1200–1253), японский наставник дзэн-буддизма, основатель школы Сото, автор сборника проповедей и речей Собогендзо. В традиции Догэна подчеркивается возможность достичь Пробуждения путем медитации дзадзэн. Сущность Будды проявляется в непостоянстве мира и его обитателей.
ДОГЭН
Догэн
Источник: Словарь религий, обрядов и верований
ДОГЭН
1200— 1253) —основатель школы Сото-сю в Японии. В 1223 отправился в Китай, где стал учеником Жуцзина в монастыре Тяньтунсы. По возвращении в 1227 на родину Д. более 10 лет жил в Киото, вначале в монастыре Кэнниндзи, затем в Коседзи. Чтобы избежать контактов с офиц. кругами, Д. удалился в горы в провинции Этидззн, где основал храм Эйхэйдзи, впоследствии гл. центр Сото-сю. Д.- один из самых ориг. и глубоких яп. мыслителей. Его идеи изложены в написанном им на яп. языке монум. сочинении «Себо гэндзо» в 95 томах. Однако затем труды Д. несколько веков были преданы забвению, и с новой силой интерес к ним возродился только в 17 в.
Источник: Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь
ДОГЭН
1200–53) – япон. философ и поэт, основатель секты Сотосю – ветви буддийской секты Дзэн, насчитывающей неск. миллионов членов. С 1223 изучал буддийскую догматику и конфуцианскую философию в Китае. По возвращении в 1232 в Японию начал проповедовать учение Дзэн об интуиции как "единственном источнике достижения истины Будды". Его филос. учение изложено в соч. "Основное богатство истинной веры" ("Себо гэндзо"). Пропагандируя неоконфуцианский идеализм, Д. выступил с резкой критикой даосизма. В рассуждениях Д. о добре и зле, о "сущем" содержатся диалектич. элементы. Однако, исходя из религ. принципа о несуществовании, Д. считал, что противоречия не имеют никакого отношения к реальной действительности. Критика Д. даосизма объективно содействовала развитию философии в Японии. Лит.: ?адуль-Затуловский Я. Б., Конфуцианство и его распространение в Японии, М.–Л., 1947, с. 178–79; Eliot Gh., Japanese buddhism, L., 1935, p. 169, 284, 323, 331, 397, 399, 412; Тамамуро ?эйдзе, Нихон букке си гайсэцу (История буддизма в Японии в общем изложении), Токио, 1940; Идзу Кимис, "Юибуцурон кэнкю", 1947, No 2, с. 141–60 (Идеи и логика Догэн, "Изучение материализма", 1947, No 2); Mасутани Фумио, Синран. Догэн. Нитирэн, Токио, 1956, с. 117–60. Я. Радуль-Затуловский. Ленинград.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.