ДОЮАНЬ ЖЭНЬШИЛУНЬ
ДОЮАНЬ ЖЭНЬШИЛУНЬ
или Жэньшилунь дэ доюань лунь - "Эпистемологич. плюрализм". Гносеологич. концепция, разработанная в 30 - 40-е гг. 20 в. Чжан Дунсунем на основе теории И. Канта об априорности знания. Сделанный Чжан Дунсунем акцент на разуме и рассудке (лисин) восходит, помимо трансцендентализма Канта, также к неоконфуцианству, теориям амер. философа, основателя совр. модальной логики К.И. Льюиса (особенно его работе "Разум и мировой порядок", 1929), англ, логика и философа А.Н. Уайтхеда и англ, сторонника релятивистской космологии А.С. Эддингтона. Отрицая, что объективно существующий внеш. мир является первичным и единств, источником познания и утверждая, что всеобщие и необходимые законы опыта принадлежат не самой природе, а только рассудку, к-рый "вкладывает" их в природу, Чжан Дунсунь соглашался в принципе с тезисом Канта о том, что для достижения истинного знания необходим синтез чувственного созерцания с категориями рассудка, условием чего является единство человеч. сознания. Однако он добавлял, что осн. составляющими знания надо считать "порядок", "категорию", "постулат" и "концепцию". В чувственном опыте эти четыре элемента взаимосвязаны, образуя в комбинации то, что Кант называл феноменом. Тем не менее, несмотря на взаимозависимость, каждый из назв. элементов имеет свой источник и ни при каких обстоятельствах не может превратиться в др. элемент или комбинацию др. элементов. Признавая эклектич. характер своего гносеологич. синтеза, Чжан Дунсунь настаивал, что при интеграции различных элементов чужих теорий в общую стройную систему "его тезис не менее оригинален". Концепция "эпистемологич. плюрализма" Чжан Дунсуня оказала определенное влияние на часть молодого поколения кит. философов, стимулировала рост их интереса к новейшим зап. учениям и сказалась на трактовке понятий "свобода" и "демократия" в рамках созданной Чжан Дунсунем совместно с Чжан Цзюньмаем концепции "гос. социализма". *Чжан Дунсунь. Жэньшилунь (Теория познания). Шанхай, 1934; Доюань жэньшилунь чуншу (Еще раз о плюралистам, гносеологии) // Ху Ши и др. Чжан Цзюйшэн сяньшэн циши шэнжи цзинянь луньвэнь цзи (Сб. статей, посвященный 70-летию со дня рождения г-на Чжан Цзюишэна). Шанхай, 1937; Сысян, юйянь юй вэньхуа (Мышление, язык и культура) // Шэхуэйсюэ цзе (Обществ, науки). Пекин, 1938; Чжиши юй вэньхуа (Знание и культура). Шанхай, 1946 [Гонконг, 1968]; Лисин юй миньчжу (Разум и демократия). Шанхай, 1946 [Гонконг, 1968]; Chang Tung-sun. A Chinese Philosophers Theory of Knowledge // A Review of General Semantics. 1952. Vol.9; **Белоусов С.Р. Кит. версия "гос. социализма" (20 - 40-е гг. XX в.). М., 1989; Е Цин (Жэнь Чжосюань). Чжан Дунсунь чжэсюэ пипань (Критика философии Чжан Дунсуня). Шанхай, 1934; Чжань Вэньху. Чжан Дунсунь дэ доюань жэньшилунь цзи ци пи-пин (Плюралистич. гносеология Чжан Дунсуня и ее критика). Шанхай, 1936. С. Р. Белоусов