ДОМЕНАК Жан-Мари

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

ДОМЕНАК Жан-Мари
род. 13 февраля 1922, Лион) —французский философ, журналист, директор персоналистского журнала «Esprit». В 1956—76—профессор Центра образования журналистов и Политехнической школы. С его именем связан т. н. реформистский период в истории французского персонализма. Подчеркивая непреходящее значение проблемы личности для становления и эволюции человеческой цивилизации, Доменак критикует рационализм и особенно учение Гегеля, где человек в своем мышлении и деятельности освобождается от ответственности. Заявляя о верности идеям Э. Мунье, Доменак трактует деятельность человека как воплощение и утверждение конкретного смысла личностного существования, связывающего воедино теоретическое познание, эстетическое видение и любовь к другому, а сознание как порыв личности к истине и справедливости. Он разделяет и мысль Мунье о планетарном единстве человечества, единстве человеческой цивилизации, которое тесно связано с личностньм началом. Задачу персонализма в сер. 20 в. он видит в том, чтобы объединить личностную устремленность и коллективный опыт, обеспечить человечеству возможность для одновременного продвижения вперед в познании и достижении счастья, гармонично связать рост материальных потребностей с духовными запросами личности. Сближаясь с идеями сторонников «общества потребления» и «неокапитализма», Доменак говорит о новом характере труда, ценность которого усматривает в творчестве, творческом проектировании будущего, которое одухотворяет деятельность человека и сообщает ей личностный и коллективистский смысл. Здесь он ссылается на Фурье, в творчестве которого его привлекает причудливое сочетание поэтического вымысла и гуманистических предсказаний, идеи мистического проникновения в тайны мироздания и культа цивилизованного человека. Опираясь именно на утопическое сознание, считает Доменак, можно преобразовать общество потребления в «гармоничное сообщество». Для этого необходимо изменить отношение к «неистовству потребления» — победа над обществом потреблении должна быть психологической. В Этой связи Доменак резко отрицательно относится к идее революции как кардинальному переустройству общества, к марксистскому пониманию пролетариата как единственному субъекту исторического развития. Соч.: Le retour du tragique. P., 1967; Emmanuel Mounier. P., 1972; Enquete sur les idees contemporaines. P., 1981.
В. С. Вдовина

Источник: Новая философская энциклопедия

ДОМЕНАК Жан Мари
(1922, Лион – 1997, Шатено-Малабри) – философ, журналист. Участник движения Сопротивления. Редактор-издатель персоналистского журнала «Esprit» в 1956–1976, профессор Центра образования журналистов и Политехнической школы (1978–1987). С его именем связан так называемый реформистский период в истории французского персонализма. Подчеркивая непреходящее значение проблемы личности для становления и эволюции человеческой цивилизации, Д. критикует рационализм и особенно учение Гегеля, согласно которому человек в своем мышлении и деятельности освобождается от ответственности; заявляет о своей верности идеям Э. Мунье, трактуя деятельность человека как воплощение и утверждение конкретного смысла личностного существования, связывающего воедино теоретическое познание, эстетическое видение и любовь к другому, а сознание – как порыв личности к истине и справедливости. Д. поддерживает и мысль Мунье о планетарном единстве человечества, о единстве человеческой цивилизации, тесно связанном с личностным началом. Задачу персонализма в середине XX в. он видел в том, чтобы объединить личностную устремленность и коллективный опыт, обеспечить человечеству возможность для одновременного продвижения вперед в познании и в достижении счастья, гармонично связать рост материальных потребностей с духовными запросами личности. Солидаризируясь со сторонниками «общества потребления» и «неокапитализма», Д. говорит о новом характере труда, ценность которого усматривает в творчестве, творческом проектировании будущего, одухотворяющем деятельность человека и сообщающем ей личностный и коллективистский смысл. Здесь он ссылается на Ш. Фурье, в творчестве которого его привлекает причудливое сочетание поэтического вымысла и гуманистических предсказаний, идеи мистического проникновения в тайны мироздания и культ цивилизованного человека. Опираясь именно на утопическое сознание, считает Д., можно преобразовать общество потребления в «гармоничное сообщество». Для этого необходимо изменить отношение к «неистовству потребления» – победа над обществом потребления должна быть психологической. В этой связи Д. резко отрицательно относится к идее революции, нацеленной на кардинальное переустройство общества, к марксистскому пониманию пролетариата как единственного субъекта исторического развития. В последние годы жизни он обращается к изучению проблем морали, утверждая, что именно мораль должна напоминать политике о ее главнейшем долге – создании условий для разумной свободы.
Соч.: Barrès par lui-même. P., 1962; Le retour du tragique. P., 1967; Emmanuel Mounier. P., 1972; Ce que je croix. P., 1978; La violence et ses causes (en coll.). P., 1980; Enquête sur les idées contemporaines. P., 1981; Approches de la modernité. P., 1986; Les idées pour la politique. P., 1988; Une morale sans moralisme. P., 1992. Лит.: Вдовина, И.С. Эволюция французского персонализма от идей реформизма к «новой» критике капитализма // Французская философия сегодня. М., 1989; L’esprit de Jean-Marie Domenach // Esprit, 1998, juillet. И.С. Вдовина

Источник: Философы Франции. Humanitas.-М. Гардарики 2008.-320 с.