(Virtue, Virtues). Идея нравственного совершенства пронизывает Св. Писание, как и всю вселенную, поскольку она коренится в бытии Божьем. Человек как творение Божье был изначально праведен и добр, Творец намеренно создал Его по своему образу(Быт 1:27). После грехопадения нравственное совершенство было утрачено, что и определило драматизм истории. Т.о., мучительная проблема человека состоит в том, что образ Божий в нем ищет совершенства и стремится к нему, а падшая природа ему противится (Рим 7). Лишь спасительное дело Божье, совершившееся в Христе, разрешает это противоречие. Благодаря свершившемуся подвигу Богочеловека Божья праведность становится человеческой. Августин, изнемогший под бременем греха, раскрыл Библию и прочел: "…облекитесь в Господа (нашего) Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти" (Рим 13:14). Освящающая благодать обновляет верующего по образу Божьему, и тот приобщается к нравственному совершенству Господа, призвавшего нас из тьмы в свет (1 Пет 2:9; Кол 3:10; Еф4:17). Бог даровал нам "все потребное для жизни и благочестия, чрез познание Призвавшего нас славою и благостию", т.е. нравственным совершенством (2 Пет 1:3). Античное, языческое представление о добродетели (arete) и о том, как ее достичь, коренным образом отличается от библейского. Платон выделял четыре добродетели мудрость, мужество, умеренность и справедливость. Аристотель увеличил их число и учил, что их можно усвоить. Стоицизм, распространенный в н. з. время, совпадал с платонизмом. Все эти направления не говорили о любви к ближнему краеугольном камне христианской морали. Когда классическая мысль проникла в Церковь, Амвросий Медиоланский перенес платонические представления о добродетели на христианскую почву. В Средние века к четырем "естественным" добродетелям добавили "теологические добродетели" (вера, надежда и любовь) т.о., получилось семь главных добродетелей. Христианская теология утверждает, что добродетель дается свыше и ее нельзя считать плодом человеческих усилий. Тем не менее в обычной практике смягченное учение о благодати вело к тому, что теория добрых дел затемнила доктрины об оправдании и освящении, и добродетель стали рассматривать как результат человеческих усилий. НЗ, напротив, возвещает, что нравственное совершенство не врожденное свойство человека, что наша главная цель отнюдь не счастье, и оно не может быть поводом к самооправданию. Скорее, христианский характер плод действия Св. Духа в жизни верующего, когда тот опирается на Слово Божье и ему подается благодать. Всегда существовала опасность христианского антропоцентризма, ведущего к тому, что наслаждение и личное удовлетворение начинали ставить выше нравственного совершенства, приносимого Богу.
Библейское использование слова arete вбирает в себя широкий спектр значений. Это слово переводится как "добродетель" (Флп 4:8; 2 Пет 1:5), "превосходство" (Флп 4:8), "благость" (2Пет 1:3). ВЬХХйге