ДИСКУССИЯ О ПРОБЛЕМАХ И ИЗМАХ

Найдено 1 определение
ДИСКУССИЯ О ПРОБЛЕМАХ И ИЗМАХ
Полемика 1919- 20 между кит. сторонниками марксизма и бурж. реформизма о путях развития кит. об-ва. В нач. пер. "движения 4 мая" (см. "Движение за новую культуру") Ли Дачжао обратился к пропаганде марксистской идеи о необходимости "радикального разрешения" насущных проблем Китая путем социальной революции. Это вызвало негативную реакцию Ху Ши, к-рый в статье "Больше изучать [конкр.] проблемы, меньше толковать об [абстр.] "измах"" (июнь - июль 1919) расценивал "измы" (т.е. марксизм) как "чисто умозрительный термин", "импортированное" учение, "европеизированную" систему взглядов, применимую лишь в конкр. культурно-историч., социально-экономич. и даже * географич. условиях. В итоге он делал вывод о неприменимости марксизма в Китае. Гл. ред. газеты "Гоминь гунбао" ("Народ") Лань Гунъу (Лань Чжифэй) в статье "[Конкр.] проблемы и "измы"" (август 1919) в целом поддержал тезис Ху Ши о том, что "радикальное разрешение" социально-политич. проблем - это "главное зло", нарушающее нац. консолидацию. Ли Дачжао, отвечая оппонентам в статье "Еще раз о [конкр.] проблемах и "измах" (авг. 1919), продолжал настаивать на орг-ции массового революц. движения, критиковал бытовавшее в то время понимание большевизма как "экстремизма", утверждал, что строгое следование "[марксистским] методам и принципам" отнюдь не означает отказа от изучения и преодоления конкр. экономич. и политич. проблем: с его т. зр., положительное решение этой последней задачи нереально без классовой борьбы и "практич. движения объединенных рабочих". Опровергая Ли Дачжао, Ху Ши в серии статей ("В третий раз о проблемах и "измах"" и др.) высказался против на-сильств. революции, нарушающей "гармонию и баланс в рациональном об-ве", усматривая альтернативу в постепенных, целенаправленных, хотя и ограниченных реформах и классовом сотрудничестве, опирающемся на идею "гос-ва - нации". Собственно филос. основой его тезисов служила "китаизированная" модификация прагматич. эмпиризма. Формально дискуссия завершилась публикацией статьи Ху Ши "О значении новой идеологич. волны" (дек. 1919), в к-рой автор говорил о необходимости "заново создавать [кит.] цивилизацию" путем "разумных" преобразований в духе зап. бурж. либерализма. Непосредств. результатом дискуссии стал раскол (на сторонников марксизма и бурж. реформизма) внутри крупнейших политико-идеологич. и просветительских объединений (Синьминь сюэхуэй, Шаонянь Чжунго сюэхуэй, Гоминь шэ, Синьчао шэ и др.). Фактически Д. о "п. и "и." явилась прелюдией к бескомпромиссной идеологич. борьбе между марксистской мыслью в Китае и различными нац. интерпретациями социал-реформизма, бурж. и мелкобурж. социализма. *Ли Дачжао. Еще раз о конкр. проблемах и "измах" // Ли. Дачжао. Избр. статьи и речи. М., 1965; Его же. Экономим, объяснение идеологии. поворотов в совр. Китае // Там же; Ху Ши. До яньцзю се вэньти, шао тань се чжуи (Больше изучать [конкр.] проблемы, меньше толковать об [абстр.] "измах") // Ху Ши вэньцунь (Собр. соч. Ху Ши). Т. 2. Шанхай, 1922; Его же. Сань лунь вэньти юй чжуи (В третий раз о проблемах и "измах") // Там же; Его же. Сы лунь вэньти юй чжуи (В четвертый раз о проблемах и "измах") // Там же; Его же. Синь сы чао да ши (О значении новой идеология, волны) // Там же. "Линь Маошэн, Ван Вэйли, Ван Гуйлинь. Чжунго сяньдай чжэнчжи сысян ши, 1919 - 1949 (История политич. мысли Китая в новейшую эпоху, 1919 - 1949). Харбин, 1984; Люй Сичэнь, Ван Иминь. Чжунго сяньдай чжэсюэ ши, 1919- 1949 (История кит. философии в новейшую эпоху, 1919 - 1949). Цзилинь, 1984; Гэн Юньчжи. Ху Ши яньцзю луньгао (О жизни, творческой и политич. деятельности Ху Ши. Сб. статей). Сычуань, 1985; Chow Tse-tsung. The May Fourth Movement: Intellectual Revolution in Modern China. Camb. (Mass.), I960; Grieder Y.B. Hu Shih and the Chinese Renaissance: Liberalism in the Chinese Revolution, 1917 - 1937. Camb. (Mass.), 1970. C.P. Белоусов

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь