от греч. dokeo - казаться) - раннехрист. ересь 2—3 вв., одно из направлений в гностицизме (см. Гностики). Представители Д. считали телесность злым, низш. началом и на этом основании отвергали христ. учение о воплощении Христа в телесного человека во время его земной жизни. Они учили, что Христос только казался облеченным в плоть, а в действительности его рождение, земное существование и смерть были призрачными явлениями. Отстаивая миф о Христе как богочеловеке, церковь вела борьбу против Д.
ДОКЕТИЗМ
ДОКЕТИЗМ
Источник: Атеистический словарь
ДОКЕТИЗМ
от греч. ????? – кажусь) – раннехристианская ересь 2–3 вв., одна из разновидностей гностицизма. Приверженцы Д. утверждали, что основатель христианства Иисус Христос был не столько богочеловеком, сколько божеством. Согласно этому учению, человеч. природа Христа была лишь призрачной, кажущейся, а следовательно, мучения господа на кресте были такими же призрачными, как весь его человеч. облик. Д. был резко осужден церковью, т.к. "благая весть" об искуплении грехов рода человеческого муками и смертью сына божьего представляла собой важнейшее орудие христ. проповеди среди "язычников". Д. пользовался популярностью в середине и конце 2 в.; его наиболее известными сторонниками были гностики Василид, Валентин и Вардесан. Сведения о Д. сохранились гл. обр. у христ. писателя Ипполита (Philosoph, VIII, 1–4; X, 12). Различные элементы учения Д., несмотря на его осуждение церковью, возрождались во мн. ересях средневековья, напр. у катаров. Лит.: Harnack ?., Dogmengeschichte, 5 Aufl., T?bingen, 1914. Я. Ленцман. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
Докетизм
(Docetism).
Раннехристианское теологическое представление, согласно к-ром у страдания и человечеекая природа Христа были призрачными или кажущимися, а не частью реального воплощения. Главный довод состоит в следующем: если Христос страдал, Он не Бог, ибо Бог не может страдать. Сочетание двух природ, Сына Давидова и Сына Божьего, провозглашенное ап. Павлом в Рим 1:34, вероятно, оспаривалось уже в Иоанновой общине (1 Ин 4:2; 2 Ин 7). Докетизм одно из характерных свойств гностических писаний. Гностики считали Иисуса посланником из других миров, пришедшим в мир зла и неподвластным злому творцу. Этот чуждый миру Иисус пришел, чтобы открыть гностикам их предназначение, лежащее за пределами творения. Создатели Апостольского и Никейского символов веры не принимали докетизм и ясно говорили о двух природах Иисуса; на Халкидонском соборе (451) окончательно сложилось христианское учение о том, что Иисус Христос "поистине Бог и поистинечеловек".
G.L. b0rchert(пер. А.К.)
Библиография: J.N.D. Kelly,Early Christian Doctrines.
См. также: Халкидонский собор; Гностицизм.
Раннехристианское теологическое представление, согласно к-ром у страдания и человечеекая природа Христа были призрачными или кажущимися, а не частью реального воплощения. Главный довод состоит в следующем: если Христос страдал, Он не Бог, ибо Бог не может страдать. Сочетание двух природ, Сына Давидова и Сына Божьего, провозглашенное ап. Павлом в Рим 1:34, вероятно, оспаривалось уже в Иоанновой общине (1 Ин 4:2; 2 Ин 7). Докетизм одно из характерных свойств гностических писаний. Гностики считали Иисуса посланником из других миров, пришедшим в мир зла и неподвластным злому творцу. Этот чуждый миру Иисус пришел, чтобы открыть гностикам их предназначение, лежащее за пределами творения. Создатели Апостольского и Никейского символов веры не принимали докетизм и ясно говорили о двух природах Иисуса; на Халкидонском соборе (451) окончательно сложилось христианское учение о том, что Иисус Христос "поистине Бог и поистинечеловек".
G.L. b0rchert(пер. А.К.)
Библиография: J.N.D. Kelly,Early Christian Doctrines.
