1853—1938)— религ. и. политич. деятель Тибета, один из организаторов обновленч. движения в Бурятии, Калмыкии и Туве; основатель будд. храма в Петербурге (см. Буддийскийч храм в Санкт-Петербурге), и ряда храмов в Зап. Бурятии, издатель, реформатор монг. письменности. Получил богосл. образование в Урге (совр. Улан-Батор) и в знаменитом монастыре Брайбун (один из трех гл. монастырей Лхасы), имел высшую филос. ученую степень лхарамба (цаннид хамбо лхарамба). В числе семи высших ученых лам состоял при далай-ламе XIII, обучал его будд. философии и лит-ре. Положение наставника-воспитателя далай-ламы позволило Д. впоследствии стать одним из его ближ советников и крупной фигурой в тиб. теократич. правительстве. В 1898 был командирован в Китай, Россию и Францию для ознакомления с гос. устройством и жизнью. По возвращении в Тибет был возведен в третий высший чин старшего хамбо с правом голоса во всех вопросах политики и веры. После Октябрьской революции вся деятельность Д. практически проходила на терр. Сов. России: пропаганда основ буддизма на платформе обновленч. движения, строительство новых храмов, издат. деятельность. Начавшийся в кон. 20-х - 30-е гг. разгром будд. культуры в СССР воспринял трагически, пытался противостоять ему всеми доступными ему способами. В 1938 был репрессирован, умер в тюремной больнице в том же году, место захоронения неизвестно. Л. Л. Абаева
ДОРЖИЕВ Агван
ДОРЖИЕВ Агван
Источник: Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь
ДОРЖИЕВ Агван
(1853–1938) — буддийский религиозный деятель России и Тибета, основатель буддийского храма в Санкт-Петербурге, наставник Далай-ламы XIII, реформатор монгольской письменности в Бурятии, издатель. Родился в Бурятии, учился в монастырях Угры (Улан-Батор, Монголия) и Лхасы (Тибет), где получил высшую ученую степень, стал советником Далай-ламы и тибетского правительства, от лица которого в 1898 г. посетил Китай, Россию, Францию. С начала ХХ в. работал преимущественно в России. В 1906 г. создал буддийское духовное училище и академию (цаннит-чойра) в Калмыкии, передав им 300 томов тибетского канона (Кангьюр и Тенгьюр), а также ритуальные предметы. В 1908 г. Д. купил в Петербурге участок земли и организовал строительство буддийского храма, а также школы для учеников и общежития для буддийских монахов. Первая служба в храме состоялась в 1913 г. (в честь 300-летия дома Романовых). Полное освящение храма, посвящённого тантрическому божеству Калачакре, состоялось в 1915 г. После революции Д. стал во главе обновленческого движения в бурятском буддизме, стремясь приспособить его к советской власти. Он предложил отказаться от суеверий и примитивного ритуализма лам, чтобы вернуться к интеллектуальному, философскому буддизму, который сродни европейской науке и, по его мнению, учению Маркса –Ленина. Для этого он считал необходимым реформировать управление монастырями, сократить число монахов, но при этом строить дацаны (см. Дацан) и разрешить свободно проживать в них мирянам, чтобы они приобщались к нравственности, социальной справедливости, бесплатно получали образование и т.д. Ему удалось построить ещё несколько храмов в Западной Бурятии. Но всё это привело лишь к ожесточению и расколу среди буддийского духовенства и бурятского населения. В 1938 г. Д. был арестован и вскоре умер.