(Dooyeweerd, Herman, 18941977).
Голландский философреформат. Закончил Свободный университет в Амстердаме, состоял на государственной службе. С 1922 г. заместитель директора института Кейпера в Гааге, ответственный редактор институтского ежемесячного жла "Штааткюнде", освещавшего широкий круг экономикополитических вопросов и носившего антиреволюционный характер. С 1926 г. и до своей отставки в 1965 г. возглавлял кафедру философии права в Свободном университете. Из трудов Дойеверда наиболее известна четырехтомная "Новая критика теоретической философии"(195358).
Дойеверд черпал вдохновение в голландской кальвинистской традиции XIXв., получившей развитие в трудах Г. ван Принстерера и А. Кейпера. Вместе со своим зятем Д.Х.Т. Волленховеном сыграл решающую роль в учреждении в 1935 г. Ассоциации кальвинистской философии и начал издавать академический жлPhilosophia Reformata (" Реформатекая философия"); со временем, когда его концепция обрела завершенный вид, он предпочел употреблять понятие "христианская философия" вместо "кальвинистская философия ". Хотя его попытки построения христианской философии во многом отвергались философским истеблишментом и самыми разными христианскими течениями, Дойеверд сумел оставить после себя небольшую, но верную группу последователей. Из его учеников, вероятно, наиболее известны X. Рокмакер и К. Ван Тиль; идеи Дойеверда популяризировалФ. Шеффер.
Дойеверд стоял на передовых философских позициях, отважно принимая вызов современности. Его труды показывают глубокое знакомство с историей интеллектуальных поисков западного мира, крые автор подвергает критическому анализу с христианской точки зрения. Наиболее известная часть его работы посвящена трансцендентальной критике западной мысли, на основе тщательного анализа западой философской традиции. "Если философия опирается на разум, как можно объяснить то, что разные философские школы никогда не соглашаются друг с другом?" спрашивает Дойеверд. Ответ его заключается в том, что мышление людей зиждется не на беспристрастном разуме, а скорее на религиозных убеждениях. Показав (по крайней мере со своей точки зрения) неубедительность различных философских направлений, Дойеверд попытался создать христианскую философию, способную отразить мир во всей его целостности. С этой целью он строит сложную иерархическую систему взаимосвязанных многоаспектных сфер, составляющих, по его представлениям, базис мироздания и представляемых все более усложняющимися структурами.
Писания Дойеверда сравнимы с трудами Канта, с крым он постоянно полемизирует. Дойеверд отверг противопоставление " аналитический " " синтетический" за 30 лет до гарвардского философаУ.В.О. КуайнаизадолгодоТ. Куна подчеркивал важность того, что Кун назвал впоследствии "парадигмой". Другая важная тема, к крой обращался Дойеверд, это социология знания. Большой вклад его в эту область остался также, по существу, неотмеченным.
Работы Дойеверда могут вызвать немало критических замечаний. Однако, по всей вероятности, он единственный мыслитель, воспитанный консервативной христианской общиной, крый попытался ответить на интеллектуальные запросы современности, оставаясь верным своим религиозным корням. Ценность его трудов не столько в предложенных им ответах, сколько в фундаментальных подходах; к-ром е того, он являет собой пример христианского философа, крый не боится творческого столкновения с современной мыслью.
I.Hexham(пер. Ю.Т.) Библиография: L. Kalsbeek,Contours of а Christian Philosophy; A. L. Conradie,The NeoCalvinistic Concept of Philosophy; V. Brummer,Transcendental Criticism and Christian Philosophy; R. Nash, Dooyeweerdand the Amsterdam Philosophy; J. M. Spier,An Introduction to Christian Philosophy.
См. также: Кейпер, Абрахам.