ДОСОКРАТИКИ
Досократики
термин для обозначения ранних греческих философов 6-4 вв. до н.э. Досократики не ставили вопроса о цели и назначении отдельного человека, о социальной сфере, а ограничивались лишь учением о природе, космосе. К числу досократиков относятся Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, Пифагор, Парменид, Анаксагор, Демокрит и д.р.
ДОСОКРАТИКИ
греческие философы, предшествовавшие Сократу, за исключением софистов. Досократиков объединяет стремление найти в природе элемент, объясняющий мир. Главные фигуры - Фалес, Анаксимен, Анаксимандр, Гераклит, Парменид, Зенон. Критика Сократом их учений явилась новой отправной точкой развития философии. Именно поэтому место этих мыслителей в истории определяется по отношению к Сократу.
Источник: Философский словарь
ДОСОКРАТИКИ
нем. Vorsokratiker; франц. Presocraques; англ. Presocratics) - греч. философы до Сократа: ионийские натурфилософы, элеаты и более поздние натурфилософы. Сохранившиеся от них тексты собраны в соч. X. Дильса "Fragmente der Vorsokratiker", 1903 ("Фрагменты досократиков"). Собрание Дильса объединяет свыше 400 имен, а также фрагменты предфилософских теокосмогоний. Осн. предмет философствования у досократиков - космос - мыслился состоящим из обыкновенных чувственных стихий: земли, воды, воздуха, огня и эфира, взаимно переходящих друг в друга в результате сгущения и разрежения. К досократикам относятся Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, Диоген Аполлонийский, Ксенофан, Пифагор, Парменид и его ученики из Элей, Эмпедокл, Анаксагор, Левкипп и Демокрит. См. Греческая философия.
Источник: Философский энциклопедический словарь
ДОСОКРАТИКИ
(Vorsokratiker) — греческие философы до Сократа: ионийские натурфилософы, Пифагор и его школа, Гераклит, элеаты и более поздние натурфилософы, или атомисты. Тексты: Н. Diels/W. Kranz. Die Fragmente der V, I—II, 1903, 1974; W. Capelle. Die Vorsokratiker, 1935, 1968(Kroners Taschenausgabe, Bd. 119); J. Mansfeld. Die Vorsokratiker, 1986. (На рус. яз.: А. О. Маковельский. Досократики, 1914—1919. Ч. 1—3.)
W. Jaeger. Die Theologie der frühen griech. Dichter, 1953; J. Kerschensteiner. Kosmos-Quellenkrit. Unters, zu den V.n, 1962; K. Hildebrandt, Frühe griech. Denker, 1968; U. Hölscher Anfängliches Fragen, 1968; W. Röd. Von Thaies bis Demokrit, Gesch. der Philos., I, 1976; W. Schadewaldt. Die Anfänge der Philos. bei den Griechen, 1978; J. Barnes. Presocratic Philosophers, I—II. London, 1979; H. Schmitz. Der Ursprung des Gegenstandes, 1988.
W. Jaeger. Die Theologie der frühen griech. Dichter, 1953; J. Kerschensteiner. Kosmos-Quellenkrit. Unters, zu den V.n, 1962; K. Hildebrandt, Frühe griech. Denker, 1968; U. Hölscher Anfängliches Fragen, 1968; W. Röd. Von Thaies bis Demokrit, Gesch. der Philos., I, 1976; W. Schadewaldt. Die Anfänge der Philos. bei den Griechen, 1978; J. Barnes. Presocratic Philosophers, I—II. London, 1979; H. Schmitz. Der Ursprung des Gegenstandes, 1988.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
ДОСОКРАТИКИ
условный термин для обозначения группы ранних греческих философов и их ближайших последователей, не затронутых влиянием сократической традиции, хотя и живших после смерти Сократа. К их числу относятся Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит , Ксенофан, Пифагор, Парменид и его ученики, Эмпедокл, Анаксагор , Левкипп и Демокрит . Досократиков объединяет отсутствие самой постановки вопроса о различении материального и идеального, о назначении отдельного человека, об автономности познавательной деятельности. В центре внимания Д. – живой, чувственно воспринимаемый космос, состоящий из природных стихий (земли, воды, воздуха, огня, эфира), взаимно переходящих друг в друга. В космосе, находящемся в вечном круговращении, действуют оппозиционные силы. Космос, общество и индивид у Д. подчинены действию единых законов и взаимно отражаются друг в друге, микрокосмос един с макрокосмосом. Большинство Д. принимали активное участие в общественной жизни.
