Дискриминация
ДИСКРИМИНАЦИЯ
(от лат. discriminatio – различение) – унижение какой-либо социальной группы, утверждение её неполноценности и ущербности. Различные человеческие общности подвергаются дискриминации по этническому, половому, классовому, религиозному, образовательному, социальному … и многим другим признакам.
ДИСКРИМИНАЦИЯ
1. Действия, закрывающие членам определенной группы доступ к ресурсам или источникам дохода, доступным для остальных. 2. Негативное восприятие членов определенной группы, против которых существуют предрассудки (гендерные, национальные, расовые и др.), вследствие чего следуют дискриминационные действия.
Дискриминация
(Discrimination).
Несправедливое отношение к людям, обусловленное их физическими, религиозными или общественными особенностями. Дискриминация не ограничивается личными действиями, но может проявляться в государственных структурах, напр. в законах,кодексах, полиции, общинах и других общественных установлениях.
Дискриминация вырастает из предрассудков и устойчивой вражды (явной или скрытой) к другим людям. Она приводит к разрушительным последствиям в физической и духовной жизни ее жертв. При этом образуется порочный круг последствия притеснений усиливают предрассудки и стереотипы, крые, в свою очередь, приводят к еще большей дискриминации. В определенных обстоятельствах этот процесс может привести к ужасающим преступлениям, как нередко бывало в истории, к геноциду и массовому истреблению целых групп людей. Катастрофа еврейского народа самый близкий к нам и самый жестокий пример дискриминации и торжества предрассудков. Все люди доброй воли считают дискриминацию нравственным преступлением.
Для христиан дискриминация морально недопустима не только изза ее страшных последствий, но и потому, что она посягает на главную библейскую заповедь любви, утверждающую ценность каждого человека. Богу не свойственно лицеприятие и предубеждение против отдельных групп людей (Втор 10:17; 2 Пар 19:7; Деян 10:34; Рим 2:11; Гал 2:6). Поскольку люди созданы по образу самого Бога, они не только достойны равного отношения, но и призваны относиться так к другим. Бог упорно зовет народ Израилев не извращать закон, т.е. "не смотреть на лица" (Втор 16:19). Ко всем людям, включая бедных и "малых", пришельцев и врагов, нужно относиться с любовью (Лев 19:15; Втор 1:17; 24:1718). Такое отношение включало даже специальные даяния и поблажки бедным, крые иногда уничижительно называют "дискриминацией наоборот" (Лев 19:10; 25:35; Втор 15:711; 24:1922). Пророки, возвещавшие волю Божью, сурово обличали дискриминацию и даже предсказывали гибель больших городов и целых народов за дурное отношение к нищим, сиротам, вдовам и другим беззащитным людям (Ис 1:2123; 3:815).
Иисус продолжает эту пророческую линию, когда в Нагорной проповеди говорит, что Бог " посылает дождь на праведных и неправедных" (Мф 5:45). Даже Его враги признают, что Иисус учит " пути Божьему" и не смотрит на лица (Лк 20:21). И это не просто праздная лесть, поскольку Он отказывается от общепринятых предубеждений. Он открыто говорит с самаритянкой (Ин 4:79), ест с мытарями и грешниками (Мф 9:1013), защищает женщину, взятую в прелюбодеянии (Ин 8:111), прикасается к прокаженным (Мф 8:3). Его слова о том, что Бог позаботился о "нечистой" вдове и даже о прокаженном Нееманесириянине, вызвали такую ярость у толпы, что она изгнала Его из города (Л к 4:2 530).
Принцип непредубежденности, характерный для ранней Церкви, выразился в словах ап. Петра, говорившего, что Бог нелицеприятен (Деян 10:34; 11:12; 15:9). Нелицеприятие стало важнейшим этическим принципом ранней Церкви. В Иак нелицеприятие одно из важнейших проявлений истинной веры в Иисуса Христа (2:9). "Царский закон" любви проявляется в том, что верующий не отдает предпочтения богато одетым людям (2:29).
Несмотря на то что в последнее время очень стараются преодолеть дискриминацию с помощью образования и гражданского права, она все еще остается ощутимой реальностью почти в каждом обществе. Закоренелые предрассудки с трагической неизбежностью сохраняются в христианских обществах, охваченных эгоизмом или страхом. Часто они сочетаются с неправильным прочтением или пристрастным отбором библейских текстов. Как показывает современная борьба за гражданские права негров, движения против сексуальной, расовой, религиозной и культурной дискриминации основаны на иудеохристианской этике. Эта этика поможет христианской Церкви преодолеть предубеждения и дискриминацию, воздействуя на сердце и сознание человека.
D.J. Miller (пер.А. К.) Библиография: G. Allport,The Nature of Prejudice: G.S. Becker,The Economics of Discrimination; J. Feagin and C. Feagin,Discrimination American Style: Institutional Racism and Sexism; A.H. Goldman,Justice and Reverse Discrimination; F. Holmes, Prejudice and Discrimination; M.L. King, Jr.,Why We Cant Wait; W. Laqueur and B. Rubin, The Human Rights Reader; V. Mollenkott,Women, Men, and the Bible; V. Mollenkottand L. Scanzoni,Isthe Homosexual My Neighbor? Another Christian View; R. A. Ruether,Liberation Theology; G.E.Simpson and J.M.Yinger,Racial and Cultural Minorities: An Analysis of Prejudice and Discrimination; T. Skinner, Black and Free.
