ДОБРОДЕТЕЛИ и ПОРОКИ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Добродетель и порок
и то, и другое концентрируются вокруг своего критерия, обусловленного Природой, свойствами личности или общества. Эти критерии, как правило, внешние. Как то, так и другое может частично характеризовать целостность организма человека.
Наличие порока в человеке не означает, что он несовершенен. Ибо совершенство необходимо рассматривать с двух позиций: каков человек в проявлениях и каков человек потенциально в своих способностях. Поэтому Человек больше похож на маятник: добродетель-порок. Порок часто становится трамплином на пути совершенствования, если не только осознается, но и преодолевается с помощью управляемой воли.
Между этими двумя характеристиками лежит громадная область труда и деятельности, уступок дьяволу и зла.

Источник: Краткий критериологический словарь

ДОБРОДЕТЕЛИ и ПОРОКИ
оценки положительных (добродетели) или отрицательных (пороки) качеств личности, проявляющихся в ее делах и поступках. К добродетелям традиционно (с эпохи Древней Греции) относят мужество, мудрость, честность, скромность, верность и т. п., а к порокам – трусость, распущенность, зависть, алчность, воровство и т. п. В истории культуры постоянно велись споры о природе и происхождении добродетелей и пороков. Если они рассматривались как некие космические, надиндивидуальные сущности, принципы, то человек признавался ареной борьбы добрых и злых сил. Для того чтобы стать на путь добродетели и избежать порока, необходимо было следовать принятому в данном обществе своду моральных законов, правил, уложений, имевших, как считалось, божественное происхождение. Зачастую добродетели и пороки выводили из неизменных в своей основе психологических свойств личности. В этом случае, если утверждалось, что человек от рождения добр, то пороки признавались результатом плохого воспитания, незнания, дурного влияния. Если же утверждалось, что человек по природе зол, то при этом предполагалось, что добродетельным он может стать вследствие личностного постижения мудрости, мудрого правления или действия «правильных» законов. Представления о добродетелях и пороках складываются в процессе осмысления людьми своей практической деятельности и отражают оценку поведения ими с позиций принятых в данном обществе ценностей и идеалов. В христианстве всегда почитались вера, надежда, любовь, в которые вкладывался религиозный смысл, и решительно осуждались разврат, идолопоклонство, зависть, гнев, убийство, алчность, обжорство, пьянство. Ныне понятия добродетели и порока заменяются понятием моральных качеств, которыми может обладать не только отдельный человек, но и народ, класс, социальная группа, религиозная общность и т. д. В евразийской философии считается, что кратчайший путь к добродетели: любовь, мудрость человека как способность «думать сердцем», умение подчинять сердцу волю и разум человека (Абай), умение «жить по совести» (Шакарим).

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
224.71 кб

О добродетелях и пороках

Евгений Владимирович Карчагин, Дмитрий Ромуальдович Яворский
Читать PDF
12.46 мб

Обладают ли люди добродетелями и пороками?

Миллер Кристиан, Артемьева Ольга Владимировна
В статье рассматривается только одна сферу нашей моральной жизни, а именно мотивация нечестного поведения и само нечестное поведение, а также анализируется, существует ли какое-либо эмпирическое доказательство существования доброд
Читать PDF
316.64 кб

Представления о добродетелях и пороках в «Бхагавадгите»

Земляная Елена Александровна
В статье исследуются представления о добродетелях и пороках и выявляется их роль в общем этическом учении поэмы.
Читать PDF
334.87 кб

Трактат «о добродетелях и пороках» (перевод и комментарий)

Санженаков Александр Афанасьевич
Статья включает в себя предисловие к переводу трактата Псевдо-Аристотеля «О добродетелях и пороках» ( De virtutibus et vitiis ), сам перевод и комментарий к нему.
Читать PDF
444.07 кб

Добродетели и пороки японского удельного правителя в период Сэнгоку (по материалам «Коёгункан»)

Полхов Святослав Александрович
В статье изучается восприятие вассалами власти удельного князя в Японии периода «воюющих княжеств» (Сэнгоку) на основании «Коёгункан», одного из важнейших источников по японской истории конца Средних веков и начала Раннего Нового