Родился 8 сентября 1950 г. во Львове. Окончил философский факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (1971), аспирантуру там же (1975). С 1975 г. ассистент, ст. препод. кафедры истории зарубежной философии, с 1989 г. зам зав., в 1995-2009 гг. зав. кафедрой истории и теории мировой культуры философского факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. С 2009 г. проф. кафедры наук о культуре факультета философии НИУ «Высшая школа экономики». В 1978 г. защитил кандидатскую диссертацию «Учение Парменида о бытии». В 1990 г. защитил докторскую диссертацию «Категория бытия в классической немецкой философии».
Основные публикации: Учение досократиков о бытии. М., 1980; Категория бытия в классической западноевропейской философии. М., 1986; Данте Алигьери. М., 1990; Введение в философию. М., 1995; Универсальные механизмы культуры. М., 2004; Избранное. М., 2008; Культурология. М., 2010; Морфология культуры. М., 2010; Культурология в вопросах и ответах. М., 2011; Рецепция немецкой классической эстетики в трудах и дискуссиях ГАХН. М., 2012.
ДОБРОХОТОВ Александр Львович
ДОБРОХОТОВ Александр Львович
Источник: Философы современной России. 2015 г.
ДОБРОХОТОВ Александр Львович
(р. 8.9.1950) — спец. по теории филос. знания, историк филос, культуролог; д. филос. н., проф. Р. во Львове. Окончил филос. ф-т МГУ (1972) и асп. того же ф-та (1975). С 1975 по 1991 - асе, затем ст. преп. кафедры истории заруб, филос. филос. ф-та МГУ, с 1991 — доц. кафедры истории и теории мировой культуры филос. ф-та МГУ, с 1993 - проф., с 1995 зав. этой кафедрой. С 1988 по 1996 — зав. кафедрой истории культуры Моск. физ.-техн. ин-та. С 1992 по 1994 — зав. сектором методологии и теории Ин-та охраны природного и культурного наследия России. С 1989 — член Международной ассоциации иссл. греч. филос. (Афины). С 1995 — член Международного генологического общества (Осло). В 1992 — Visiting Professor Католического ун-та Тилбурга (Нидерланды). В 1992 — Visiting Professor Ун-та Фрибурга (Швейцария). Канд. дисс. — «Учение Парменида о бытии» (1978).; Докт. дисс. — «Категория бытия в классической немецкой философии» (1990). Разрабатываемые проблемы: история понятия «бытие»; возможность метафизики как филос. дисциплины; метафизика власти в рус. филос; филос. рус. символизма; Данте как философ; история западноевроп. культуры; теор. основы культурологии. Лейтмотив осн. ист.-филос. работ Д. — стремление выяснить статус и границы применения метафизики (т. е. рационального мышления о сверхэмпирических началах бытия) в контексте совр. философствования. Исходя из уверенности в том, что метафизика не является всего лишь архивной ценностью, что она имеет неисчерпанные возможности и развивается с положительными результатами, Д. пытается показать это на примере истории понятия «бытие». Эту тему Д. раскрывает в трех аспектах: история онтол. концепций; место понятия бытия в поле когнитивных задач мышления; тектоника метафиз. понятий (т. е. их взаимоотношения друг с другом и с «соседями» в пространстве интеллектуальной культуры). С его т. зр. понятие бытия играет в филос. роль, сходную с ролью филос. в системе наук: любое содержание, попадающее в поле «бытия», обнаруживает в себе границу с внетеоретической реальностью и открывает измерение, в к-ром можно достраивать данное содержание, правда, лишь теоретически, до полноты его смысла. Являясь как бы пра-феноменом филос. понятия, «бытие» доказывает единство мира и смысла, но, оставаясь в теор. границах, выступает как реликт этого единства или как указание цели для мышления. Этим понятием — своего рода хранителем целостности универсума в мышлении — в филос. осуществлялось критическое ограничение посягательств частных аспектов мыслимого мира на статус всеобщности. Само по себе оно было в истории филос. простейшим (а из доказуемых — единственным) способом мыслимости абсолюта.
Соч.: Апология Когито или проклятие Валаама. Критика Декарта в «Ненаучном послесловии» Кьеркегора // Логос. 1997. № 10; Мифологические и литературные мотивы гностицизма в свете спекулятивного метода Гегеля // Мировое древо. 1999. № 6; Антигностические моменты спекулятивного метода Гегеля // Судьбы гегельянства: философия, религия и политика прощаются с модерном. М., 2000; Философия и христианство // Христианство и философия. VII международные рождественские образовательные чтения. Сборник докладов конференции. М., 2000; статьи: Онтология, Метафизика, Дух, Реализм, Символ. Символ в философии. Символ в религии. Символ в культуре и др. // НФЭ: В 4 т. М., 2000-01; Проблема сознания в теоретической философии Вл. Соловьева // Философия сознания: история и современность. М., 2003; статьи: Бытие, Аналогия сущего, Анамнезис, Концептуализм, Культура, Логос, Рационализм, Романтизм, Символизм, Универсалии, Номинализм, Язык науки, Гердер И. Г., Новалис и др. (всего 25 статей) // Философия. Энциклопедический словарь. М., 2006; Избранное. М., 2008.
Соч.: Апология Когито или проклятие Валаама. Критика Декарта в «Ненаучном послесловии» Кьеркегора // Логос. 1997. № 10; Мифологические и литературные мотивы гностицизма в свете спекулятивного метода Гегеля // Мировое древо. 1999. № 6; Антигностические моменты спекулятивного метода Гегеля // Судьбы гегельянства: философия, религия и политика прощаются с модерном. М., 2000; Философия и христианство // Христианство и философия. VII международные рождественские образовательные чтения. Сборник докладов конференции. М., 2000; статьи: Онтология, Метафизика, Дух, Реализм, Символ. Символ в философии. Символ в религии. Символ в культуре и др. // НФЭ: В 4 т. М., 2000-01; Проблема сознания в теоретической философии Вл. Соловьева // Философия сознания: история и современность. М., 2003; статьи: Бытие, Аналогия сущего, Анамнезис, Концептуализм, Культура, Логос, Рационализм, Романтизм, Символизм, Универсалии, Номинализм, Язык науки, Гердер И. Г., Новалис и др. (всего 25 статей) // Философия. Энциклопедический словарь. М., 2006; Избранное. М., 2008.
Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009