Дионис, Бахус, Вакх
Дионис, Бахус, Вакх
в греческой мифологии бог растительности, виноградарства, земледелия и виноделия. В Грецию этот миф проник из фракийской области. Приживался с трудом, распространился поздно. В VII- VIII вв. до н. э. его культ стал в полисах вытеснять культы местных богов и героев. Считается, что это было связано с его противопоставлением аристократическому Аполлону. Тесно связан с культом Деметры — он по одной из версий - сын ее и Зевса. Персонаж Элевсинских мистерий. Культ Диониса отождествляется с Осирисом, Сераписом, Митрой, Адонисом.
Источник: Человек и общество. Культурология
ДИОНИС (БАХУС ВАКХ)
Греческий бог плодородия, растительности, виноградарства, виноделия. Божество восточного (фракийского) происхождения, распространившееся в Греции сравнительно поздно, но причисленное к олимпийскому пантеону. Как божество земледельческого круга, связанное со стихийными силами земли, Дионис постоянно противопоставлялся Аполлону — божеству порядка и гармонии. Символом Диониса как бога плодоносящих сил земли был фаллос.
Архаические ипостаси Диониса — Загрей, сын Зевса Критского и Персефоны; Иакх, связанный с Элевсинскими мистериями; Дионис — сын Зевса и Деметры. Согласно основному мифу, Дионис — сын Зевса и дочери фиванского царя Кадма Семелы. По наущению ревнивой Геры Семела попросила Зевса явиться к ней во всем своем величии, и тот, представ в сверкании молний, испепелил огнем смертную Семелу. Зевс выхватил из пламени Диониса, появившегося на свет недоношенным, и зашил его в свое бедро. В положенное время Зевс родил Диониса, распустив швы на бедре, а потом отдал мальчика на воспитание нисейским нимфам или сестре Семелы Ино. Дионис нашел виноградную лозу. Гера вселила в него безумие, и он, скитаясь по Египту и Сирии, пришел во Фригию, где богиня Кибела — Рея исцелила его и приобщила к своим оргиастическим мистериям. После этого Д. через Фракию отправился в Индию. Из восточных земель он вернулся в Грецию, в Фивы. Во время плавания на остров Наксос Диониса похитили морские разбойники, однако бог привел их в ужас своими удивительными превращениями: они заковали Диониса в цепи, чтобы продать в рабство, однако оковы сами упали с рук божества; оплетя виноградными лозами и плющом мачту, паруса корабля, Дионис принял облик медведицы и льва. Сами пираты, бросившиеся со страха в море, превратились в дельфинов. На острове Наксос Дионис встретил Ариадну, покинутую Тесеем, похитил ее и на острове Лемнос вступил с ней в брак.
Повсюду, где появлялся, Дионис учреждал свой культ и везде обучал людей виноградарству и виноделию. В шествии Диониса участвовали вакханки, сатиры, менады с тирсами, увитыми плющом. С воплями «Вакх, эвое!» они славили Диониса, били в тимпаны, упивались кровью растерзанных диких зверей, высекали из земли своими тирсами мед и молоко, вырывали с корнем деревья и увлекали за собой толпы женщин и мужчин.
В Дельфах Дионис почитался наряду с Аполлоном. На Парнасе каждые два года устраивались оргии в честь Диониса. В Афинах устраивались торжественные процессии в честь Диониса и разыгрывался священный брак бога с супругой старшего архонта. Из религиозно-культовых обрядов, посвященных Дионису (греч. tragodia, букв. «песнь о козле» или «песнь козлов», т. е. козлоногих сатиров), возникла древнегреческая трагедия. В Аттике Дионису были посвящены Великие Дионисии, Ленеи, Малые Дионисии.
В эллинистическое время культ Диониса слился с культом фригийского бога Сабазия. В Риме Дионис почитался под именем Вакха или Бахуса.
Архаические ипостаси Диониса — Загрей, сын Зевса Критского и Персефоны; Иакх, связанный с Элевсинскими мистериями; Дионис — сын Зевса и Деметры. Согласно основному мифу, Дионис — сын Зевса и дочери фиванского царя Кадма Семелы. По наущению ревнивой Геры Семела попросила Зевса явиться к ней во всем своем величии, и тот, представ в сверкании молний, испепелил огнем смертную Семелу. Зевс выхватил из пламени Диониса, появившегося на свет недоношенным, и зашил его в свое бедро. В положенное время Зевс родил Диониса, распустив швы на бедре, а потом отдал мальчика на воспитание нисейским нимфам или сестре Семелы Ино. Дионис нашел виноградную лозу. Гера вселила в него безумие, и он, скитаясь по Египту и Сирии, пришел во Фригию, где богиня Кибела — Рея исцелила его и приобщила к своим оргиастическим мистериям. После этого Д. через Фракию отправился в Индию. Из восточных земель он вернулся в Грецию, в Фивы. Во время плавания на остров Наксос Диониса похитили морские разбойники, однако бог привел их в ужас своими удивительными превращениями: они заковали Диониса в цепи, чтобы продать в рабство, однако оковы сами упали с рук божества; оплетя виноградными лозами и плющом мачту, паруса корабля, Дионис принял облик медведицы и льва. Сами пираты, бросившиеся со страха в море, превратились в дельфинов. На острове Наксос Дионис встретил Ариадну, покинутую Тесеем, похитил ее и на острове Лемнос вступил с ней в брак.
Повсюду, где появлялся, Дионис учреждал свой культ и везде обучал людей виноградарству и виноделию. В шествии Диониса участвовали вакханки, сатиры, менады с тирсами, увитыми плющом. С воплями «Вакх, эвое!» они славили Диониса, били в тимпаны, упивались кровью растерзанных диких зверей, высекали из земли своими тирсами мед и молоко, вырывали с корнем деревья и увлекали за собой толпы женщин и мужчин.
В Дельфах Дионис почитался наряду с Аполлоном. На Парнасе каждые два года устраивались оргии в честь Диониса. В Афинах устраивались торжественные процессии в честь Диониса и разыгрывался священный брак бога с супругой старшего архонта. Из религиозно-культовых обрядов, посвященных Дионису (греч. tragodia, букв. «песнь о козле» или «песнь козлов», т. е. козлоногих сатиров), возникла древнегреческая трагедия. В Аттике Дионису были посвящены Великие Дионисии, Ленеи, Малые Дионисии.
В эллинистическое время культ Диониса слился с культом фригийского бога Сабазия. В Риме Дионис почитался под именем Вакха или Бахуса.