Источник: Краткий философский словарь.
ДОСОКРАТИКИ
термин, к-рым в истории философии обозначают ранних греч. философов 6–4 вв. до н. э. К Д. относят милетскую школу, Гераклита, элейскую школу, пифагореизм, Эмпедокла, Анаксагора, школу атомистов, основоположниками к-poй были Левкипп и Демокрит, и софистов. Термин "Д." употребляется для обозначения школ, возникших до Сократа. Выделение Д. основано также и на внутр. особенностях развития филос. мысли Древней Греции. У Д. предметом философии являлось в основном познание природы, у философов же последующего, т.н. аттич., периода (Сократ, сократич. школы, Платон и Аристотель) центр тяжести изучения переносился на познание человека и человеч. общества. В бурж. науке подобное деление истории антич. философии часто используется для умаления значения предшествовавшего Сократу материализма милетской школы, Демокрита и др. философов. Лит.: Маковельский А. О., Досократики, ч. 1–3, Казань, 1914–19; Diels H., Die Fragmente der Vorsokratiker, 9 Aufl., Bd.1–3, В., 1959–60. А. Маковельский. Баку.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
ДОСОКРАТИКИ
(нем. Vorsokratiker, фр. Pr?socratiques, англ. Presocratics) — новоевроп. термин для обозначения ранних греч. философов XVI—V вв. до н.э., а также их ближайших преемников в IV в. до н.э., не испытавших влияния «сократической» традиции. Термин получил распространение в междунар. историко-филос. исследованиях гл. обр. благодаря классич. труду нем. филолога Г.Дильса (1848— 1922) «Фрагменты досократиков» («Die Fragmente der Vorsokratiker, 1903), где впервые с наибольшей полнотой были собраны и прокомментированы сохранившиеся в виде цитат у позднейших антич. авторов фрагменты из утраченных соч. Д., а также доксографические (см. Доксографы) и биографич. свидетельства о них. Собрание Дильса включает свыше 400 имен, в т.ч. софистов (см. Софистика), хотя последних не принято относить к Д., а также фрагменты предфилос. теокосмогоний. Осн. предмет философствования Д. — космос, понимаемый по аналогии либо с жизнью, либо с техникой, либо с об-вом, либо — у пифагорейцев — с числовыми моделями. К наиболее изв. Д. относятся Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, Ксенофан, Парменид, Пифагор, Зенон, Анаксагор, Левкипп, Демокрит. Лит.: Фрагменты ранних греческих философов. М., 1990. Ч. 1. В.И.Полищук
Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь
ДОСОКРАТИКИ
древнегреческие философы раннего периода (6-5 вв. до н.э.), а также их преемники 4 в. до н.э., творившие вне русла аттической "сократической" и софистической традиций. Тексты Д. впервые собрал в книге "Фрагменты досократиков" в 1903 немецкий филолог X. Дильс (1848-1922) (более 400 имен вкупе с фрагментами орфических и др. дофилософских теокосмогоний). Главный предмет размышлений Д. - космос - представлялся им состоящим из обычных чувственно постигаемых стихий - земли, воды, воздуха и т.д., взаимно переходящих друг в друга. Человек и сфера социального, как правило, не вычленяются Д. из общекосмической жизни. Индивид, общество, космос у Д. изоморфны и подчиняются действию одних закономерностей. Ведущие представители Д., как правило, не являлись философами - "профессионалами" - Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, Ксенофан, Пифагор, Парменид, Эмпедокл, Анаксагор, Левкипп, Демокрит и др. Д. традиционно подразделяются на представителей "ионийской" (милетской) школы с присущими ей эмпиризмом, сенсуализмом, акцентом на чувственное восприятие материально-вещественного мира и "италийское" (пифагореизм и элеаты) направление, характеризующееся приоритетом рационально-логических начал, интересом к числовой и структурной ипостаси вещей, исторически первыми постановками онтологических и гносеологических проблем.
