(RechtschafTenheit) - термин гегелевского учения о нравственности, характеристика личности, свидетельствующая о ее соответствии обязанностям, вменяемым ей ее статусом в сообществе. Согласно Г.В.Ф.Гегелю, нравственность индивида обнаруживается в его самоопределении в особенном. Наряду с сословной честью, Д. требует, «чтобы данный индивид, причем по собственному определению, сделался посредством своей деятельности, своего прилежания и умения членом одного из моментов гражданского общества и оставался таковым, чтобы он заботился о себе только через это опосредование со всеобщим, а также обретал этим признание в своем представлении и в представлении других» («Философия права», § 207). Хотя Д. в свете индивидуальных самооткрытий морали, происходящих, как правило, в юности (когда индивид способен увидеть собственное своеобразие лишь в исключительности), и абстрактного представления о морали как всеобщей морали (см. Всеобщность) представляется чем-то второстепенным, а в нормативном плане, стало быть, минимальным, что можно требовать от человека, - именно в Д. находит свое выражение добродетель в своей подлинности.
В нецивилизованном состоянии общества добродетель, по Гегелю, рассматривается как практическое проявление природной гениальности - своего рода виртуозность (ср. лат. virtus — добродетель). Так, добродетелен Геракл (см. Геракла выбор). Но уже у Аристотеля добродетель трактуется как мера (середина), и тем самым нравственность индивида связывается с его определенностью, с его инкорпорированностью в какие-то более или менее институционализированные общественные отношения. Понятие Д. проблематизируется Гегелем в контексте рассуждения о нравственности (см. «Философия права») и его содержание противопоставляется «всеобщему» и «формальному» понятию морали, которое Гегель находит у И.Канта. Л и т.: Гегель Г.В.Ф. Философия права [§ 150, 207]. М.: Мысль, 1990. С. 203-204, 245. Р.А.