Донатизм
ДОНАТИЗМ
еретич." движение в рим. провинциях Сев. Африки 4–5 вв., направленное против ортодоксальной христ. церкви. Свое название получил от имени епископа Доната, возглавившего в 4 в. движение за создание независимой от Рима африканской церкви. Донатисты отрицали право гос-ва на вмешательство в церк. дела, поддерживали антирим. сепаратистские восстания, выступали против подчинения афр. христ. общин рим. церкви, утверждая, что истинная церковь находится только в Африке. Д. воспринял нек-рые черты раннего демократич. христианства, провозглашая свою церковь "церковью бедных". В то же время донатистская церковь была враждебна социальной борьбе масс. Так, донатистские епископы, используя для борьбы с офиц. церковью наиболее революц. представителей Д. – агонистиков, предавали их в руки рим. властей, когда агонистики выступали против владельцев имений и ростовщиков. Впоследствии к Д. примкнули антиримски настроенные слои афр. земельной знати. Д. был разгромлен в нач. 5 в. императорскими властями. Лит.: Mашкин ?. ?., Движение агонистиков, "Историк-марксист", 1935, No 1; Дилигенский Г. Г., Северная Африка в IV – V вв. н. э., М., 1961, Frend W. H. С., The Donatist Church, a movement of protest in Roman North Africa, Oxf., 1952; Brisson J, P., Autonomisme et christianisme dans ?Afrique romaine de Septime S?v?re ? 1 invasion vandale, P., 1958. Г. Дилигенский. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
Донатизм
церковно-сепаратистское («схизматическое») движение в Северной Африке IV-V вв., выразившее протест против сближения церковной иерархии с империей и апеллирование к идеалу «Церкви мучеников». Поводом к возникновению Д. был спор о законности поставления в епископы Карфагена некоего Цецилиана, запятнавшего себя оппортунистическим поведением во время гонений; причем недовольные избрали своим епископом Доната Матиа (отсюда название Д.). Почвой и фоном Д. стал социальный и этнический антагонизм берберского крестьянства но отношению к порядкам, установленным римскими и романизированными землевладельцами и горожанами. Хотя формально Д. являлся «расколом», а не «ересью», поскольку не выдвинул своей богословской доктрины, оспаривание догмата о независимости святости сана от личной чистоты его носителя имело принципиальное значение и предвосхищало постановку вопроса в антицерковных ересях позднего Средневековья. Не вполне выяснено взаимоотношение Д. с выявляющимся около 340 г. движением т. н. циркумцеллионов, которые называли себя агонистиками («борцами»), или «воинами Христовыми» (milites Christi) и прибегали к насильственным методам борьбы против землевладельцев и чиновников, но большей части встречая репрессии, но иногда получая признание в качестве сообщества аскетов. Д. был осужден на поместных соборах; чтобы справиться с ним, официальная Церковь прибегла к помощи государственного насилия, что было одним из первых примеров преследования христиан со стороны христиан. Августин, много занимавшийся полемикой против Д., после колебаний признал правомочность принуждения в деле восстановления церковного единства. Сергей Аверинцев. София-Логос. Словарь
Донатизм
(Donatism). Раскол в Западной церкви, возникший в IV в. среди христиан Сев. Африки в результате преследований Диоклетиана. Позднее раскол вылился в народное восстание берберов и безземельных крестьян против землевладельцев из латинской католической элиты. Карфагенский епископ Донат (3134 7), крого иногда называют Донатом Великим, стоял во главе раскольнической церкви, действуя энергично и искусно играя на этнической розни и социальных противоречиях в Сев. Африке. Это привело к тому, что в 347 г. римский император сослал его в Галлию или Испанию, где он и умер ок. 350 г. Его сменил талантливый церковный деятель Пармениан.
Донатизм вырос из учения Тертуллиана и Киприана. Вслед за ними донатисты учили, что священник, участвующий в таинстве, должен быть святым, таинства теряют силу, если совершены священнослужителями, провинившимися перед Церквью. Римскокатоличеекая церковь и Августин утверждали, что священник всего лишь орудие Божье. Для Доната Церковь зримое общество избранных, отделенных от мира. Августин же (основной противник донатизма) развивал католическое представление о невидимой Церкви, существующей внутри видимой. К-ром е того, донатисты истово почитали каждое слово Св. Писания, поэтому в их представлении совершать жертвенные возлияния в честь императора или отдать Библию римским гонителям на сожжение могли лишь еретики или предатели. Всякий, кто это сделал, навеки изгонялся из Церкви видимой и подлежал перекрещиванию (чтобы снова обрести спасение). Августин и католики принимали предателей, как всяких вероотступников; они допускались к причастию после необходимого покаяния,предписанного местным епископом. Донатисты считали себя единственной истинной церковью, а Августина и католиков смешанной массой верующих.
