ДЛУГАЧ Тамара Борисовна

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ДЛУГАЧ Тамара Борисовна
Родилась 19 августа 1935 г. Окончила философский факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (1959), аспирантуру Института философии АН СССР (1965). Работала на кафедрах философии Московского энергетического и 2-го Московского медицинского институтов. Преподает в Государственном академическом университете гуманитарных наук. В.н.с. сектора истории западной философии Института философии РАН. В 1965 г. защитила кандидатскую диссертацию «Целое и часть как категории диалектической логики». В 1987 г. защитила докторскую диссертацию «Философия Дидро и проблемы развития диалектики». Специалист в области западной философии, особенно французской просветительской и немецкой классической. Специфику французского Просвещения усматривает в формировании «здравого смысла». Он представляет собой проекцию на сферу частной жизни более широкой спо собности самостоятельного суждения обо всех предметах и явлениях действительности. Благодаря здравому смыслу каждый человек принимает на себя ответственность за свою жизнь, за все свои поступки и превращается в суверенную личность, составляющую основу демократического общества. Делает акцент на сократических способностях Дидро, благодаря которым за «парадоксами» своих современников он мог открыть своеобразную диалектику Просвещения. Немецкая классическая философия анализируется в плане ориентации ее на новую науку, когда многие важные черты последней отразились в кантовских и фихтевских принципах конструирования и интеллектуальной интуиции, априоризме, понимании теоретического познания как движения от абстрактного к конкретному, от целого к частям у Гегеля.
Основные публикации Дидро. М., 1975 (2-е изд. М., 1986); Человек в мире техники. М., 1978; Философия Просвещения и «парадоксы» Дени Дидро // Вопросы философии. 1984. № 8; Устремленный к истине // Дидро Д. Монахиня. М., 1984; Проблема единства теории и практики в немецкой классической философии (И. Кант, И. Г. Фихте). М., 1986; Иммануил Кант: от ранних произведений к «Критике чистого разума». М., 1990; Подвиг здравого смысла. М., 1995; Проблема бытия в немецкой философии и современность. М., 2002; Кант об основании свободы в «Критике способности суждения» // Философия и история философии. М., 2004; Три портрета эпохи Просвещения. Монтескьё. Вольтер. Руссо (от концепции просвещенного абсолютизма к теориям гражданского общества). М., 2006; Принцип конструирования и проблема предметной данности в философии Канта // Иммануил Кант: наследие и проект. М., 2007; Свобода в тисках фатума // Сущность и слово. М., 2009; Кант и теоретическая философия Г. Когена // Вопросы философии. 2009. № 11; Гражданское общество и общественный договор // Философия познания. М., 2010; Руссо // Ценности и смыслы. 2012. № 4; Фихте // Там же; Маркс сегодня // Философские науки. 2012. № 7; Руссо и общественный договор // Историко-философский ежегодник. 2012. М., 2013; Дидро и приключения диалогического разума // Вопросы философии. 2013. № 8.

Источник: Философы современной России. 2015 г.

ДЛУГАЧ Тамара Борисовна
(р. 19.8.1935) — спец. в обл. зап. филос; д. филос. н.. Окончила филос. ф-т МГУ (1959) и асп. ИФ АН СССР (1965). Работала на кафедрах филос. Моск. энергетического и 2-го Моск. мед. ин-тов. В наст. вр. преподает в Гос. ун-те гуманит. наук. Является вед. н. с. ИФ РАН. Канд. дисс. — «Целое и часть как категории диалектической логики» (1965). Докт. дисс. — «Философия Дидро и проблемы развития диалектики» (1987). Ред. сер. «Немецкая классическая философия. Новые исследования», один из экспертов и авторов «Новой Философской Энциклопедии». Гл. интерес лежит в обл. франц. просветительской и нем. класс, филос. Филос. идеи связаны с выяснением специфики франц. Просвещения: она усматривается в формировании такой важной человеческой способности, как здравый смысл. Не сводясь ни к теор., ни к нравственным, ни к эстетическим способностям, здравый смысл представляет собой проекцию на сферу частной жизни более широкой способности самостоятельного суждения обо всех предметах и явлениях действительности. Благодаря здравому смыслу каждый человек принимает на себя ответственность за свою жизнь, за все свои поступки и превращается в суверенную личность, составляющую основу демократического об-ва. В иссл. о франц. просветителе Дени Дидро акцент делается на сократических его способностях, благодаря к-рым за «парадоксами» своих современников он мог открыть своеобразную диалектику Просвещения, став «Сократом Просвещения». Нем. класс, филос. анализируется прежде всего в плане ориентации ее на новую науку, когда многие важные черты последней — экспериментальный характер, феноменологич. подход, особое понимание пространства и времени, построение идеализованных моделей — отразились в кантовских и фихтевских принципах конструирования и интеллектуальной интуиции, априоризме, понимании теор. познания как движения от абстрактного к конкретному, от целого к частям у Гегеля. Формируясь как «наукоучение», нем. филос. в то же время выходит за эти рамки, включая в свой состав нравств. и эстетич. суждения. Фактически речь идет о взаимодействии разл. способов разумения. Об этом же речь при рассмотрении взаимодействия нем. класс, и франц. просветительской филос. Данные иссл. находятся в русле идей о логике диалога, разработанных В. С. Библером.
Соч.: Дидро. М., 1975 (2-е изд. - М., 1986); Человек в мире техники. М., 1978; Философия Просвещения и «парадоксы» Дени Дидро // ВФ. 1984. № 8; Устремленный к истине // Дидро Д. Монахиня. М., 1984; Проблема единства теории и практики в немецкой классической философии (И. Кант, И. Г. Фихте). М., 1986; Иммануил Кант: от ранних произведений к «Критике чистого разума». М., 1990; Подвиг здравого смысла. М., 1995; статьи: Энциклопедисты, Эгалитаризм, Гражданское право, Естественное состояние, Просвещение, Естественный индивид, Гельвеций, Д'Аламбер, Дидро и др. // НФЭ: В 4 т. М., 2000-01; Проблема бытия в немецкой философии и современность. М., 2002; Кант об основании свободы в «Критике способности суждения» // Философия и история философии. Актуальные проблемы. М., 2004; Три портрета эпохи Просвещения. Монтескье. Вольтер. Руссо (от концепции просвещенного абсолютизма к теориям гражданского общества). М., 2006.

Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009