Несправедливое отношение к людям, обусловленное их физическими, религиозными или общественными особенностями. Дискриминация не ограничивается личными действиями, но может проявляться в государственных структурах, напр. в законах,кодексах, полиции, общинах и других общественных установлениях.
Дискриминация вырастает из предрассудков и устойчивой вражды (явной или скрытой) к другим людям. Она приводит к разрушительным последствиям в физической и духовной жизни ее жертв. При этом образуется порочный круг последствия притеснений усиливают предрассудки и стереотипы, крые, в свою очередь, приводят к еще большей дискриминации. В определенных обстоятельствах этот процесс может привести к ужасающим преступлениям, как нередко бывало в истории, к геноциду и массовому истреблению целых групп людей. Катастрофа еврейского народа самый близкий к нам и самый жестокий пример дискриминации и торжества предрассудков. Все люди доброй воли считают дискриминацию нравственным преступлением.
Для христиан дискриминация морально недопустима не только изза ее страшных последствий, но и потому, что она посягает на главную библейскую заповедь любви, утверждающую ценность каждого человека. Богу не свойственно лицеприятие и предубеждение против отдельных групп людей (Втор 10:17; 2 Пар 19:7; Деян 10:34; Рим 2:11; Гал 2:6). Поскольку люди созданы по образу самого Бога, они не только достойны равного отношения, но и призваны относиться так к другим. Бог упорно зовет народ Израилев не извращать закон, т.е. "не смотреть на лица" (Втор 16:19). Ко всем людям, включая бедных и "малых", пришельцев и врагов, нужно относиться с любовью (Лев 19:15; Втор 1:17; 24:1718). Такое отношение включало даже специальные даяния и поблажки бедным, крые иногда уничижительно называют "дискриминацией наоборот" (Лев 19:10; 25:35; Втор 15:711; 24:1922). Пророки, возвещавшие волю Божью, сурово обличали дискриминацию и даже предсказывали гибель больших городов и целых народов за дурное отношение к нищим, сиротам, вдовам и другим беззащитным людям (Ис 1:2123; 3:815).
Иисус продолжает эту пророческую линию, когда в Нагорной проповеди говорит, что Бог " посылает дождь на праведных и неправедных" (Мф 5:45). Даже Его враги признают, что Иисус учит " пути Божьему" и не смотрит на лица (Лк 20:21). И это не просто праздная лесть, поскольку Он отказывается от общепринятых предубеждений. Он открыто говорит с самаритянкой (Ин 4:79), ест с мытарями и грешниками (Мф 9:1013), защищает женщину, взятую в прелюбодеянии (Ин 8:111), прикасается к прокаженным (Мф 8:3). Его слова о том, что Бог позаботился о "нечистой" вдове и даже о прокаженном Нееманесириянине, вызвали такую ярость у толпы, что она изгнала Его из города (Л к 4:2 530).
Принцип непредубежденности, характерный для ранней Церкви, выразился в словах ап. Петра, говорившего, что Бог нелицеприятен (Деян 10:34; 11:12; 15:9). Нелицеприятие стало важнейшим этическим принципом ранней Церкви. В Иак нелицеприятие одно из важнейших проявлений истинной веры в Иисуса Христа (2:9). "Царский закон" любви проявляется в том, что верующий не отдает предпочтения богато одетым людям (2:29).
Несмотря на то что в последнее время очень стараются преодолеть дискриминацию с помощью образования и гражданского права, она все еще остается ощутимой реальностью почти в каждом обществе. Закоренелые предрассудки с трагической неизбежностью сохраняются в христианских обществах, охваченных эгоизмом или страхом. Часто они сочетаются с неправильным прочтением или пристрастным отбором библейских текстов. Как показывает современная борьба за гражданские права негров, движения против сексуальной, расовой, религиозной и культурной дискриминации основаны на иудеохристианской этике. Эта этика поможет христианской Церкви преодолеть предубеждения и дискриминацию, воздействуя на сердце и сознание человека.
D.J. Miller (пер.А. К.) Библиография: G. Allport,The Nature of Prejudice: G.S. Becker,The Economics of Discrimination; J. Feagin and C. Feagin,Discrimination American Style: Institutional Racism and Sexism; A.H. Goldman,Justice and Reverse Discrimination; F. Holmes, Prejudice and Discrimination; M.L. King, Jr.,Why We Cant Wait; W. Laqueur and B. Rubin, The Human Rights Reader; V. Mollenkott,Women, Men, and the Bible; V. Mollenkottand L. Scanzoni,Isthe Homosexual My Neighbor? Another Christian View; R. A. Ruether,Liberation Theology; G.E.Simpson and J.M.Yinger,Racial and Cultural Minorities: An Analysis of Prejudice and Discrimination; T. Skinner, Black and Free.
Источник: Теологический энциклопедический словарь