ДИОН ХРИСОСТОМ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ДИОН ХРИСОСТОМ
Златоуст") из Пpузы в Битинии (ок. 40 - 120) - древнегреч. киник; вначале был оратором. Изгнанный Домицианом Проповедником (рим. император из рода Флавиев), выступил против выродившейся цивилизации Рим. империи, проповедовал возврат к природе, к деревенской жизни и предлагал социальные реформы для преодоления нищеты городского населения.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ДИОН ХРИСОСТОМ
(Dion Chrysostomus) («Златоуст») из Прусы [современная Бурса], в Бигинии — греческий киник; ок. 40—120; в начале был оратором; после своего изгнания Домицианом стал проповедником, выступил против выродившейся цивилизации Римской империи, проповедовал возврат к природе, к сельской жизни и предлагал социальные реформы для преодоления нищеты населения больших городов. Соч.: Sämtliche Reden, 1967. (Тексты в пер. на рус. яз. см.: Антология кинизма, 1984.)
H. v. Arnim. Leben u. Werke des D. v. R, 1898.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ДИОН ХРИСОСТОМ
Златоуст») из Прусы (ок. 40—после 112)—греческий ритор и философ, разделявший идеи кинизма и стоицизма. Будучи уже известен, Дион по прибытии в Рим познакомился со стоиком Музонием Руфом и стал его приверженцем; до этого он философию изобличал (ср. названия его речей «Против философов» и «Против Музония Руфа»—не сохранились). После того, как в 85 Дион был изгнан из Рима Домицианом и стал вести скитальческую и материально стесненную жизнь, ему стали близки идеи киников. От этого периода, продолжавшегося 14 лет, сохранились речи, представляющие интерес как источник по истории древнего и эллинистического кинизма. В них изображается жизнь и учение Диогена Синайского (or. 6, 8, 9, 10), социальнонравственный идеал киников, моральное воспитание и просвещение, отказ от ложных ценностей цивилизации с ее погоней за наживой и удовольствиями и возврат к необходимому для жизни минимуму «природы» (см. речи «Эвбейская», 12 и «Борисфенитская», 36). В речах «О рабстве и свободе» (or. 14—15) Дион выступал против всякой формы порабощения человека человеком. Всего сохранилось 80 речей Диона. В 96 (после смерти Домициана) он вернулся в Рим и, сблизившись с императорами Нервой и Траяном, сменил антимонархические настроения периода изшания на лояльное отношение к монархии. Посвятил Траяну четыре речи «О царской власти».
Соч.: Dionis Pmsaensis quern vocant Chrysostomuro quae extant omnia, ed. J. von Arnim, vol. 1—2. В., 1896; в рус. пер.: Антология кинизма, изд. И. М. Нахов, 2-е изд. М., 1996, с. 270—296 («Диоген, или О тирании», «Диоген, или О доблести», «О состязаниях». «Диоген, или О слугах»); Олимпийская речь, или Об изначальном сознавании божества, пер. Н. Брагинской, М. Грабарь-Пассек; Троянская речь, пер. Н. Брагинской.—В сб.: Ораторы Греции. М., 1985, с. 283-336.
М. А. Солопова

Источник: Новая философская энциклопедия