывает, что современное культурол. знание складывалось как осознание кризиса культуры, невозможности гармонии человека и природы. Этот факт он рассматривает и как неудачу в построении определенной культурно-филос теории, и как крушение некоего глобального культурного проекта, все еще связанного с эпохой Просвещения. Изучение культуры в собственном поле иссл. Д. связывает с обращением к «археологии культуры». Задача культурологии — построить «генетику культуры», к-рая бы не только объясняла историко-культурный процесс, но и могла бы в перспективе прогнозировать его. В сфере науч. интересов Д., связанных с историко-культурол. иссл., находится также модернизационный страт Запада как культурный конститутив и исходный импульс, полученный от греч. цивилизации. Античная культура и цивилизация — это культура состязательного типа; состязательность и возникший на ее основе разум стали основанием для возникновения европ. культуры. Постоянное соц. обновление, культурное новаторство предполагают очеловеченный, отвечающий человеческим измерениям мир. В этой связи Д. рассматривает проблемы древнегреческой демократии и пайдейи. Д. — организатор и руководитель авт. коллективов, он является автором и науч. ред. 11 учебников и уч. пособий. В 2002 Д. явился инициатором и организатором III Рос. Филос. конгресса. Был награжден почетной грамотой МО РФ за личный вклад в развитие отечественной философии. Д. — почетный работник высшего профессионального образования (2000), Заслуженный работник высшей школы РФ (2002), Заслуженный деятель науки Ингушетии (2006), Заслуженный деятель науки РФ (2007).
Соч.: Учение о человеке в натурфилософии милетской школы // Вестник МГУ. Сер. 7. «Философия». 1982. № 5; Аристотель и проблемы древнегреческой философии // ВФ. 1985. № 7; Проблема человека в раннегреческой философии. Ростов н/Д., 1987; Античная культура. Ростов н/Д., 1991; Культурология. (В соавт.) Ростов н/Д., 1995 (12-е изд. — 2006); Учебный курс по культурологии. (В соавт.). Ростов н/Д., 1996; Триумф и трагедия античного разума // Научная мысль Кавказа. 1999. № 3; Культурология в вопросах и ответах. (В соавт.). М., 1999; Человек в античном интерьере // Вестник РФО. 1999. № 3; История мировой культуры. (В соавт.). Ростов н/Д., 2000 (4-е изд. — 2005); Рождение античной философии и начало антропологической проблематики. М, 2003; Культурология. (В соавт.) М., 2003; Культура и разум: конвергенция или дивергенция? // ВФ. 2003. № 8; Модернизация России: контекстуальность проблемы // Логос. 2004. № 5; Сопряжение философии и. культуры в век демократии // Эпистемология и философия науки. Т. III. 2005. № 1; Этнос, культура, цивилизация. (В соавт.). Ростов н/Д., 2005; Западная цивилизация, Культура, Пайдейя // Глобалистика. Международный энциклопедический словарь. М.; СПб.; Нью-Йорк, 2006; Философия о будущем цивилизации // Вестник МГУ. Сер. 7. «Философия». 2006. № 4.
ДРАЧ Геннадий Владимирович
ДРАЧ Геннадий Владимирович
Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009