А.А. Грицанов
А.А. Грицанов
Источник: Новейший философский словарь
ДОСОКРАТИКИ
условное название группы деятелей начального периода древнегреч. философии (7 — начало 4 в. до н. э.). Условным это название является потому, что мн. из виднейших Д. действовали после жизни Сократа. Неусловным в этом названии является только то, что Д. еще не ставили вопроса о цели и назначении отдельного человека, об отношении мышления к бытию, об имманентной диалектике мышления и ограничивались лишь учением о природе, космосе, о чувственно-наглядной и объективной реальности. Все эти вопросы решались именно с т. зр. чувственного космоса, состоящего из вечного круговорота стихий. К числу Д. относятся Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, Диоген из Аполлонии (5—4 вв. до н. э.), Ксенофан, Пифагор, Парменид и его ученики из Элеи, Эмпедокл, Анаксагор, Левкипп и Демокрит. Осн. предмет философствования у Д.— космос — мыслился состоящим из обыкновенных чувственных стихий: земли, воды, воздуха, огня и эфира, взаимно переходящих друг в друга в результате сгущения и разрежения. Для всей натурфилософии Д. характерна диалектика стихий, к-рая особенно ярко выражена у Демокрита и Гераклита. Чувственные стихии были пронизаны организующим, но, по сути, материальным принципом (логос у Гераклита, любовь и вражда у Эмпедокла, вечно подвижные атомы у атомистов и т. д.). Классики марксизма-ленинизма высоко ценили стихийный материализм Д., основанный на борьбе с мифологией, из к-рой исключался антропоморфизм, хотя все еще оставалась нетронутой идея живой материи (Гилозоизм).
Источник: Философский энциклопедический словарь
ДОСОКРАТИКИ
нем. Vorsokratiker; франц. Ргеsocratiques; англ. Presocratics), новоевроп. термин для обозначения ранних греч. философов 6-5 вв. до н. э., а также их ближайших преемников в 4 в. до н. э., не затронутых влиянием аттической «сократич.» традиции. Термин укрепился в междунар. историко-филос. практике гл. обр. благодаря классич. труду нем. филолога Г. Дильса (1848-1922) «Фрагменты досократиков» («Die Fragmente der Vorsokratiker», 1903), в к-ром впервые были с науч. полнотой собраны и критически изданы сохранившиеся в виде цитат у позднейших антич. авторов фрагменты из утраченных соч. Д., а также доксографич. (см. Доксографы) я биографич. свидетельства о них. Собрание Дильса объединяет св. 400 имен (большая часть их остается голыми именами), в т. ч. софистов, к-рых, однако, не принято называть «Д.» (поэтому нек-рые авторы предпочитают говорить о «дософистич.», а не «досократич.» философии), а также фрагменты предфилос. теокосмогоний (см. Орфизм, Ферекид).
Дильс исходил из антич., широкого значения термина «философия», поэтому «Фрагменты Д.» включают много материала, к-рый относится к истории математики, медицины и т. д. (вплоть до кулинарного иск-ва).
