ДИМИТРИЙ КИДОНИС

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ДИМИТРИЙ КИДОНИС
ок. 1324, Фессалоника—ок. 1398, Крит)—византийский ученый, государственный деятель, переводчик. Став жертвой восстания зилотов в Фессалонике, примкнул в 1347 к императору Иоанну VI Кантакузину, сделавшему его «месадзоном», т. е. фактическим главой «правительства», которым он оставался вплоть до свержения Иоанна Кантакузина в 1354. Политическая карьера Димитрия Кидониса развивалась не менее успешно и при императорах Иоанне V и Мануиле II Палеологах. Он неоднократно бывал в Италии, последовательно отстаивал политику сопротивления османскому завоеванию и альянса с правителями Западной Европы через папское посредничество.
Ученик Нила Кавасилы, написал несколько сочинений, полемизирующих с богословием Григория Палимы. Знал латынь и перевел на греческий сочинения Августина, Фомы Аквинского («Сумма теологии» и др.), Ансельма Кентерберийского, а также «Опровержение Корана» Рикольдо де Монте Кроче. После работы над трактатами Фомы Аквинского стал последователем томизма, использовал его аргументацию в полемике с Паламой. Ок. 1357 принял католичество и поддержал униатское исповедание веры, признанное Иоанном V Палеологом перед папой Урбаном V в Риме в 1369. Последователи Димитрия Кидониса разделяли его пролатинские и томистские симпатии; многие из них стали затем доминиканскими монахами. Перед смертью вновь вернулся в православие.
Несмотря на предпочтение, отдаваемое им Аристотелю, он высоко чтил и творения Платона. Его эпистолярное наследие (более 450 писем) содержит философские рассуждения, многочисленные аллюзии на античных философов. Его «Апология» — одна из лучших византийских автобиографий. Соч.: MPG, t. 154; Leontsines G., Glykophrydou-Leonfsine A. Corpus philosoporum graecorum recentiorum, II. Athenes, 1976—82, t. 15—17; Demefrius Cyclones. Correspondance, ed. R.-J. Loenertz. Citta del Vati-
cano,t. 1-2, 1956-60.
Лит.: Поляковская M. A. Портреты византийских интеллектуалов; три очерка. СПб., 1998, с. 20—151; Sandutescu С. Quantum Platonis doctrina apud Demetrium Cydonem valeat. Romae, 1932; Jugie M. Demetrius Cydones et la theologie a Byzance aux XIVe et XVe siecles.— «Echos dOrient», 1928, t. 152.
M. В. Бибиков

Источник: Новая философская энциклопедия

КИДОНИС Димитрий

(р. ок. 1315–1320 – ум. 1400) – визант. философ и ученый из Фессалоник. К. принадлежал к варлаамитам, испытал влияние учения Михаила Пселла. Источниками его мировоззрения служили идеи Платона, неоплатоников, особенно Прокла, и комментаторов аристотелевской философии в интерпретации философов александрийской школы. В филос. этюде, цитируемом под лат. названием "De contemnenda morte" ("О презрении к смерти"), К. призывал изучать философию, к-рая, как он писал, одна может сделать человека способным постичь человеч. природу во всей ее глубине. В духе учения Платона он указывал, что смерть, отделяющая душу от тела, не лишает человека высшего наслаждения, исходящего лишь от истины, постигаемой разумом, а лишь усиливает его. В этом произведении К. излагается и сократовское учение о контроле человека над самим собой. Труды К. пронизаны любовью к антич. миру, в т.ч. к др.-греч. религии. В то же время К. придавал большое значение опыту и включал в свои исследовательские методы приемы, заимствованные из методологии естеств. наук. К. был первым визант. философом, ознакомившим византийцев с классич. произведениями зап.-европ. ср.-век. философии (в т.ч. и схоластической, к-рую он использовал в борьбе с мистицизмом Паламы) путем переводов произведений зап. философов с латинского на греческий. Творчество К. служило одним из источников обществ.-политич. и филос. мысли раннего Возрождения и гуманизма Зап. Европы. Соч. в кн.: Patrologiae cursus completus, ser. graeca..., accur. J. P. Migne, t. 109, 148, 151, 154, P. – Lpz., 1863–66; Переписка в кн.: Gammelli G., D?m?trius Cydon?s. Correspondance, P., 1930; Loenertz R. J. [ed. ], Demetrius Cydonius. Les recueils de lettres, Citt? del Vaticano, 1947 (Studi e testi, No 131). Лит.: Kurtz Ed., Zu Demetrios Kydones, "Byzantinisch – neugriechische Jahrb.", 1922, Bd 3; Mercati G., Notizie di Procoro e Demetrio Cidone, Manuele Caleca e Teodoro Meliteniota..., Citt? del Vaticano,1931 (Studi e testi, No 56); Zakythenos D. ?., D?m?trius Cydon?s et l´entente balkanique au XIVe si?cle. La Gr?ce et les Balkans, Ath?nes, 1947; Beck H.-G., Kirche und theologische Literatur im byzantinischen Reich, M?nch., 1959, S. 733–38 (имеется подробная библиогр.). Б. Горянов. Ленинград.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.