(Dort, Synod of, 16181619). Международный церковный синод, созванный Генеральными штатами Нидерландов, чтобы разрешить ряд доктринальных и экклезиологических вопросов, вызывавших споры в Реформатской церкви Нидерландов. В заседаниях Дортского синода принимали участие тридцать пять пасторов, группа старейшин из голландских церквей, пять нидерландских профессоровтеологов, восемнадцать депутатов, представлявших Генеральные штаты, и двадцать семь зарубежных делегатов.
Перед Дортским синодом стояли очень сложные задачи. Вопервых, ему пришлось столкнуться с давней проблемой "эрастианства" контроля государства над Церковью. Голландская церковь была кальвинистской, а, по убеждениям Кальвина, Церковь обязана оставаться независимой от государства, в то же время сотрудничая с ним. В 1554 г. в Женеве его точка зрения победила; однако с тех пор, вплоть доДортского синода и позже, в Голландской церкви находились влиятельные силы (включавшие таких церковных лидеров, как Ольденбарневельдт, Гроций и Колхас), одобрявшие контроль государства над Церковью. Даже принц Оранский в 1575 г. издал указ, в соответствии с крым консистории должны были назначаться местными магистратами; указ получил широкую поддержку.
Вторая проблема, крую пришлось решать Дортскому синоду, это необходимость борьбы с антиконфессиональным гуманизмом, по своему духу скорее эллинистическим, чем библейским. Главными выразителями подобных взглядов были Эразм Роттердамский и Корнхерт, крые отвергали учение о греховности человека и пре клонялись перед свободой воли. До созыва Дортского синода они никого не беспокоили, но их учение подхватила партия арминиан, получившая свое название по имени Якоба Арминия, преподававшего теологию в Лейденском университете. Главной темой Дортского синода оказался статус вероисповедных символов; арминианам, признававшим, что Церковь имеет вероисповедание, не нравились конфессиональные ограничения, и они требовали пересмотреть символы веры.
Наконец, третья проблема, вставшая перед Дортским синодом, была связана с необходимостью защитить одну из фундаментальных христианских доктрин. Концепция предопределения, особенно в той части, где она говорит о вечном осуждении, подвергалась ожесточенным нападкам со стороны тех же арминиан, и позицию их только укрепляли крайние взгляды некрых оппонентов. Более того, всвоей "Ремонстрации" 1610 г., а также в последующие годы арминиане, сторонников крых стали называть "ремонстрантами", не желали признавать, что человек совершенно не способен спастись собственными усилиями; они полагали, что, хотя человек и испорчен грехом, он обладает свободной волей и готов ответить на призыв благодати Божьей. Арминиане утверждали, что Бог готов спасти каждого, кто верует, и отказывались принять учение о независимости избранничества от веры. Согласно их убеждениям, Христос умер за всех людей, хотя только верующим Его смерть принесет спасение; благодать нельзя считать непреодолимой, и веру можно потерять. Публично подвергнув сомнению доктрины предопределения, греха и благодати, ремонстранты заявили, что не так уж уверены и в других доктринах о первородном грехе, оправдании верой, искуплении и даже божественности Христа. То, что они сомневались в божественности Христа, не является достоверным историческим фактом; однако именно это придало полемике особенно ожесточенный характер. Уже после смерти Арминия в 1609 г. его последователи стали склоняться к социнианству, разновидности унитаризма. Назначение Конрада Ворстия на освободившуюся после смерти Арминия кафедру в Лейдене было воепринято с подозрением; в 1622 г. Ворстий выразил поддержку социнианам.
В результате всего этого во всей стране получил преобладание узкопартийный дух, грозивший расколоть Церковь и разобщить провинции Нидерландов. Лидеры арминиан заставили власти выпустить постановление, согласно к-ром у спорные доктрины проповедовать нельзя; в некрых случаях они даже сумели добиться того, чтобы закрыли неугодные кафедры. Реформатские группы не оставались в долгу там, где у контрремонстрантов (ортодоксов) не было большинства, они собирались для молитвы в частных домах или в хозяйственных помещениях, рискуя тем, что их накажут власти. Ситуация ухудшалась, и к 1617 г. стало ясно, что дело может закончиться гражданской войной. 11 нояб. того же года Генеральные штаты объявили о необходимости созвать синод, крый решил бы возникшие вопросы и восстановил мир. Призывы созвать синод раздавались давно и исходили от реформатов, от ремонстрантов (крые надеялись составить большинство депутатов, созванных Генеральными штатами), а также от провинциальных синодов и гражданских властей.
Дортский синод собрался в 1618 г. Ремонстранты надеялись, что их признают за равных, а сам синод превратится в нечто вроде конференции, где будут обсуждать спорные вопросы. Однако случилось иначе Дортский синод вызвал ремонстрантов в качестве обвиняемых, крым пришлось доказывать свою невиновность, и осудил их учение. Согласно канонам Дортского синода, (1) безусловное избранничество и вера есть дар Божий; (2) смерть Христа совершенно достаточна, чтобы искупить грехи мира, но ее спасительное действие распространяется только на избранных; (3,4) человек настолько испорчен грехом, что не может самостоятельно обрести спасение; исключительно даром своей благодати Бог призывает и возрождает людей к новой жизни; (5) те, кто спасен Им, остаются спасенными до конца; спасение их неизбежно, даже в том случае, если им присущи те или иные пороки.
Дортский синод, т.о., отстоял августиновское библейское учение о грехе и благодати. Он отверг учение о свободе воли у падшего человечества, учение о том, что греховное состояние человека не столь безнадежно, как считали ортодоксы, и учение о том, что избранничество только ответ Божий на акт веры. Авторитет Дортского синода оказался столь высок, что он определил на века путь Голландской церкви и стал моделью для Вестминстерской ассамблеи, собранной в Британии несколько десятилетий спустя.
М.Е. OSTERHAVEN(nep. Ю.Т.) Библиография: M.G. Hansen,The Reformed Church in the Netherlands; P. Schaff,The Creeds of Christendom, I, III;J. Hale,Golden Remains; P. Y. De Jong,Crisis in the Reformed Churches; L. Boettner,The Reformed Doctrine of Predestination; H.E. Dosker, "Barneveldt, Martyr or Traitor", PRR 9:289323,43871,63758; W. Cunningham,Historical Theology, II,37186; A. A. Hoekema, "А New English Translation of the Canons of Dort", CTJ 3:13361.
См. также: Арминианство; Pemohctранты; Кальвинизм.