Философия Д. развивалась на Востоке - в ионийских городах М. Азии и на Западе - в греч. колониях Юж. Италии и Сицилии; отсюда восходящее к древности разделение на «ионийскую» (милетская школа и ее последователи) и «италийскую» (пифагореизм и элейская школа) ветви. В целом для вост., ионийской, традиции характерны эмпиризм, сенсуализм, интерес к конкретному многообразию чувств. мира, преимуществ, ориентация на материально-веществ. аспект мира, от
тесненность антропологич. и этич. проблематики (исключение - Гераклит с его пафосом религ.-нравств. реформатора); для зап., италийской, традиции - примат рационально-логич. начала над чувственным, преимуществ, интерес к формальному, числовому и вообще структурному аспекту вещей, первая постановка гносеологич. и онтологич. проблем в чистом виде, нередко религ.-эсхатологич. интересы. В центре внимания всей философии Д. - космос, . понимаемый - с помощью доминирующего у Д. метода аналогии - либо биоморфно (см. Гилазоизм], либо техноморфно (см. Демиург), либо социоморфно (см. Дике), либо - у пифагорейцев - на основе числовых моделей; существ. роль у Д. продолжают играть унаследованные из донауч. картины мира бинарные оппозиции. Уникальное место среди Д. в этом смысле занимают Парменид и его школа, впервые отказавшиеся от фольклорномифологич. наследства - двоичных классификаций и метафорич. аналогии - и давших программный для всей зап.-еврод. «метафизики» образец чисто логич. конструирования бытия. Человек и вообще сфера социального, как правило, не выделяются из общекосмич. жизни (противопоставление «природы и закона» - номос и фюсис - впервые было разработано софистами): космос, общество и индивид подчинены действию одних и тех же законов и рассматриваются нередко как изоморфные структуры, зеркально отражающиеся друг в друге (см. Микрокосмос и макрокосмос). Характерным для доплатоновской философии является отсутствие четкого различения «материального» и «идеального».
Внутр. ход развития философии Д. может быть представлен в след. формуле: построению космологич. систем у раннеионийских мыслителей был положен конец Парменидом и его школой, потребовавшими логико-теоретич. обоснования возможности чувств. мира и прежде всего - движения и множественности; старый гилозоистич. космос разложился, выделив в особую категорию «движущую причину» (по определению Аристотеля); в ответ на постулаты элейской школы возникли более механистич. плюралистич. системы 5 в. - Эмпедокла, Анаксагора и атомистов (иногда называемые «новоионийскими»), в к-рых на деанимизированную «материю» были перенесены все признаки элейского неизменного и самотождеств. бытия (однако закон сохранения вещества был, по-видимому, еще раньше сформулирован Анаксимандром). Среди Д. почти не было «профессионалов» (первое исключение - Анаксагор): большинство из них были вовлечены в жизнь полиса и выступали как гос. деятели, основатели колоний, законодатели, флотоводцы и т. д. - прямая противоположность эллинистич. идеалу философа с его принципом «живи незаметно».
Дильс исходил из антич., широкого значения термина «философия», поэтому «Фрагменты Д.» включают много материала, к-рый относится к истории математики, медицины и т. д. (вплоть до кулинарного иск-ва).
Философия Д. развивалась на Востоке - в ионийских городах М. Азии и на Западе - в греч. колониях Юж. Италии и Сицилии; отсюда восходящее к древности разделение на «ионийскую» (милетская школа и ее последователи) и «италийскую» (пифагореизм и элейская школа) ветви. В целом для вост., ионийской, традиции характерны эмпиризм, сенсуализм, интерес к конкретному многообразию чувств. мира, преимуществ, ориентация на материально-веществ. аспект мира, от
тесненность антропологич. и этич. проблематики (исключение - Гераклит с его пафосом религ.-нравств. реформатора); для зап., италийской, традиции - примат рационально-логич. начала над чувственным, преимуществ, интерес к формальному, числовому и вообще структурному аспекту вещей, первая постановка гносеологич. и онтологич. проблем в чистом виде, нередко религ.-эсхатологич. интересы. В центре внимания всей философии Д. - космос, . понимаемый - с помощью доминирующего у Д. метода аналогии - либо биоморфно (см. Гилазоизм], либо техноморфно (см. Демиург), либо социоморфно (см. Дике), либо - у пифагорейцев - на основе числовых моделей; существ. роль у Д. продолжают играть унаследованные из донауч. картины мира бинарные оппозиции. Уникальное место среди Д. в этом смысле занимают Парменид и его школа, впервые отказавшиеся от фольклорномифологич. наследства - двоичных классификаций и метафорич. аналогии - и давших программный для всей зап.-еврод. «метафизики» образец чисто логич. конструирования бытия. Человек и вообще сфера социального, как правило, не выделяются из общекосмич. жизни (противопоставление «природы и закона» - номос и фюсис - впервые было разработано софистами): космос, общество и индивид подчинены действию одних и тех же законов и рассматриваются нередко как изоморфные структуры, зеркально отражающиеся друг в друге (см. Микрокосмос и макрокосмос). Характерным для доплатоновской философии является отсутствие четкого различения «материального» и «идеального».