Настоящий раскол возник вследствие гонений Диоклетиана(30305)и быстро распространился по всей Сев. Африке. Священники и епископы часто спасались от смерти, отдавая властям Св. Писание и свои привилегии. В 311 г. Цецилиан был избран и посвящен в епископы Карфагенские. Посвящение было недействительным, т.к. сам Цецилиан мог отдать Св. Писание на сожжение, и к-ром е того, одним из трех рукополагающих был Феликс, епископ Аптогонский, виновный в измене Церкви во время гонений. Это посвящение было сомнительным и с политической точки зрения, поскольку примас Нумидии Секунд Тигизийский не участвовал в нем; предыдущие 40 лет Нумидия имела право рукополагать епископа Карфагенского. Секунд прибыл в Карфаген вместе с 70 нумидийскими епископами, объявил рукоположение Цецилиана недействительным и избрал в епископы Майорина. Через два года Майорин умер, и в 313 г. его сменил Донат.
Император Константин после неповиновения донатистов в 317 г. прибег к суровым гонениям против них. Убедившись в бесполезности преследований, император вскоре прекратил их и в 321 г. разрешил донатистам совершать таинства. В 371 г. донатисты присоединились к антиримскому восстанию Фирма. В 388 г. фанатичный донатистский епископ Оптат из Фамугади вместе с циркумцеллионами принял участие в восстании Гильдона, продолжавшемся до самой смерти Оптата и Гильдона (398). Донатизм продержался до покорения Сев. Африки мусульманами (VII в.), уничтожившими и католиков, и донатистов.
V.L Walter(пер.А. К.) Библиография: W. Н.С. Frend.The Donatist Church; W.J. SparrowSimpson,St. Augustine and African Church Divisions; R. A. Markus,"Donatism: The Last Phase", in Studies in Church History, I.
См. также: Августин; Киприан; Тертуллиан.
Донатизм вырос из учения Тертуллиана и Киприана. Вслед за ними донатисты учили, что священник, участвующий в таинстве, должен быть святым, таинства теряют силу, если совершены священнослужителями, провинившимися перед Церквью. Римскокатоличеекая церковь и Августин утверждали, что священник всего лишь орудие Божье. Для Доната Церковь зримое общество избранных, отделенных от мира. Августин же (основной противник донатизма) развивал католическое представление о невидимой Церкви, существующей внутри видимой. К-ром е того, донатисты истово почитали каждое слово Св. Писания, поэтому в их представлении совершать жертвенные возлияния в честь императора или отдать Библию римским гонителям на сожжение могли лишь еретики или предатели. Всякий, кто это сделал, навеки изгонялся из Церкви видимой и подлежал перекрещиванию (чтобы снова обрести спасение). Августин и католики принимали предателей, как всяких вероотступников; они допускались к причастию после необходимого покаяния,предписанного местным епископом. Донатисты считали себя единственной истинной церковью, а Августина и католиков смешанной массой верующих.
Настоящий раскол возник вследствие гонений Диоклетиана(30305)и быстро распространился по всей Сев. Африке. Священники и епископы часто спасались от смерти, отдавая властям Св. Писание и свои привилегии. В 311 г. Цецилиан был избран и посвящен в епископы Карфагенские. Посвящение было недействительным, т.к. сам Цецилиан мог отдать Св. Писание на сожжение, и к-ром е того, одним из трех рукополагающих был Феликс, епископ Аптогонский, виновный в измене Церкви во время гонений. Это посвящение было сомнительным и с политической точки зрения, поскольку примас Нумидии Секунд Тигизийский не участвовал в нем; предыдущие 40 лет Нумидия имела право рукополагать епископа Карфагенского. Секунд прибыл в Карфаген вместе с 70 нумидийскими епископами, объявил рукоположение Цецилиана недействительным и избрал в епископы Майорина. Через два года Майорин умер, и в 313 г. его сменил Донат.
Император Константин после неповиновения донатистов в 317 г. прибег к суровым гонениям против них. Убедившись в бесполезности преследований, император вскоре прекратил их и в 321 г. разрешил донатистам совершать таинства. В 371 г. донатисты присоединились к антиримскому восстанию Фирма. В 388 г. фанатичный донатистский епископ Оптат из Фамугади вместе с циркумцеллионами принял участие в восстании Гильдона, продолжавшемся до самой смерти Оптата и Гильдона (398). Донатизм продержался до покорения Сев. Африки мусульманами (VII в.), уничтожившими и католиков, и донатистов.
V.L Walter(пер.А. К.) Библиография: W. Н.С. Frend.The Donatist Church; W.J. SparrowSimpson,St. Augustine and African Church Divisions; R. A. Markus,"Donatism: The Last Phase", in Studies in Church History, I.
См. также: Августин; Киприан; Тертуллиан.
Источник: Теологический энциклопедический словарь