ДОМИНИКАНЦЫ
Доминиканцы
члены монашеского ордена в католицизме, основанного в 13 в. монахом Домиником для борьбы с еретиками. В течение многих лет являлись орудием папства в борьбе с противниками церкви. Особенно сильным влиянием пользовались до 16 в., когда возник орден иезуитов. Д. руководили инквизицией, жестоко расправлялись с инакомыслящими, противниками папского престола. Их миссионеры помогали завоевателям в осуществлении колониальной политики в Америке, Африке, в странах Востока. Д. занимались также разработкой идеологических основ борьбы с ересью. Членом ордена был, в частности, Фома Аквинский, основатель томизма, философии католич. церкви. В наст. вр. насчитывается 10 тыс. Д., к-рые верно служат св. престолу, участвуя в пропаганде католицизма, в деятельности папских институтов, осуществляя духовную цензуру. Из членов ордена черпаются кадры миссионеров, ведущих активную работу во многих странах мира. На всем протяжении своей истории Д. выступают как противники прогресса, свободомыслия.
ДОМИНИКАНЦЫ
члены нищенствующего ордена, основанного в Тулузе в 1215 исп. монахом Доменико де Гусманом (1170—1221). Годом позже орден был утвержден папой Гонорием III. Д. дают обет бедности, воздержания и послушания, им запрещено есть мясо. Возглавляются генералом, избираемым на 12-летний срок и подчиненным непосредственно папе; монастырями руководят приоры, монастыри группируются в провинции во главе с провинциалами. Д. возглавили борьбу с катарами и др. оппозиционными католич. церкви группировками, проявляя при этом особую жестокость и бескомпромиссность. Их эмблема - собака с зажженным факелом в зубах, они сами называли себя «псами господними» (domini canes). В 1232 папство поручило Д. руководить инквизицией. Вскоре орден распространил свое влияние на мн. христ. страны. Принимал активное участие в конкисте Америки. Из его рядов вышли видные католич. богословы, в их числе Фома Аквинский, а также несколько пап. В наст. вр. число Д. превышает 10 тыс., они действуют в 50 странах, имеют около 600 монастырей.
Источник: Атеистический словарь
ДОМИНИКАНЦЫ
(лат. dominicani) - члены католич. монаш. «нищенствующего» ордена, названного по имени его основателя Доминика, к-рый в 1234 объявлен «святым». Доминик был исп. монахом, субприором августинского монастыря в г. Осме; находился на юге Франции, когда там началось подавление движения катаров (альбигойцев). Вместе со своими спутниками-монахами он включился в борьбу против «еретиков» и именно для этой цели создал особый орден странств. проповедников (вначале мужской, а затем и женский), утвержденный в 1216 папой Иннокентием III. В короткое время орден Д. стал крупнейшей силой в борьбе с ересями. Д. с помощью папства захватили богосл. кафедры во всех ун-тах Европы. Из их рядов вышли видные католич. богословы - Альберт фон Больштедт, Фома Аквинский и др., а также неск. пап. Осн. способом борьбы Д. с ересями были не словесные состязания, а прямые преследования и жестокая расправа. С 1232 в их руки папством передана инквизиция, орден же был подчинен непосредственно папе. Т. о., Д., оттеснив местное духовенство, приобрели исключит, власть в католич. церкви и сделались гл. орудием панства в его борьбе с городами, ун-тами, отд. князьями, а также светскими властями. Д., подчеркивая свое назначение и используя игру слов, называли себя «domini canes» - «псы господни» и на своем гербе изображали собаку с пылающим факелом в зубах. Орден явился проводником экспансион. политики папства. Под флагом «миссионерстваь Д. проникали на Восток, укреплялись на Руси, основав под Киевом свой монастырь (1233), отправились к монг. великому хану (1247), появились в Китае (с 1272), Японии и др. странах. Активное участие принимали Д. в колониальных захватах европейцев в странах Америки, Д. Востока), Океании, освящая «во имя божье» зверства колонизаторов. С появлением в XVI в. ордена иезуитов роль Д. значительно упала. Однако и поныне они насчитывают ок. 10 тыс. членов ордена, действующих более чем в 50 странах (33 провинции во главе с провинц. приорами). Руководит орденом его «генерал» Майкл Браун. Д. - гл. консультанты папы по богосл. вопросам, вопросам пропаганды, состоят советниками конгрегации свящ. канцелярии, осуществляют цензуру, руководят многими папскими ин-тами, издают ряд журналов и немало книг.
Вся деятельность Д., направленная на укрепление основ эксплуатат. общества, проникнута духом нетерпимости и враждебности к силам прогресса и свободы.
Вся деятельность Д., направленная на укрепление основ эксплуатат. общества, проникнута духом нетерпимости и враждебности к силам прогресса и свободы.