Внутр. ход развития философии Д. может быть представлен в след. формуле: построению космологич. систем у раннеионийских мыслителей был положен конец Парменидом и его школой, потребовавшими логико-теоретич. обоснования возможности чувств. мира и прежде всего - движения и множественности; старый гилозоистич. космос разложился, выделив в особую категорию «движущую причину» (по определению Аристотеля); в ответ на постулаты элейской школы возникли более механистич. плюралистич. системы 5 в. - Эмпедокла, Анаксагора и атомистов (иногда называемые «новоионийскими»), в к-рых на деанимизированную «материю» были перенесены все признаки элейского неизменного и самотождеств. бытия (однако закон сохранения вещества был, по-видимому, еще раньше сформулирован Анаксимандром). Среди Д. почти не было «профессионалов» (первое исключение - Анаксагор): большинство из них были вовлечены в жизнь полиса и выступали как гос. деятели, основатели колоний, законодатели, флотоводцы и т. д. - прямая противоположность эллинистич. идеалу философа с его принципом «живи незаметно».
Источник: Советский философский словарь
ДОСОКРАТИКИ
нем. Vorsokratiker; франц. Presocratiques; англ. Presocratics) — новоевропейский термин для обозначения ранних греческих философов 6—5 вв. до н. э., а также их ближайших преемников в 4 в. до н. э., не затронутых влиянием аттической «сократической» традиции. Термин укрепился в международной историко-философской практике гл. о. благодаря классическому труду немецкого филолога-классика Г. Дильса (1848—1922) «Фрагменты досократиков» (Die Fragmente der Vorsokratiker, 1903), в котором впервые были с научной полнотой собраны и критически изданы сохранившиеся в виде цитат у позднейших античных авторов фрагменты из утраченных сочинений досократиков, а также доксографические (см. Доксографы) и биографические свидетельства о них. Собрание Дильса объединяет свыше 400 имен (большая часть их остается только именами), в т. ч. софистов, которых, однако, не принято называть «досократиками» (поэтому некоторые авторы предпочитают говорить о «дософистической», а не о «досократической» философии), а также фрагменты предфилософских теокосмогоний (см. Орфизм, Фергана). Дильс исходил из античного, широкого значения термина «философия», поэтому «Фрагменты досократиков» включают много материала, который относится к истории математики, медицины и т. д. (вплоть до кулинарного искусства). Философия досократиков развивалась на Востоке — в ионийских городах Малой Азии и на Западе—в греческих колониях Южной Италии и Сицилии; отсюда восходящее к древности разделение на «ионийскую» (Милетская школа и ее последователи) и «италийскую» (пифагореизм и Элейская школа) ветви. В целом для восточной, ионийской, традиции характерны эмпиризм, сенсуализм, интерес к конкретному многообразию чувственного мира, преимущественная ориентация на материально-вещественный аспект мира, оттесненность антропологической и этической проблематики (исключение — Гераклит с его пафосом религиозно-нравственного реформатора); для западной, италийской, традиции — примат рационально-логического начала над чувственным, преимущественный интерес к формальному, числовому и вообще структурному аспекту вещей, первая постановка гносеологических и онтологических проблем в чистом виде, нередко религиозно-эсхатологические интересы. В центре внимания всей философии досократиков—космос, понимаемый—с помощью доминирующего у досократиков метода аналогии—либо биоморфно (см. Гилозоизм), либо техноморфно (см. Демиург), либо социоморфно (Дике), либо—у пифагорейцев—на основе числовых моделей; существенную роль у досократиков продолжают играть унаследованные из донаучной картины мира бинарные оппозиции. Уникальное место среди досократиков в этом смысле занимают Парменид и его школа, впервые отказавшиеся от