ДИМИТРИЙ РОСТОВСКИЙ

Найдено 1 определение
ДИМИТРИЙ РОСТОВСКИЙ
декабрь 1651, Макаров, Украина - 28. 10(8.11). 1709, Ростов) - церковный деятель, просветитель. Канонизирован в 1757 г. Философские представления Д. Р. могут быть поняты лишь как аспект его церковного и богословского мировоззрения, складывавшегося под влиянием двух осн. факторов. Первым фактором была церковная и академическая богословская среда Украины, где будущий святитель воспитывался и прожил большую часть своей жизни до переезда в 1701 г. в Россию, где он избирался митрополитом Ростовским и Ярославским. Вторым фактором была его работа в 1685-1705 гг. над составлением Четьей-Миней - свода житий святых, чтимых православной церковью. В своих первых оценках философии Д. Р. определял ее как "внешнюю", "еллинскую" мудрость, высшие достижения к-рой - интуиции Платона и Аристотеля о Божестве. В иерархии форм разума философия, считал он, занимает промежуточное положение между духовным разумом, источником к-рого является Святой Дух, и плотским разумом, к-рый по природе присущ человеку. Дальнейшая эволюция представлений Д. Р. о философии прослеживается прежде всего в его Четьях-Минеях. Эта работа, а также труды ростовского периода (1702-1709) свидетельствовали о приверженности Д. Р. исихазму. В рамках этого движения философия, понимавшаяся не столько как форма познания, сколько как образ жизни, считалась необходимой составляющей религиозного опыта. В духе исихазма Д. Р. полагал, что мир проникнут божественными действиями, к-рые открываются человеку в красоте и гармонии природы. Природа, хотя и не божественна, но в силу своей сотворенности отражает божественный замысел о мире и человеке. В "Келейном летописце" Д. Р. подтверждал мысль Антония Великого о тварном мире как о книге, созданной Богом. Способность понимать эту книгу превращает человека из разумного животного в тварного сына Божия. Познание и освоение мира Д. Р. рассматривал как способ приблизиться к Богу. В работе "Внутренний человек" Д. Р. излагал понимание человека, соотносимое с исихастским положением о том, что с момента воплощения Бога его не следует искать вовне, т. к. он находится внутри нас. "Познавший истинно себя, познал Бога. И познавший Бога, познал себя", - писал Д. Р. По его мнению, в реальной жизни взаимоотношения души и тела - "внутреннего" и "внешнего" человека - имеют характер антагонизма, поскольку по отношению к душе тело является подобием тюрьмы. Поэтому одной из жизненных целей, достойных христианина, является не просто преодоление зависимости "внутреннего" человека от "внешнего", но установление его господства над последним. Раскрывая соотношение веры и разума, Д. Р. опирается на исихастское понимание мира как училища, устроенного Богом, и одновременно на киево-могилянское богословие. По Д. Р., взаимная зависимость веры и разума наиболее полно обнаруживается в познании божественной мудрости. Выделяя в структуре разума разум духовный и разум плотский, Д. Р. полагал, что в указанном процессе преимущество остается за духовным разумом. Дар духовного разумения определяет и характер веры. В качестве признаков плотского разума Д. Р. называл невежество, синоним юродства и отсутствие навыков "умного делания" (духовного опыта, как его понимает исихазм). При видимой разнородности исходных принципов богословия Д. Р., в к-ром апология разума и просвещения сочетается с безусловной приверженностью аскетизму и мистицизму, его концепция лишена эклектики. Близость к исихастскому мировоззрению позволила Д. Р. интерпретировать разнообразные формы познания и деятельности как различные формы религиозного опыта. После смерти Д. Р. его труды приобрели общеправославное значение. Они не только укрепили позиции афоно-молдавского мистицизма в России, но и стали распространяться в Болгарии, Сербии, Румынии.

Источник: Русская философия: словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
314.78 кб

Святитель Димитрий Ростовский первый русский хронолог

Цыб Сергей Васильевич
В статье описываются биография и научные достижения ростовского митрополита Димитрия (1651-1709). Он явился основателем научного хронологического знания в России и создателем современной хронологической схемы русской истории.
Читать PDF
92.52 кб

Святитель димитрий Ростовский и Федор Михайлович Достоевский

Хондзинский Павел
В научной литературе вопрос генезиса представлений Федора Михайловича Достоевского о народе-богоносце до сих пор не ставился в контекст учения свт. Димитрия Ростовского о страстотерпчестве.
Читать PDF
201.19 кб

