ДИССИДЕНТЫ
Диссидент
от лат. dissidens (dissidentis) – несогласный, противоречащий) – 1) человек, не придерживающийся господствующего вероисповедания; 2) инакомыслящий человек, не согласный с господствующей идеологией, с господствующим мировоззрением, с существующим строем.
Источник: Словарь по культурологии
ДИССИДЕНТЫ
букв. несогласные, придерживающиеся иных взглядов, чем того требует господств. церковь. В этом смысле термин применялся уже в средние века, но особенно широко — с 16 ? 7 вв., когда в ходе бурж. революций и формирования совр. наций остро встал вопрос о Д., их гражд. правах в Англии (диссентеры). во Франции (гугеноты) и в Польше (все некатолики, т. е. поляки-протестанты и православные в условиях господства католицизма). Позднее - все, стоящие вне господств. в данной стране (государств.) церкви или свободомыслящие, вообще порвавшие с ре-лиг. верой. Переноси. - инакомыслящие.
Источник: Атеистический словарь
Диссиденты
лица, принадлежащие к христ. вероисповеданиям, не признающие авторитет господствующей церкви, нек-рые положения ее вероучения, политику и богослужебную практику. Термин Д. получил широкое распространение в связи с Реформацией. Д. обычно именовали пресвитериан (в Англии), конгрегационалистов, методистов, квакеров и баптистов. В Польше в 16 в. Д. называли представителей христ. некатолических направлений (протестантского и православного). После Брестской унии 1596 г. название Д. сохранилось только за последователями протестантизма. Во многих европейских странах Д. длительное время подвергались преследованиям со стороны королевской власти и господствующей церкви (гл. о. католич.).
ДИССИДЕНТЫ
Этим термином в сер. 70-х гг. на Западе стали обозначать людей в социалистических странах, активно выступавших против существующего строя. С помощью термина «Д.» неправомерно ставился знак равенства между открытыми противниками социалистического строя и лицами, высказывавшими иное по сравнению с общепринятым мнение по тем или иным общественным проблемам. Вопрос о преследовании т. н. Д. (в трактовке западных идеологов) в СССР и др. социалистических странах стал одним из центральных в кампаниях в защиту прав человека, организуемых на Западе.
В соответствии с Конституцией СССР и действующим уголовным законодательством гражданам формально не только не запрещается иметь свое, отличное от официального, мнение по всем вопросам общественной жизни страны и не предусматривается наказаний за высказывание этого мнения, но, напротив, признается право критиковать работу государственных органов (ст. 49 Конституции СССР). Сила закона направлена лишь против тех, кто занимается антисоветской, антигосударственной агитацией и пропагандой или предпринимает иные действия, направленные на подрыв и ослабление социалистического строя.
В этом плане отождествление лиц, привлекаемых к ответственности по соответствующим статьям уголовного закона, с любыми инакомыслящими неправомерно. Практика, однако, далеко не всегда соответствует закону. Одна из многих причин — в том, что формулировки статей уголовного законодательства, предусматривающих ответственность, напр., за антисоветскую агитацию и пропаганду (ст. 70 УК РСФСР и соответствующие статьи уголовных кодексов др. республик) и «клеветнические измышления, порочащие советский государственный и общественный строй» (ст. 1901 УК РСФСР), допускают столь широкое толкование, что любое инакомыслие, критическую оценку тех или иных сторон нашей жизни можно при желании «подвести под статью» (что подчас и имело место на практике в 60 —нач. 80-х гг.).
В ходе обновления уголовного законодательства пересматриваются и сами эти статьи. Демократизация, гласность, создание социалистического правового государства предполагают терпимое, гибкое отношение к критическим высказываниям и различным общественным позициям, четкость формулировок закона. При этом, разумеется, не могут быть допустимы действия, прямо направленные на подрыв государственного строя. Подобные ограничения свободы личности общепризнаны в мировом сообществе и существуют во всех странах.
В соответствии с Конституцией СССР и действующим уголовным законодательством гражданам формально не только не запрещается иметь свое, отличное от официального, мнение по всем вопросам общественной жизни страны и не предусматривается наказаний за высказывание этого мнения, но, напротив, признается право критиковать работу государственных органов (ст. 49 Конституции СССР). Сила закона направлена лишь против тех, кто занимается антисоветской, антигосударственной агитацией и пропагандой или предпринимает иные действия, направленные на подрыв и ослабление социалистического строя.
В этом плане отождествление лиц, привлекаемых к ответственности по соответствующим статьям уголовного закона, с любыми инакомыслящими неправомерно. Практика, однако, далеко не всегда соответствует закону. Одна из многих причин — в том, что формулировки статей уголовного законодательства, предусматривающих ответственность, напр., за антисоветскую агитацию и пропаганду (ст. 70 УК РСФСР и соответствующие статьи уголовных кодексов др. республик) и «клеветнические измышления, порочащие советский государственный и общественный строй» (ст. 1901 УК РСФСР), допускают столь широкое толкование, что любое инакомыслие, критическую оценку тех или иных сторон нашей жизни можно при желании «подвести под статью» (что подчас и имело место на практике в 60 —нач. 80-х гг.).
В ходе обновления уголовного законодательства пересматриваются и сами эти статьи. Демократизация, гласность, создание социалистического правового государства предполагают терпимое, гибкое отношение к критическим высказываниям и различным общественным позициям, четкость формулировок закона. При этом, разумеется, не могут быть допустимы действия, прямо направленные на подрыв государственного строя. Подобные ограничения свободы личности общепризнаны в мировом сообществе и существуют во всех странах.