(р. 1.1.1934) спец. по истории рус. и укр. филос. и религиоведению; д. филос. н., проф. Р. в г. Кустанай (Казахстан). Окончил филос. ф-т ЛГУ (1956). С 1958 преподавал филос. во Львовском мед. ин-те (с 1966 по 1996 в должности зав. кафедрой). С 1997 — зав. кафедрой филос. Моск. гос. ун-та пищевых производств. Докт. дисс. — «Критика теологического понимания свободы» (1974). В работах Д. рассмотрена трактовка свободы (аксиол. аспект) в метафизике всеединства (софиологии) и рус. экзистенциализме (1973); анализируется феномен мировоззренческого сознания применительно к нац. формам филос. знания (1980, 1985); Д. исследуются также образы нац. филос. в совр. укр. культурологической рефлексии; согласно этой рецепции, в рус. типе философствования доминируют идеи соборности, «цельного знания», признания исключительной ценности православия, двойственное отношение к европеизму (1992, 1993); для укр. же типа характерны персонализм и «кордоцентризм» (1992, 1996); наряду с греко-православной ориентацией в нем представлена и униатскокатолическая; его этноментальное основание — чисто европ.; если в рус. историософии мессианистская тенденция выступает как этатистская идеологема Москвы — третьего Рима, то в укр. — как идея нац. религ. миссии преодоления раскола в мировом христианстве, культурол. синтеза его зап. и вост. ветвей (1995, 1996). Д. иссл. проблему нравственной и правовой регуляции в об-ве, акцентируя внимание на ее воспитательном аспекте. В связи с этим Д. рассматривает поисковые инициативы отёч. исследователей, в частности рус. религ. философов конца XIX-XX вв.
Соч.: Критика теологического понимания свободы. Львов, 1973; Теоретикопознавательный и психологический аспекты формирования научного мировоззрения. (В соавт.). Киев, 1980; Иллюзия духовности. Львов, 1985; Проблемы развития философской мысли Украины в трудах Д. Чижевского. Львов, 1992; Русская идея в зеркале украинской культурологии // Второй симпозиум историков русской философии «Русская философия: новые решения старых проблем». Ч. 1. СПб., 1993; Духовный смысл истории Киевской Руси в трактовке П. Флоренского // Четвертый круглый стол «История религии в Украине». Киев; Львов, 1994; Философия и метафизика всеединства // «Гуманизм. Человек. Духовность». Материалы конф. Дрогобыч, 1996; Проблема религиозного осмысления феномена хозяйства в философии С. Н. Булгакова. (В соавт.). Калининград, 1998; Человек техногенной цивилизации на рубеже двух тысячелетий. (В соавт). Калининград, 2000; Диалектика веры и разума в философии Вл. Соловьева. (В соавт.) // Социум. Науч. труды Моск. академии экономики и права. Вып. 4. М., 2000; Гуманитарная подготовка специалистов в техническом ВУЗе: этические и духовно-аксиологические компоненты // Сб. науч. трудов МГУПП. М., 2001; История политических и правовых учений. (В соавт.) Уч. для вузов. М., 2003; С. Н. Булгаков о мифосимволической природе религиозного сознания. (В соавт.) // Научные труды Моск. Академии экономики и права. №11. М., 2003.
ДОЛЯ Валентин Егорович
ДОЛЯ Валентин Егорович
Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009