Вопрос о времени возникновения религии имеет большое мировоззренч. значение. Ряд клерикально настроенных ученых (В. Шмидт, др. представители «венской» культурно-историч. школы и т. д.) пытались доказывать изначальность религии, возникновение ее вместе с появлением человека. Факты, однако, говорят о том, что на огромном временном отрезке своей истории человек был безрелигиозен. В наст. вр. большинство антропологов полагают, что возраст человечества приближается к 3 млн. лет. Вместе с тем все древнейшие типы людей (Homo habilis, питекантроп, атлантроп, гейдельбергский человек, синантроп и др.) по целому ряду весьма существенных признаков сильно отличались от совр. человека - Homo sapiens (см. Происхождение человека). Особенно разительными были отличия в строении головного мозга, к-рый имел у древнейших людей значительно меньший объем и менее развитые лобные доли, чем у людей совр. Низкий уровень развития мышления и ограниченные способности к абстракции у древнейших людей заставляют нас предположить, что на этой стадии человек еще не знал религии. Подтверждают такое предположение и относящиеся к олдувайской и древне-ашельской эпохам археологич. и палеоантропологич. находки, к-рые не дают никаких свидетельств о существовании у древнейшего человека религ. верований. Правда, нек-рые зарубежные ученые допускают наличие примитивных религ. представлений у синантропа, истолковывая практиковавшуюся им некрофагию как своего рода магич. ритуал. Однако поедание трупов было, вероятно, вызвано периодическими голодовками и не дает достаточных оснований для вывода о существовании у синантропа религии. Зачатки религии появляются только у непосредственных предков человека совр. вида - кроманьонцев.
ДОРЕЛИГИОЗНАЯ ЭПОХА
ДОРЕЛИГИОЗНАЯ ЭПОХА
Источник: Атеистический словарь
Дорелигиозная эпоха
период в истории человечества от момента появления человека современного типа до возникновения религии. Возраст человеческого рода составляет более 2,5 млн. лет. Первичные же формы религии начали складываться в эпоху, удаленную от нас в прошлое не более чем на 35 – 40 тысячелетий. То, что Д. э. в истории человечества действительно была, доказывается многочисленными фактами исторического языкознания, этнографии, археологии и признается теперь не только советскими исследователями, но и многими зарубежными социологами и историками религии. Но в толковании содержания Д. э. некоторые зарубежные ученые занимают неправильную позицию, утверждая, что Д. э. была эпохой некоего безвременья, когда якобы не существовало ни человеческого общества, ни какой бы то ни было культуры, ни общественного сознания. Возникновение религии якобы было явлением прогрессивным и знаменовало-де собой гигантский шаг вперед в развитии сознания человека, в частности его нравственного сознания.
Советские ученые при изучении Д. э. и обстоятельств возникновения религии исходят из того, что религия, как и идеализм, является пустоцветом, вырастающим на живом дереве истинного, всесильного, объективного, абсолютного человеческого познания. В процессе борьбы человека с природой появляются положительные умения и навыки. В Д. э. люди научились пользоваться огнем и добывать его, строить жилища, шить одежду, изготовлять украшения, изобрели метательное оружие, различные охотничьи ловушки и т. п. В развитии нравственных отношений и нравственного сознания людей в Д. э. имели место значительные достижения: люди формировались как разумные и нравственные существа, связанные друг с другом отношениями трудового содружества и заботящиеся друг о друге. Об этом, в частности, свидетельствуют т. н. «неандертальские погребения».
Советские ученые при изучении Д. э. и обстоятельств возникновения религии исходят из того, что религия, как и идеализм, является пустоцветом, вырастающим на живом дереве истинного, всесильного, объективного, абсолютного человеческого познания. В процессе борьбы человека с природой появляются положительные умения и навыки. В Д. э. люди научились пользоваться огнем и добывать его, строить жилища, шить одежду, изготовлять украшения, изобрели метательное оружие, различные охотничьи ловушки и т. п. В развитии нравственных отношений и нравственного сознания людей в Д. э. имели место значительные достижения: люди формировались как разумные и нравственные существа, связанные друг с другом отношениями трудового содружества и заботящиеся друг о друге. Об этом, в частности, свидетельствуют т. н. «неандертальские погребения».
ДОРЕЛИГИОЗНАЯ ЭПОХА
По совр. научным данным, возраст человеч. рода составляет примерно 1 млн. л. Что же касается религии, то она в ск.-н. определенной форме начала складываться лишь в раннеродовом обществе, что по археол. периодизации приблизительно соответствует ориньяко-солютрейской стадии древнего каменного века (палеолита), к-рая удалена от нас в прошлое примерно на 35—40 тысячелетий. Т. о., свыше 900 тысячелетий человечество не знало религии. Эта длит. полоса истории и называется Д. э. Термин «Д. э.» условен; марксистской социологией отвергается периодизация истор. процесса по религ. признаку, как это делают богословы и мн. буржуазные историки, выделяя «дохрист. период», «христ. период» и т. п. Употребление этого термина оправданно не в плане построения периодизации истории общества, а только в целях подчеркивания преходящего характера религии в истории общества. То, что Д. э. в истории человечества действительно была, доказывается многочисл. фактами истор. языкознания, этнографии и археологии и признается теперь не только сов. исследователями, но и мн. зарубежными социологами и историками. Но в толковании содержания Д. э. нек-рые зарубежные ученые занимают негативную позицию, утверждая, что Д. э. была эпохой некоего «безвременья», когда якобы не существовало ни человеч. общества, ни какой бы то ни было культуры, ни обществ, сознания, и что возникновение религии якобы знаменовало шаг вперед в развитии сознания человека, в особенности - его нравств. сознания. Подобные взгляды развивает т. н. франц. социологич. школа, влияние к-рой в бурж. религиоведении весьма велико. Ее основоположник Дюркгейм утверждает, что религия и наука имеют не только одинаковое происхождение, но и одинаковую социальную функцию: обогащать человеч. практику и помогать человеку в жизни. Назначение теорий такого рода состоит в том, чтобы попытаться спасти репутацию религии, поставив ее в одну плоскость с наукой. Эта концепция религии грубо извращает истор. факты. Сов. историки первобытного общества при изучении Д. э. и происхождения религии руководствуются известным положением В. И. Ленина о том, что религия есть пустоцвет на живом дереве истинного, могучего, объективного человеч. познания (см. Соч, Изд. 5. Т. 29, с. 322). В Д. э. люди научились пользоваться огнем и добывать его, строить жилища, шить одежду, изобрели метат. оружие (копье и дротик) с каменными и костяными наконечниками, изобрели разл. виды охотничьих ловушек, научились считать, изготовлять украшения и т. д. Относительно развития обществ, сознания в Д. э. совр. наука находит, что люди того времени формировались как разумные и нравств. обществ, существа, связанные друг с другом отношениями трудового содружества.