фольклорно-мифологического наследства—двоичных классификаций и метафорической аналогии — и давшие программный для всей западноевропейской «метафизики» образец чисто логического конструирования бытия. Человек и вообще сфера социального, как правило, не выделяются из общекосмической жизни (противопоставление «природы и закона» — номос и фюсис—впервые было разработано софистами): космос, общество и индивид подчинены действию одних и тех же законов и рассматриваются нередко как изоморфные структуры, зеркально отражающиеся друг в друге (см. Макрокосмос ч микрокосмос). Характерным для доплатоновской философии является отсутствие четкого различения «материального» и «идеального». Внутренний ход развития философии досократиков может быть представлен в следующей формуле: построению космологических систем у раннеионийских мыслителей был положен конец Парменидом и его школой, потребовавшими логико-теоретического обоснования возможности чувственного мира, и прежде всего—движения и множественности; старый гилозоистический космос разложился, выделив в особую категорию «движущую причину» (по определению Аристотеля); в ответ на постулаты Элейской школы возникли более механистические плюралистические системы 5 v,—Эмпедокла, Анаксагора и атомистов (иногда называемые «новоионийскими»), в которых на деанимизированную «материю» были перенесены все признаки элейского неизменного и самотождественного бытия (однако закон сохранения вещества был, по-видимому, еще раньше сформулирован Анаксимандром). Среди досократиков почти не было «профессионалов» (первое исключение—Анаксагор): большинство из них были вовлечены в жизнь полиса и выступали как государственные деятели, основатели колоний, законодатели, флотоводцы и т.д.—прямая противоположность эллинистическому идеалу философа с его принципом «живи незаметно». Фрагм.: DK, vol. I—HI; Colli G. La sapienza greca, v. 1—3. Mil, 1978-80; Kirk G. S., Raven J. E., Schobeid M. The Presocratic Philosophers: A Critical History with a Selection of Texts. Cambr., 1983; Маковельскш А. О. Досократики, ч. 1—3. Казань, 1914—19; Фрагменты ранних греческих философов, издание подготовил А. В. Лебедев, ч. 1: От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. М., 1989.
Библиография: The Presocratic Philosophers: An Annotated Bibliography, by Luis E. Navia, 1993.
Лит.: Лосев А. Ф. История античной эстетики. Ранняя классика. М., 1963: Кессиди Ф. X. От мифа к логосу. М., 1972; Рожанский И. Д. Развитие естествознания в эпоху античности. М., 1979; Доброхотов А. Л. Учение досократиков о бытии. М., 1980; Богомолов А. С. Диалектическийлогос.М., 1982; Зайцев А. Я. Культурный переворот в Древней Греции VII1-V вв. до н. э. Л., 1985; Lloyd G. E. R. Polarity and analogy. Two types of argumentation in early Greek thought. Cambr., 1966; FrankelH. Wege und Formen fruhgriechischen Denkens. Munch., 1968: Um die Begriffswelt der Vorsokratiker, hrsg. v. H.-G. Gadamer. Darmstadt, 1968; Studies in presocratic philosophy, ed. by D. J. Furley and R. E. Allen, v. 1—2. L., 1970; Guthrie W. K. S. A. history of Greek philosophy, v. 1—2. Cambr., 1971; Uistif. L. Early Greek philosophy and the Orient. Oxf., 1971; Fritz K. v. Grundprobleme der Geschichte der antiken Wissenschaft. B.—N.Y., 1971; Chemiss H. Aristotles criticism of presocratic philosophy. N. Y., 1971; The Presocratics. A collection of critical essays, ed. A. P. D. Mourelatos. N. Y., 1974; The Presocratics, ed. E. Hussey. L., 1972; Bornes J. The presocratic philosophers. L., 1982; Idem. The Presocratic Philosophers. L.—Boston, 1982; Mansfeld J. Die Vorsokratiker. Stuttg., 1987; Long A. A. (ed.). The Cambridge Companion to Early Greek Philosophy. Cambr. (Mass.), 1999.
А. В. Лебедев
Библиография: The Presocratic Philosophers: An Annotated Bibliography, by Luis E. Navia, 1993.
