ДОКСОГРАФЫ
ДОКСОГРАФЫ
(греч. ????? — мнение, воззрение + ????? — описываю) — введенный в середине XIX в. Г.Узенером термин для обозначения древних авторов, работавших в жанре «взглядоописаний» философов и закрепившийся в науке благодаря классич. труду нем. филолога Г.Дильса (1848—1922) «Греческие доксографы» (1879), в к-ром сохранившиеся (в осн. фрагментарно) образцы доксографич. литры были впервые собраны и изданы. Д. — в собств. смысле называют только авторов сборников типа ????? (лат. Placita), в к-рых «мнения» философов группировались по тематич. рубрикам и излагались в проблемно-систематич. порядке. Авторов «Преемств» (греч. ????????, лат. Successiones), т.е. историй филос. шк., дававших наряду с биографиями целостные описания отд. филос. систем, к Д., как правило, не относят. Но поск. авторы «Преемств» пользовались источниками Д., такие соч. тоже иногда обозначают термином «доксография», к-рый шире, чем термин Д. Можно, напр., говорить о «доксографии» у Аристотеля, но неправильно относить его к Д. История доксографии начинается с IV в. до н.э., ее теор. основой было методол. требование Аристотеля предпосылать собств. исследованию предмета изложение и критику «мнений предшественников». Доксография имеет большое значение для реконструкции досократовской (см. Досократики), в меньшей мере — эллинистической, философии. В.И.Полищук
Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь
ДОКСОГРАФЫ
от греч. ???? – мнение и ????? – пишу; букв. – записыватели мнений) – антич. писатели, к-рые в своих соч. излагали и сопоставляли мнения древних философов. Начало доксографич. лит-ре положил в 3 в. до н. э. ученик Аристотеля Теофраст своим соч. "О мнениях физиков" (в 18 кн.), где были изложены взгляды древних философов до Аристотеля по отд. темам (за исключением этики и логики). В 1-й кн., посвященной учениям об осн. началах бытия, Теофраст в своем изложении придерживался хронологич. последовательности филос. школ; в остальных книгах взгляды философов оценивались, сопоставлялись с т. зр. даваемых ими решений соответствующих вопросов. От этого соч. до нас дошли только глава об ощущениях и неск. отрывков. Последующие Д., сохраняя принятый Теофрастом систематич. порядок изложения и списывая у него данные о философах до Аристотеля, продолжали далее обзор мнений, доводя его до своего времени, но ограничиваясь простым изложением без всякой оценки. Гл. произведениями доксографии после Теофраста были: "Древние изречения" (соч. неизвестного философа-стоика 1 в. до н. э.), "Изречения" Аэция (нач. 2 в. н. э.), "Изречения философов" в 5 книгах Псевдо-Плутарха (2 в. н. э.), 1-я кн. "Эклог" Иоанна Стобея (по-видимому, 5 в. н. э.) и др. До нашего времени дошел богатый доксографич. материал, вошедший в соч. Диогена Лаэртского (3 в. н. э.) "О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов" (10 кн.). Секст Эмпирик (сер. 2 в. н. э.) приводит сведения по истории древней философии в своих соч.: "Пирроновы положения" (3 кн.), "Против догматиков" (5 кн.), "Против математиков" (11 кн.). Лит.: Таннери П., Первые шаги древнегреческой науки, пер. [с франц.], т. 1, СПБ, 1902; Маковельский ?., Досократовская философия, ч. 1 – Обзор источников, Казань, 1918; Diе1s H., Doxographi graeci, В., 1879. А. Маковельский. Баку.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
ДОКСОГРАФЫ
термин, введенный в сер. 19 в. Г. Узенером для обозначения древних авторов, работавших не в жанре «жизнеописаний» (биографы), а в жанре «взглядоописаний» философов, и закрепившийся в науке благодаря классическому труду Г. Дильса «Греческие доксографы» (1879), в котором сохранившиеся (в основном фрагментарно) образцы доксографической литературы были впервые собраны и критически изданы. Доксографами в собственном смысле называют только авторов сборников типа (лат. Placita), в которых «мнения» философов группировались по тематическим рубрикам и излагались в проблемно-систематическом порядке, противопоставляя их прежде всего авторам «Преемств» (лат. Successiones), т. е. Историй философских школ, дававших наряду с биографиями целостные описания отдельных философских систем. Но поскольку авторы «Преемств» пользовались первоисточниками доксографов, такие описания называют также «доксографией». Термин «доксография» шире, чем термин «доксографы»: напр., можно говорить о «доксографии» у Аристотеля, но неправильно называть его «доксографом». Наконец, доксографию как описание взглядов какого-либо философа (часто в терминах другой философской системы) противопоставляют дословным цитатам из его сочинений—фрагментам, вместе они составляют два основных класса источников для реконструкции учений тех философов, сочинения которых утрачены. Термин «свидетельства» (testimonia) часто употребляется для обозначения косвенных свидетельств—совокупности доксографических и биографических сообщений, и в этом смысле противопоставляется фрагментам.