Ростовский архиерейский дом при митрополите Димитрии Ростовском

Виденеева Алла Евгеньевна, Грудцына Надежда Владимировна
В работе обобщены сведения о пребывании митрополита Димитрия на Ростовской архиерейской кафедре в период с 1702 по 1709 г.
Читать PDF
353.55 кб

Св. Димитрий Ростовский и концепция древнерусской литературы у Каткова

Крылов Алексей Олегович
Катков отмечал особую «жизненность» языка св. Димитрия Ростовского, выделяя его среди русских авторов XVII в. В статье говорится о месте, которое св.
Читать PDF
144.39 кб

Вклады первых почитателей св. Димитрия в ростовский Яковлевский монастырь

Виденеева Алла Евгеньевна
В статье на основе введенной в научный оборот монастырской описи от 1757 г. рассказывается о щедрых пожертвованиях в Ростовский Яковлевский монастырь, которые производились в 1754-1757 гг.
Читать PDF
134.38 кб

О неизданных сочинениях святителя Димитрия Ростовского: к постановке проблемы

Федотова Марина Анатольевна
Творческое наследие святителя Димитрия, митрополита Ростовского и Ярославского (1651-1709), православного святого и одного из самых популярных славянских авторов, всегда привлекало внимание исследователей, его сочинения являются о
Читать PDF
132.41 кб

«Келейный летописец» Димитрия Ростовского и «Всемирная хроника» Иоанна Навклира

Волков Александр Викторович
«Келейный летописец» святителя Димитрия, митрополита Ростовского (1651-1709) труд по священной и всемирной истории, основанный на многочисленных западноевропейских источниках, трудах европейских богословов и историков.
Читать PDF
132.41 кб

«Келейный летописец» Димитрия Ростовского и «Всемирная хроника» Иоанна Навклира

Волков Александр Викторович
«Келейный летописец» святителя Димитрия, митрополита Ростовского (1651-1709) - труд по священной и всемирной истории, основанный на многочисленных западноевропейских источниках, трудах европейских богословов и историков.
Читать PDF
280.10 кб

Понимание святости в творениях святителя димитрия Ростовского: некоторые наблюдения

Крылов Алексей Олегович
В литературе, посвященной святителю Димитрию Ростовскому, можно встретить разные точки зрения насчет того, насколько в своем богословии владыка был близок к вековым традициям русского православия.
Читать PDF
118.47 кб

ЧТО ПРЕВРАЩАЕТ ЧЕЛОВЕКА В ЗВЕРОЧЕЛОВЕКА? ТЕРИАНТРОПИЯ В БОГОСЛОВИИ СВТ. ДИМИТРИЯ РОСТОВСКОГО

Крылов Алексей Олегович
Статья посвящена учению выдающегося проповедника и церковного писателя свт. Димитрия Ростовского (1651-1709) о том, что грех превращает грешника в зверочеловека.
Читать PDF
775.88 кб

Противораскольническое братство святителя димитрия, митрополита Ростовского в Томской епархии

Ильин Всеволод Николаевич
Во второй половине XIX начале XX в. на территории Томской губернии действовало противорасколь-ническое Братство святителя Димитрия, митрополита Ростовского.
Читать PDF
158.01 кб

К вопросу о приписываемых Димитрию Ростовскому катехизисах и их связи с предшествующей традицией

Корзо М.А.
Исследование посвящено содержательному анализу катехизисов «Вопросы и ответы краткїя о вере» и «Зерцало Православного исповеданiя», которые традиционно приписывались митрополиту Ростовскому Димитрию.
Читать PDF
97.85 кб

Четьи-Минеи митрополита Димитрия Ростовского (к вопросу о конфессионализации в России рубежа XVII–XV

Крылов Алексей Олегович
В статье анализируется роль «Четий-Миней» митрополита Димитрия Ростовского в процессе конфессионализации православного общества Российского государства, подобного схожим процессам, происходившим в католических и протестантских стр
Читать PDF
622.81 кб

К истории издания Четьих Миней Димитрия Ростовского (статья “о лете скончания преподобной Марии Егип

Федотова Марина Анатольевна
В статье поставлен один из самых актуальных вопросов современного “димитриеведения” вопрос о неизученных, неизданных и не введенных в научный оборот сочинениях свт.
Читать PDF
114.05 кб

«При поданной чрез посланников моих в Киев оказии: контакты святителя Димитрия Ростовского с Киевом

Крылов Алексей Олегович
В статье исследуются контакты свт. Димитрия Ростовского с Киевом и Черниговом в 1701-1709 гг. Переписка свт.