ДОМИНИКАНЦЫ
католический монашеский орден братьев-проповедников (Ordo Fratrum Praedicatorum — OP), основанный исп. монахом Домиником Гусманом. Возникновение ордена связано с проводившейся в 1206-1217 масштабной акцией евангелизации в Кастилии и Лангедоке, направленной против влиятельного еретического движения альбигойцев. Сложившаяся вокруг св. Доминика группа проповедников составила основу нового монашеского ордена, утвержденного в 1216 папой Гонорием III.
В отличие от францисканцев (см. Францисканство), орден проповедников возник как попытка обновления в апостольском духе клира, а его социальную базу составила интеллектуальная элита, связанная с университетскими кругами. Монашеский идеал сформулирован Домиником под влиянием изучения текстов Нового Завета (в первую очередь — Евангелия от Матфея и Посланий апостола Павла), «Collationes patrum» Иоанна Кассиана, а также на основе личного опыта преподавания теологии, проповеднической деятельности и стремления адаптировать идеалы ранней церкви в соответствии с требованиями эпохи. Исходной посылкой доминиканского идеала было возвращение к апостольской жизни (vita apostolica), понимаемой в первую очередь как евангельское апостольство словом. Доминиканец был призван подражать в своей жизни Христу как учителю, как глашатаю истины. На первых генеральных капитулах в Болонье (1220, 1221) на всех членов ордена было возложено обязательство апостольской жизни, с особым акцентом на проповедническую и пастырскую деятельность во всех слоях общества.
В отличие от францисканцев, именно форма выбранного Домиником пастырского служения определяла то, какое содержание вкладывалось в традиционные монашеские обеты. Так, идея бедности (в первую очередь — личной) рассматривалась исключительно как форма христианского свидетельства, а также способствовала максимальной мобильности странствующих проповедников (идеал корпоративной бедности был менее ригористичным, чем у францисканцев). Доминиканское понимание апостольства словом (спасаться самому, «спасая души светом истины») включает и нравственный облик проповедника, и пример его жизни как христианина. Постоянное и непрерывное обучение (т.н. studium assiduum) рассматривается как одна из главных задач доминиканского призвания: для его реализации орден был организован в форме рассеянного ун-та. Для наиболее полной реализации этого призвания конституции ордена давали право настоятелю освобождать собратьев от исполнения ряда обязанностей, смягчать посты и другие аскетические практики, если их исполнение мешало научным изысканиям и пасторской деятельности. Большая ценность приписывалась тем аскетическим практикам, к-рые способствовали учению (напр., молчание, понимаемое и как средство концентрации внимания, и как традиционная монашеская практика умерщвления собственной воли — см. Бенедиктинское монашество). Апостольский характер призвания доминиканца определил и большую централизацию власти в ордене, чем в традиционных монашеских орденах; сильнее акцентируется послушание настоятелю, чем детальное соблюдение устава. Как и у бенедиктинцев, именно обет послушания является знаком тотального вверения Д. Богу. Идея вселенского, универсального апостольства получила свое практическое выражение в активной миссионерской деятельности ордена (участие в открытии и освоении амер. континента; миссии в пограничных — христианско-исламских, христианскоиудейских регионах); в обращении к пастырской деятельности среди горожан. Заинтересованное отношение к теологическому образованию обусловило развитие связей ордена с университетскими кругами (создание кафедр теологии в Париже, Падуе, Болонье, Флоренции, Кёльне, Оксфорде) и огромный вклад Д. в развитие схоластики (Альберт Великий, Фома Аквинский). Высокий уровень образованности и большой пастырский опыт Д. повлияли на вверсние ордену в 1231 исполнения обязанностей папских инквизиторов. Духовность Д. повлияла на возникновение в 13-15 вв. различных школ мистики (Майстер Экхарт, Екатерина Сиенская), а также на исп. школу мистиков 16 в. (Людовик Гранадский). Свидетельством притягательности предложенного Д. монашеского идеала можно считать создание при монастырях ордена братских групп мирян (fratres ct sororcs poenitentes S.Dominici), имевших первоначально воинственный характер, нацеленных на борьбу с еретиками.