Лит.: Лосев А. Ф. История античной эстетики. Ранняя классика. М., 1963: Кессиди Ф. X. От мифа к логосу. М., 1972; Рожанский И. Д. Развитие естествознания в эпоху античности. М., 1979; Доброхотов А. Л. Учение досократиков о бытии. М., 1980; Богомолов А. С. Диалектическийлогос.М., 1982; Зайцев А. Я. Культурный переворот в Древней Греции VII1-V вв. до н. э. Л., 1985; Lloyd G. E. R. Polarity and analogy. Two types of argumentation in early Greek thought. Cambr., 1966; FrankelH. Wege und Formen fruhgriechischen Denkens. Munch., 1968: Um die Begriffswelt der Vorsokratiker, hrsg. v. H.-G. Gadamer. Darmstadt, 1968; Studies in presocratic philosophy, ed. by D. J. Furley and R. E. Allen, v. 1—2. L., 1970; Guthrie W. K. S. A. history of Greek philosophy, v. 1—2. Cambr., 1971; Uistif. L. Early Greek philosophy and the Orient. Oxf., 1971; Fritz K. v. Grundprobleme der Geschichte der antiken Wissenschaft. B.—N.Y., 1971; Chemiss H. Aristotles criticism of presocratic philosophy. N. Y., 1971; The Presocratics. A collection of critical essays, ed. A. P. D. Mourelatos. N. Y., 1974; The Presocratics, ed. E. Hussey. L., 1972; Bornes J. The presocratic philosophers. L., 1982; Idem. The Presocratic Philosophers. L.—Boston, 1982; Mansfeld J. Die Vorsokratiker. Stuttg., 1987; Long A. A. (ed.). The Cambridge Companion to Early Greek Philosophy. Cambr. (Mass.), 1999.
А. В. Лебедев
Источник: Новая философская энциклопедия
ДОСОКРАТИКИ
ДОСОКРАТИКИ (нем. Vorsokratiker; франц. Pr?socratiques; англ. Presoc-ratics), новоевропейский термин для обозначения ранних греческих философов 6-5 вв. до н. э., а также их ближайших преемников в 4 в. до н. э., не затронутых влиянием аттической «сократической» традиции. Термин укрепился в международной историко-философской практике главным образом благодаря классическому труду немецкого филолога-классика Г. Дильса (1848-1922) «Фрагменты досократиков» («Die Fragmente der Vorsokratiker», 1903), в котором впервые были с научной полнотой собраны и критически изданы сохранившиеся в виде цитат у позднейших античных авторов фрагменты из утраченных сочинений досократиков, а также доксографические и биографические свидетельства о них. Собрание Дильса объединяет свыше 400 имен (большая часть их остается голыми именами), в том числе софистов, которых, однако, не принято называть «досократиками» (поэтому некоторые авторы предпочитают говорить о «дософистической», а не «до-сократической» философии), а также фрагменты предфилософских теокос-могоний (см. Орфизм, Ферекид). Дильс исходил из античного, широкого значения термина «философия», поэтому «Фрагменты досократиков» включают много материала, который относится к истории математики, медицины и т. д. (вплоть до кулинарного искусства). Философия досократиков развивалась на Востоке - в ионийских городах Мал. Азии и на Западе - в греческих колониях Южн. Италии и Сицилии; отсюда восходящее к древности разделение на «ионийскую» (милетская школа и ее последователи) и «италийскую» (пифагореизм и элейская школа) ветви. В целом, для восточной, ионийской, традиции характерны эмпиризм, сенсуализм, интерес к конкретному многообразию чувственного мира, преимущественная ориентация на материально-вещественный аспект мира, оттеснен-ность антропологической и этической проблематики (исключение — Гераклит с его пафосом религиозно-нравственного реформатора); для западной, италийской, традиции - примат рационально-логического начала над чувственным, преимущественный интерес к формальному, числовому и вообще структурному аспекту вещей, первая постановка гносеологических и онтологических проблем в чистом виде, нередко религиозно-эсхатологические интересы. В центре внимания всей раннегреческой философии - космос, понимаемый — с помощью доминирующего у досократиков метода аналогии - либо биоморфно (гилозоизм), либо техноморфно (см. Демиург), либо социоморфно (см. Дике), либо - у пифагорейцев - на основе числовых моделей; существенную роль у досократиков продолжают играть унаследованные из донаучной картины мира бинарные оппозиции. Уникальное место среди досократиков в этом смысле занимают Парменид и его школа, впервые отказавшиеся от фольклорно-мифологического наследства - двоичных классификаций и метафорической аналогии - и давших программный для всей западноевропейской «метафизики» образец чисто логического конструирования бытия. Человек и вообще сфера социального, как правило, не выделяются из общекосмической жизни (противопоставление «природы и закона» -номос и фюсис - впервые было разработано софистами): космос, общество и индивид подчинены действию одних и тех же законов и рассматриваются нередко как изоморфные структуры, зеркально отражающиеся друг в друге (микрокосмос и макрокосмос). Характерным для доплатоновской философии является отсутствие четкого различения «материального» и «идеального». Внутренний ход развития философии досократиков может быть представлен в следующей формуле: построению космологических систем уран-неионийских мыслителей был положен конец Парменидом и его школой, потребовавшими логико-теоретического обоснования возможности чувственного мира, и прежде всего - движения и множественности; старый гилозоистический космос разложился, выделив в особую категорию «движущую причину» (по определению Аристотеля); в ответ на постулаты элей-ской школы возникли более механистические плюралистические системы 5 в. - Эмпедокла, Анаксагора и атомистов (иногда называемые «новоионийскими»), в которых на деанимизированную «материю» были перенесены все признаки элейского неизменного и самотождественного бытия (однако закон сохранения вещества был, по-видимому, еще раньше сформулирован Анаксимандром). Среди досократиков почти не было «профессионалов» (первое исключение - Анаксагор): большинство из них были вовлечены в жизнь полиса и выступали как государственные деятели, основатели колоний, законодатели, флотоводцы и т. д. — прямая противоположность эллинистическому идеалу философа с его принципом «живи незаметно». Фрагм.: DK I—III; Colli G. La sapienza greca. Vol. 1-3. Mil, 1978-1980; Kirk G. S., Raven J. ?., Schofield M. The Presocratic Philosophers: A Critical History with a Selection of Texts. Camb., 1983; Лебедев А. В. Фрагменты ранних греческих философов. Ч. ?. ?., 1989; Маковелъский А. О. Досократики. Ч. 1-3. Казань, 1914-1919. Лит.: Lloyd G. ?. R. Polarity and analogy. Two types of argumentation in early Greek thought. Camb., 1966; Fraenkel H. Wege und Formen fruehgriechischen Denkens. M?nch., 1968; Um die Begriffswelt der Vorsokratiker. Hrsg. ?. H.-G. Gadamer. Darmst., 1968; Hoelscher U. Anfaengliches Fragen. Gott., 1968; Studies in presocratic philosophy. Ed. by D. J. Furley and R. E. Allen. Vol. 1-2. L., 1970; Guthrie W. K. S. A History of Greek Philosophy. Vol. I. The Earlier Presocratics and Pythagoreans. Vol. II. The Presocratic Tradition from Parmenides to Democritus. Camb., 1962-1965 (лит.); West M. L. Early Greek philosophy and the Orient. Oxf., 1971; Fritz K. von. Grundprobleme der Geschichte der antiken Wissenschaft. В.; N. Y., 1971; Cherniss H. Aristotle´s criticism of presocratic philosophy. N. Y, 1971; The Presocratics. A collection of critical essays. Ed. A. P. D. Mourelatos. N. Y, 1974; The Presocratics. Ed. E. Hussey. L., 1972; Barnes J. The presocratic philosophers. L., 1982 (библ.); Long A. A. (ed.). The Cambridge Companion to Early Greek Philosophy. Camb. (Mass.), 1998; ЛОСЕВ, ИАЭ I. Ранняя классика. M., 1963; Кессиди ?. ?. От мифа к логосу. M., 1972; Рожанский И. Д. Развитие естествознания в эпоху античности. М., 1979; Доброхотов А. Л. Учение досократиков о бытии. М., 1980; Зайцев А. И. Культурный переворот в Древней Греции VIII-V вв. до н. э. Л., 1985. Библ.: The Presocratic Philosophers: An Annotated Bibliography. Ed. by L. E. Navia, 1993. А. В. ЛЕБЕДЕВ