См. также: Халкидонский собор; Гностицизм.
Источник: Теологический энциклопедический словарь
Докетизм
греч. — «каженники», от — кажусь), гностическая ересь в раннем христианстве, утверждавшая мнимый, иллюзорный характер телесной природы (а значит, и страданий) Иисуса Христа. Наиболее ранняя формулировка Д. — у Василида: «Христос не страдал, но Симона Киренеяиина принудили нести крест вместо него, и по неведению и заблуждению распят был Симон, облик которого был так изменен, что его приняли за самого Иисуса. Иисус же принял обличье Симона, стоял подле и смеялся над ними. Ведь он был сила бестелесная и ум нерожденного Отца, изменяющий свой образ, как ему угодно, и потому вернулся к пославшему его, смеясь над ними, ибо удержать его было невозможно, и он не был видим ни для кого» (Iren. Adv. hacr. I, 24, 4). Этот мотив магического оборотничества и насмешки Бога над людьми, характерный для некоторых направлений гностицизма, впоследствии смягчается или исчезает, но остается принципиальная для Д. замена христианской идеи «воплощения» и «вочеловечения» идеей простого «явления» в мире материи, при котором плоть выступает как маска божественного начала, как фантом. Все ориентирующиеся на отрицание космоса как творения благого Бога представители гностической линии от Маркиона до Мани естественно отказывали телесности Христа в онтологическом статусе. Некое подобие Д. присуще мышлению моно-фиситства, породившего в начале VI в. доктрину Юлиана Галикар-насского, согласно которой тело Христа было по природе нетленным и бессмертным и лишь в специальных актах чуда принимало на себя состояния голода, жажды, утомления, боли и смерти. Эта доктрина получила у своих противников наименование афтартодокетизма (от греч.
ДОКЕТИЗМ
гностическая ересь в раннем христианстве, утверждавшая мнимый, иллюзорный характер телесной природы (а значит, и страданий) Иисуса Христа. Наиболее ранняя формулировка Д. — у Василида: «Христос не страдал, но Симона Киренеяиина принудили нести крест вместо него, и по неведению и заблуждению распят был Симон, облик которого был так изменен, что его приняли за самого Иисуса. Иисус же принял обличье Симона, стоял подле и смеялся над ними. Ведь он был сила бестелесная и ум нерожденного Отца, изменяющий свой образ, как ему угодно, и потому вернулся к пославшему его, смеясь над ними, ибо удержать его было невозможно, и он не был видим ни для кого» (Iren. Adv. hacr. I, 24, 4). Этот мотив магического оборотничества и насмешки Бога над людьми, характерный для некоторых направлений гностицизма, впоследствии смягчается или исчезает, но остается принципиальная для Д. замена христианской идеи «воплощения» и «вочеловечения» идеей простого «явления» в мире материи, при котором плоть выступает как маска божественного начала, как фантом. Все ориентирующиеся на отрицание космоса как творения благого Бога представители гностической линии от Маркиона до Мани естественно отказывали телесности Христа в онтологическом статусе. Некое подобие Д. присуще мышлению монофиситства, породившего в начале VI в. доктрину Юлиана Галикарнасского, согласно которой тело Христа было по природе нетленным и бессмертным и лишь в специальных актах чуда принимало на себя состояния голода, жажды, утомления, боли и смерти. Эта доктрина получила у своих противников наименование афтартодокетизма (от греч. нетленный). Ее крайние приверженцы, т. н. «актисты» (от греч. нетварный), говорили не только о предсуществовании, но и о «нетварности», т. е. о безоговорочно Божественной, абсолютной природе тела Христа: сторонники более умеренной интерпретации признавали тело Христа сотворенным, но фактически относились к нему как к предмету Божественному, почему их называли «ктистолатревтами», т. е. «поклоняющимися твари». Отголоски классического Д. имеются в христологии ислама: Коран утверждает, что Иисуса (Ису) не смогли убить, а распяли лишь Его двойника или подобие (4:152); элементы Д. возрождались во многих средневековых христианских ересях.
Источник: София-Логос. Словарь