С кон. 13 в. эти группы преобразуются в более устойчивые общины монашествующих мирян — терциариев и движение братств розария. После серии реформ сер. кон. 19 в. Д. сохранили ведущие позиции в сфере университетского образования и теологических исследований, занимаются активной издательской деятельностью. Л и т.: Aumann J. Christian Spirituality in the Catholic Tradition. San Francisco: Ignatius Press, 1985; Brooke R.B. The Coming of the Friars. London: Allen and Unwin; New York: Barnes and Noble Books, 1975; Knowlcs D. From Pachomius m Ignatius. A Study in the Constitutional History of the Religious Orders. Oxford: Clarendon Press, 1966; Lawrence C. II. Medieval Monasticism. Forms of Religious Life in Western Europe in the Middle Ages. London; New York: Longman, 1985; O'A-falley J.W. Priesthood, Ministry, and Religious Life: Some Historical and Historiographical Considerations// O'Malley J.W. Religious Culture in the Sixteenth Century: Preaching, Rhetoric, Spirituality, and the Reform. Norfolk: Variorum, 1993. P. 227—244; Vicaire Mil Dominik i jego bracia kaznodzicje. Ttumaczenie z franc. Poznari: «W Drodzc», 1985. М.А.Корзо
В отличие от францисканцев (см. Францисканство), орден проповедников возник как попытка обновления в апостольском духе клира, а его социальную базу составила интеллектуальная элита, связанная с университетскими кругами. Монашеский идеал сформулирован Домиником под влиянием изучения текстов Нового Завета (в первую очередь — Евангелия от Матфея и Посланий апостола Павла), «Collationes patrum» Иоанна Кассиана, а также на основе личного опыта преподавания теологии, проповеднической деятельности и стремления адаптировать идеалы ранней церкви в соответствии с требованиями эпохи. Исходной посылкой доминиканского идеала было возвращение к апостольской жизни (vita apostolica), понимаемой в первую очередь как евангельское апостольство словом. Доминиканец был призван подражать в своей жизни Христу как учителю, как глашатаю истины. На первых генеральных капитулах в Болонье (1220, 1221) на всех членов ордена было возложено обязательство апостольской жизни, с особым акцентом на проповедническую и пастырскую деятельность во всех слоях общества.
В отличие от францисканцев, именно форма выбранного Домиником пастырского служения определяла то, какое содержание вкладывалось в традиционные монашеские обеты. Так, идея бедности (в первую очередь — личной) рассматривалась исключительно как форма христианского свидетельства, а также способствовала максимальной мобильности странствующих проповедников (идеал корпоративной бедности был менее ригористичным, чем у францисканцев). Доминиканское понимание апостольства словом (спасаться самому, «спасая души светом истины») включает и нравственный облик проповедника, и пример его жизни как христианина. Постоянное и непрерывное обучение (т.н. studium assiduum) рассматривается как одна из главных задач доминиканского призвания: для его реализации орден был организован в форме рассеянного ун-та. Для наиболее полной реализации этого призвания конституции ордена давали право настоятелю освобождать собратьев от исполнения ряда обязанностей, смягчать посты и другие аскетические практики, если их исполнение мешало научным изысканиям и пасторской деятельности. Большая ценность приписывалась тем аскетическим практикам, к-рые способствовали учению (напр., молчание, понимаемое и как средство концентрации внимания, и как традиционная монашеская практика умерщвления собственной воли — см. Бенедиктинское монашество). Апостольский характер призвания доминиканца определил и большую централизацию власти в ордене, чем в традиционных монашеских орденах; сильнее акцентируется послушание настоятелю, чем детальное соблюдение устава. Как и у бенедиктинцев, именно обет послушания является знаком тотального вверения Д. Богу. Идея вселенского, универсального апостольства получила свое практическое выражение в активной миссионерской деятельности ордена (участие в открытии и освоении амер. континента; миссии в пограничных — христианско-исламских, христианскоиудейских регионах); в обращении к пастырской деятельности среди горожан. Заинтересованное отношение к теологическому образованию обусловило развитие связей ордена с университетскими кругами (создание кафедр теологии в Париже, Падуе, Болонье, Флоренции, Кёльне, Оксфорде) и огромный вклад Д. в развитие схоластики (Альберт Великий, Фома Аквинский). Высокий уровень образованности и большой пастырский опыт Д. повлияли на вверсние ордену в 1231 исполнения обязанностей папских инквизиторов. Духовность Д. повлияла на возникновение в 13-15 вв. различных школ мистики (Майстер Экхарт, Екатерина Сиенская), а также на исп. школу мистиков 16 в. (Людовик Гранадский). Свидетельством притягательности предложенного Д. монашеского идеала можно считать создание при монастырях ордена братских групп мирян (fratres ct sororcs poenitentes S.Dominici), имевших первоначально воинственный характер, нацеленных на борьбу с еретиками.
С кон. 13 в. эти группы преобразуются в более устойчивые общины монашествующих мирян — терциариев и движение братств розария. После серии реформ сер. кон. 19 в. Д. сохранили ведущие позиции в сфере университетского образования и теологических исследований, занимаются активной издательской деятельностью. Л и т.: Aumann J. Christian Spirituality in the Catholic Tradition. San Francisco: Ignatius Press, 1985; Brooke R.B. The Coming of the Friars. London: Allen and Unwin; New York: Barnes and Noble Books, 1975; Knowlcs D. From Pachomius m Ignatius. A Study in the Constitutional History of the Religious Orders. Oxford: Clarendon Press, 1966; Lawrence C. II. Medieval Monasticism. Forms of Religious Life in Western Europe in the Middle Ages. London; New York: Longman, 1985; O'A-falley J.W. Priesthood, Ministry, and Religious Life: Some Historical and Historiographical Considerations// O'Malley J.W. Religious Culture in the Sixteenth Century: Preaching, Rhetoric, Spirituality, and the Reform. Norfolk: Variorum, 1993. P. 227—244; Vicaire Mil Dominik i jego bracia kaznodzicje. Ttumaczenie z franc. Poznari: «W Drodzc», 1985. М.А.Корзо
Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001