Систематическая доксография зародилась в 4 в. до н. э. в Ликее (так же, как и биография,— Аристоксен); ее теоретической основой было методологическое требование Аристотеля предпосылать собственному исследованию предмета изложение и критику «мнений предшественников». Теофраст составил первый доксографический компендий — «Физические мнения» были если не единственным (вопреки Дильсу), то все же основным источником по досократовской мысли для последующих доксографов. В 1 в. до н. э. материал Теофраста был использован в «Мнениях философов» (Placita philosophinun, т. н. Аэтий) — единственном (не считая зависящей от него «Истории философии» Псевдо-Галена) сохранившемся доксографическом компендии. Помимо фрагментов «Физических мнений» Теофраста и компендия т. н. Аэтия в корпус «Греческих доксографов» входят: эксперты из 1-й книги «О природе богов» и 1-й книги «О благочестии» Филодема; 1-я книга «Опровержения всех ересей» («Философумены», до сер. 19 в. неправильно приписывались Оригену) епископа Ипполита Римского (170—236); сохраненный Евсевием отрывок из «Стромат» Псевдо-Плутарха (ок. 150)и др.
Доксография имеет важное значение для реконструкции досократовской, в меньшей мере—эллинистической философии (напр., Милетская школа известна только из доксографии). Часто это не просто описание, а перевод на язык той философской школы, к которой принадлежат доксографы.
Лит.: Diets H. Doxographi Graeci. В., 1929 (на русском языке краткое изложение теории Дильса в кн.: Таннери П. Первые шаги древнегреческой науки. СПб., 1902, с. 19-30); МаковельскииА. О. Досократовская философия, ч. 1: Обзор источников. Казань, 1918; McDiarmid J. В. Theophrastus on the presocratic causes,—«Harvard Studies in Classical Philology», 1953, 61, p. 85—156; Giusla AI. I dossografi di etica. Torino, 1964.
А. В. Лебедев
Систематическая доксография зародилась в 4 в. до н. э. в Ликее (так же, как и биография,— Аристоксен); ее теоретической основой было методологическое требование Аристотеля предпосылать собственному исследованию предмета изложение и критику «мнений предшественников». Теофраст составил первый доксографический компендий — «Физические мнения» были если не единственным (вопреки Дильсу), то все же основным источником по досократовской мысли для последующих доксографов. В 1 в. до н. э. материал Теофраста был использован в «Мнениях философов» (Placita philosophinun, т. н. Аэтий) — единственном (не считая зависящей от него «Истории философии» Псевдо-Галена) сохранившемся доксографическом компендии. Помимо фрагментов «Физических мнений» Теофраста и компендия т. н. Аэтия в корпус «Греческих доксографов» входят: эксперты из 1-й книги «О природе богов» и 1-й книги «О благочестии» Филодема; 1-я книга «Опровержения всех ересей» («Философумены», до сер. 19 в. неправильно приписывались Оригену) епископа Ипполита Римского (170—236); сохраненный Евсевием отрывок из «Стромат» Псевдо-Плутарха (ок. 150)и др.
Доксография имеет важное значение для реконструкции досократовской, в меньшей мере—эллинистической философии (напр., Милетская школа известна только из доксографии). Часто это не просто описание, а перевод на язык той философской школы, к которой принадлежат доксографы.
Лит.: Diets H. Doxographi Graeci. В., 1929 (на русском языке краткое изложение теории Дильса в кн.: Таннери П. Первые шаги древнегреческой науки. СПб., 1902, с. 19-30); МаковельскииА. О. Досократовская философия, ч. 1: Обзор источников. Казань, 1918; McDiarmid J. В. Theophrastus on the presocratic causes,—«Harvard Studies in Classical Philology», 1953, 61, p. 85—156; Giusla AI. I dossografi di etica. Torino, 1964.
А. В. Лебедев
Источник: Новая философская энциклопедия