ДИНАМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское]

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
совокупное обозначение различных направлений в совр. психологии, для к-рых характерно изучение мотивов в качестве гл. регуляторов психики как целостного внутр. процесса. Термин впервые применен в 1918 амер. психологом Р. Вудвортсом для обозначения нового направления в психологии, возникшего под влиянием волюнтаристич. концепции Джемса. Сторонники этого направления (Вудвортс, Т. Мур, Дж. МакКарди) стали рассматривать реакции организма на внеш. стимул не как изолированный акт типа механич. толчка, а как сложный процесс, проистекающий в конечном счете из внутр. активности организма и определяющийся прежде всего его потребностью, которая делает организм чувствительным к одним раздражителям и безразличным к другим.
В дальнейшем термин «Д. п.» стал употребляться в широком смысле для обозначения разнообразных психологич. концепций, к-рые, в противоположность статическому подходу к психике (напр., в ассоцианизме и др. теориях, изучавших психику в аспекте ощущений, восприятий, представлений), уделяют преимущест. внимание динамич. аспектам психики - побудительным мотивам, влечениям, интересам, конфликтам личности и т. д. Поведение человека трактуется при этом как результат действия внутрипсихич. сил, стремлений и т. д., к-рые понимаются как бессознат. влечения (психоанализ и др. направления глубинной психологии), инстинкты (К. Лоренц), целевые действия (У. Мак-Дугалл), силы поля (К.Левин) и др. К Д. п. относят также направления в психологии личности, к-рые трактуют личность как динамич. саморазвивающуюся систему (Г. Олпорт, Г. Мерфи и др.), отрицая при этом определяющую роль социально-историч. обстоятельств в ее формировании.

Источник: Советский философский словарь

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
термин, предложенный амер. психологом Р. Вудвортсом в качестве объединяющего понятия для ряда западных направлений в психологии 20 в., занимающихся преим. анализом с идеалистич. позиций движущих сил поведения животных и человека (потребностей, влечений, мотивов и т.д.); различные и даже враждующие между собой школы в психологии объединяются термином "Д. п." на основе общей им всем динамич. концепции личности. Д. п. вырастает из понятия динамизма психики, противопоставляющего отдельным состояниям сознания последовательность смены этих состояний. Отчетливо выступая уже в трудах Лейбница и Гербарта, динамич. концепции в психологии получают особое развитие в конце 19 – нач. 20 вв. у Пьера Жане и особенно Фрейда. Собственно к Д. п. Вудвортс причисляет различные психоаналитич. школы, напр. индивидуальную психологию А. Адлера, функциональную психологию, гормическую психологию Мак-Дугалла, гештальтпсихологию в направлениях, представленных Келером и Левином, необихевиоризм Толмена, Холта, Халла и нек-рые др. Общим для всех этих школ и направлений является стремление объяснить личность, исходя из нее самой, найти источники ее деятельности в толкуемой по-разному, но в конечном счете идеалистически, динамике психич. процессов, абстрагируемых как от нейрофизиологич. механизмов, так и от обусловливающих влияний на психику человека обществ. среды. Мотивы, потребности, цели, влечения объявляются изначальными элементами психич. деятельности. Человек, личность биологизируется. Методологически Д. п. как в трактовке Вудвортса, так и у представителей относимых к ней направлений исходит из субъективно-идеалистич. концепций махизма. Так, центральную для психологии психофизиологич. проблему Д. п. решает путем типичного для махизма свед?ния ее к субъективным данным наблюдения: отношение "душа – тело" "не есть параллелизм между физиологической и духовной деятельностью, но только параллелизм между двумя различными описаниями одной и той же деятельности" (Woodworth R. S., Dynamic psychology, в кн.: Psychologies of 1930, ed. by С. Murchison, L., 1930, p. 335). Такой же субъективизм и биологизаторство отличают и отношение Д. п. к проблеме социальной детерминированности личности и психики человека. Согласно представлениям школ, относящихся к Д. п., не человек – исторически обусловленное существо, но социальная среда есть проекция внутр. психич. мира субъекта на отношения между людьми. Вследствие такой позиции теоретич. построения Д. п. по существу антиисторичны, и Д. п. на деле отказывается от причинного изучения психики, т.е. фактически противопоставляет себя научной, материалистич., марксистской психологии. Лит.: Вудвортс Р., Экспериментальная психология, пер. с англ., М., 1950; его же, Dynamic psychology, ?. ?., 1925; его же, Dynamics of behavior, ?. ?., 1958; MсСurdy J. T., Problems in dynamic psychology, N.Y., 1923; Moore ?h. V., Dynamic psychology, Phil., [a. o.], 1926; Talman ?. С., Purposive behavior in animals and men, N. Y.–L., 1932; Lewin К., A dynamic theory of personality, N. Y., 1935; K?hler W., Dynamic in psychology, N. Y., 1940; Landis C., A modern dynamic psychology, "J. compar. and Physiol. Psychol.", 1947, v. 40, No 3, p. 135–41; Krech D., Dynamic systems, psychological fields and hypothetical constructs, "Psychol. rev.", 1950, v. 57, No 5, p. 283–90; Le dynamisme psychique (psychodynamics), "Dialectica", Nch?t., 1951, v. 5, No 3–4, p. 231–469; Webster H., Dynamic hypotheses in psychology, "Psychol. rev.", 1952, v. 59, No 2; Glоver ?., The future of "dynamic" psychology, "Brit. J. Med. Psychol.", 1957, v. 30, pt 4, p. 219–29; O´Dоherty E. F., Toward a dynamic psychology. Freud and St. Thomas, "Studies", 1960, v. 49, No 196. M. Роговин. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.