ДИСКУССИЯ О СОЦИАЛИЗМЕ

Найдено 1 определение
ДИСКУССИЯ О СОЦИАЛИЗМЕ
Теоретич. дискуссия на р-же 20-х гг. 20 в. в среде кит. интеллектуалов, посвященная проблемам применимости социалистич., в том числе марксистских, идей в Китае, своевременности их пропаганды в стране, поискам путей обществ, развития. Материалы дискуссии публиковались в основном в журн. "Шиши синь бао", "Синь циннянь", "Гайцзао", "Цзяньшэ", "Гунчаньдан", нек-рых япон. и гонконгских изданиях. Инициатором дискуссии стал Чжан Дунсунь, опубликовавший в ноябре 1920 статью "Еще один урок от поездки в глубь страны", а позднее - целую серию материалов, в к-рых высказывался против экспансии социалистич. отношений в докапиталистич. структуры: "наиболее опасной болезнью Китая" надо считать крайнюю нищету, поэтому "единств, путь спасения страны" заключается не в пропаганде социализма, а в "увеличении ее богатства и силы", что подразумевает прежде всего индустриальное развитие, всемерное расширение сети отечеств, торгово-промышленных предприятий. В своей аргументации Чжан Дунсунь фактически солидаризировался с нек-рыми идеями русских "легальных марксистов" конца 19 в. (П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский, С.Н. Булгаков, С.Л. Франк и др.), развивал чрезвычайно популярные тогда в Китае тезисы англ, философа и социолога Б. Рассела. Последний утверждал, что подъем экономики и образования является наиболее трудноразрешимой, но одновременно и самой неотложной задачей Китая, чья самостоятельность находится в прямой зависимости от темпов роста промышленного производства. Особенность позиции Чжан Дунсуня, поддержавшего его Лян Цичао и др. лидеров Исследовательской группы (Яньцзю си), заключалась в том, что они формально не отрицали полностью "коммунизм" (т.е. марксизм), расценивали социализм как "благородный идеал", недостижимый в обозримом будущем. Декларируя отсутствие классовых противоречий в кит. об-ве, утверждая, что все китайцы бедны и между ними существуют лишь различия в степени бедности, а деление на классы в общепринятом смысле еще только предстоит, Чжан Дунсунь и его единомышленники расценивали "коммунистич. диктатуру" (т.е. диктатуру пролетариата) как феномен, корреспондирующий с такими одиозными понятиями, как "диктатор" и "диктаторство", делая вывод о неприменимости "советского коммунизма" для Китая, где "преждевременно создавать истинно пролетарское гос-во". В целом ход рассуждения Чжан Дунсуня и в нек-рых моментах соглашавшихся с ним Цзян Боли, Пэн Иху, Фэн Цзюэтяня и др. сводился к следующему: социализм, к-рый в конечном счете можно считать оптимальной перспективой для Китая, должен вырасти из капитализма и парламентского либерализма, прийти после, а не вместо них. На кит. почве он может быть осуществлен лишь по мере появления достаточно многочисленного и дееспособного рабочего класса, к-рый в свою очередь может естеств. образом сформироваться и развиться только в условиях капиталистич. предпринимательства, ограниченного, правда, распространением кооперативных предприятий и контролем со стороны гос-ва. До тех пор пока в кит. об-ве не произошло четкой классовой поляризации (буржуазия - пролетариат), пропаганда социализма будет даже вредна, поскольку апология и тем более претворение в жизнь социалистич. лозунгов при отсутствии необходимых условий грозит возникновением "псевдосоциализма". В качестве реальной альтернативы марксизму как "не самому совершенному варианту социализма" предлагалась такая трактовка гильдейского социализма (цзиэрте шэхуэйчжуи, или хан-хуэй шэхуэйчжуи), к-рая представляла собой симбиоз "гос. социализма" (гоцзя шэхуэйчжуи) и синдикализма (гунтуаньчжуи). Эта позиция вызвала критику со стороны первых сторонников марксизма в Китае (Чэнь Дусю, Ли Цзи, Ли Да, Ши Цуньтун, Дай Хэсэнь и др.). Они оспаривали мнения о несвоевременности и невозможности применения марксизма в кит. условиях, об отсутствии классов в стране, называли национал-реформистским тезис своих оппонентов о принципиальном различии между иностр. и отечеств, капиталистами. Суть их рассуждений сводилась к тому, что именно капитализм, а не слабое использование материальных ресурсов было "гл. болезнью" Китая, причиной бедности населения и общей отсталости; в этом смысле нет разницы между господством в стране иностр. или нац. капитала. Поэтому "те, кто сегодня выдвигает идею гильдейского социализма, по существу скрыто поддерживают капитализм". При этом кит. сторонники марксизма отстаивали свои идеи, апеллируя к интересам не пролетариата, а от имени "народа", всей нации. Позицию определенной части гоминьдановских революционеров в наиболее концентрированном виде сформулировал Фэн Цзыю - ученик Сунь Ятсена. Развивая известный тезис последнего о "предупреждении" капитализма в Китае, он настаивал на скорейшем "введении" социализма в стране, что позволит предотвратить становление крупной буржуазии и монополий, имущественную и социальную поляризацию; в экономически неразвитой стране проще осуществить социалистич. идеалы, нежели в высокоразвитых странах, что подтверждается примером России. Дискуссия отразила расстановку сил в среде кит. интеллектуалов, уровень их теоретич. подготовки в вопросах обществ, развития, стимулировала дальнейший рост интереса к социалистич. теориям у молодого поколения кит. интеллигенции и фактически стала последним теоретич. этапом на пути орг-ционного оформления коммунистич. партии в стране. *Шэхуэйчжуи таолунь цзи (Дискуссия о социализме. Сб. статей). Гуанчжоу, 1922; Лян Цичао. Фу Чжан Дунсунь шу лунь шэхуэйчжуи юньдун (Ответ на письмо Чжан Дунсуня о социалистич. движении) // Лян Цичао чжэсюэ сысян лунь вэнь-сюань (Избр. произв. Лян Цичао по теории филос. мысли). Пекин, 1984; **Делюсин Л.П. Полемика о путях развития Китая // Китай. Поиски путей социального развития (Из истории общественно-политич. мысли XX в.). Сб. статей. М., 1979; Его же. Спор о социализме в Китае. Из истории общественно-политич. мысли Китая в нач. 20-х годов. М., 1980. С. 56 - 110; Белоусов С.Р. Кит. версия "гос. социализма" (20 - 40-е гг. XX в.). М., 1989. С. 52 - 66; Линь Дайчжао, Фэнь Гохуа. Макэсычжуи цзай Чжунго. Цун инсян дэ чжуаньчжу дао чуаньбо (Марксизм в Китае. От проникновения до распространения). Ч. 1 - 2. Пекин, 1983; Ху Сяо. Пин Чжан Дунсунь фань макэсычжуи дэ сань цы тяоч-жань (О трех попытках Чжан Дунсуня бросить вызов марксизму) // Фудань сюэбао. Шанхай, 1983. №2; Линь Маошэн, Ван Вэйли, Ван Гуйлинь. Чжунго сяньдай чжэнчжи сысян ши, 1919 - 1949 (История политич. мысли Китая в новейшую эпоху. 1919 - 1949). Харбин, 1984. С. 87 - 96. С. Р. Белоусов

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь