ДИХОТОМИЯ
(от греч.— разделение на две части) — деление на двое.
Источник: Философско-терминологический словарь 2004
ДИХОТОМИЯ
(от греч. на две части + сечение) – последовательное деление целого на две части.
Источник: Культура и межкультурное взаимодействие 2018
ДИХОТОМИЯ
от греч. dichotomia разделение на две части) - деление надвое; в логике - подразделение на два ряда; отсюда: дихотомический метод.
Источник: Философский энциклопедический словарь
Дихотомия
от греческого dicha и tome - рассечение на две части] - деление объема понятия на две взаимоисключающие части, полностью исчерпывающие объем делимого понятия.
Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений
Дихотомия
раздвоение; способ разделения единого целого с выделением двух самостоятельно значащих составляющих, частей. Бифуркация - тот же процесс, происходящий в природе спонтанно, самопроизвольно, без участия сознания.
Источник: Краткий энциклопедический словарь философских терминов
Дихотомия
(от греч. dyhotomia – деление на два) – метод классификации некоторого множества объектов делением соответствующего объема понятия (множества, класса) на две взаимоисключающие подчасти, в сумме исчерпывающие объем делимого понятия (по схеме “противоречивой противоположности”).
Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.
ДИХОТОМИЯ
(греч. dichotomia — разделение надвое) — в общем смысле: деление надвое. В спец. смысле: способ классификации логич. мн-ва, при к-ром понятия, термины разбиваются на пары «соподчиненных» элементов. Дихотомический метод как один из способов определения значения понятий и логич. классификации был предложен Сократом. Б.Н.Махутов
Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь
ДИХОТОМИЯ
(Dichotomie; греч. — «разделение на две части») — деление надвое; в логике — разделение с двух точек зрения; отсюда: дихотомический метод.
H. W. В. Joseph. An Introduction to Logic. Oxford, 1906, 1916 (Repr. 1967); T. Ziehen. Lehrbuch der Logik auf positivist. Grundlage mit Berücksichtigung der Gesch. der Logik, 1920 (Repr. 1974).
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
ДИХОТОМИЯ
от греч. dichotomia — разделение на две части) — деление на две непересекающиеся части (напр., проводимое в Ветхом Завете видение человека, как состоящего из души и тела); в логике — деление класса предметов, обозначаемых исходным понятием, на две взаимоисключающие части по наличию какого-то признака или его отсутствию (напр., класс, обозначаемый понятием “человек”, можно дихотомически разделить на два класса: “мужчины” и “не-мужчины”).
Источник: Философия: энциклопедический словарь
Дихотомия
от греч. dichotomia, где dicha — на две части + tome — сечение) — деление надвое; (в логике) — подразделение на два ряда; отсюда возникает дихотомический метод классификации: классы, множества, понятия, термины и др. разбиваются на пары «соподчиненных» элементов (подклассов, подмножеств и др.); известна знаменитая апория Зенона — «Дихотомия», в которой последовательно производится деление целого надвое, затем оставшейся части снова надвое и т. д.
Источник: Начала современного естествознания: тезаурус
ДИХОТОМИЯ
[гр. dicha на две части + tome сечение] — деление объема понятия на две взаимоисключающие части, полностью исчерпывающие объем делимого понятия. Основанием дихотомического деления объема понятия служит наличие или отсутствие видообразуюшего признака. Дихотомическое деление привлекательно своей простотой. Действительно, при дихотомии мы всегда имеем дело лишь с двумя классами, которые исчерпывают объем делимого понятия. Дихотомия обычно используется как вспомогательный прием при установлении классификации.
Дихотомическое деление имеет недостаток: при делении объема понятия на два противоречащих понятия каждый раз остается крайне неопределенной та его часть, к которой относится частица «не». Если разделить ученых на историков и неисториков, то вторая группа оказывается весьма неясной. Кроме того, если в начале дихотомического деления обычно довольно легко установить наличие противоречащего понятия, то по мере удаления от первой пары понятий найти его становится все труднее.
Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.
дихотомия
ДИХОТОМИЯ (от греч. dichotomia: dicha — на две части и tome — сечение) — 1) название одной из апорий Зенона Элейского; 2) классификационная система, основанная на принципе бинарного деления объемов входящих в ней понятий по схеме «противоречивой противоположности». В Д. члены деления (membra divisionis) не только исключают друг друга, но и логически несовместимы. При этом один из них представлен тем или иным видовым отличием (differentia), а другой — его логическим дополнением. Таким образом, в общем случае Д. имеет вид «бинарного дерева», каждый ярус которого несет полную информацию о присущности («да») или неприсущности («нет») объектам классификации свойства, выбранного в качестве основания деления (fundamentum divisionis). Такой логический характер классификации, с одной стороны, обеспечивает сравнительно простой информационный поиск (идентификацию объектов), а с другой — исключает ошибки, возможные при других видах деления: неполный охват универсума (рода — to-rum divisum), деление по разным основаниям, совместимость соподчиненных видов деления и пр. От Д. следует отличать родственную ей двучленную политомию, в которой признаки соподчиненных классов логически не противоречат друг другу. Такой тип классификации (в виду аналогии «деление на два») называют иногда псевдодихотомическим. С точки зрения результатов, оба типа деления могут совпадать, но их различие очевидно. Если в Д. один из соподчиненных видов определяется всегда только отрицательно (отрицательным признаком), то в псевдодихотомии оба вида определяются положительно, а заменить отрицательное определение положительным не всегда возможно. Поэтому не всякую Д. можно преобразовать в псевдодихотомию, тогда как обратное преобразование mutatis mutandis всегда возможно. ММ. Новоселов
Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки
Дихотомия
(Dichotomy).
Термин, обозначающий деление на две части (от греч.dichu "на 2" иteninein "разрезать"). Употребляется в теологии для характеристики человеческой природы, включающей две ее основные стороны тело и душу. Обычно их резко противопоставляют и считается, что они разного происхождения и существуют независимо. Поэтому реальная связь между телом и душой становится важнейшей проблемой.
Платон учил, что тело бренно и материально, душа же существовала в небесном мире чистых форм или идей прежде, чем воплотиться в человеческом теле. Поэтому душа это часть божества, несотворенная и бессмертная. Тело гробница души; душа замкнута в теле, как улитка в раковине. После смерти душа покидает тело, чтобы вернуться в небесный мир или перевоплотиться в другом теле.
Развивая учение Платона, Аристотель различал душу животную и рациональную. Римскокатолическая церковь углубила это учение. Фома Аквинский считал, что душа сотворена на небе и попадает в формирующееся тело, вероятно "оживая" в материнской утробе. Новая философия после Декарта подтвердила независимое происхождение тела и души, выдвинув предположение, что их явное единство в человеческой личности происходит благодаря мгновенному совпадению, подобно тому, как иногда маятники разных часов начинают раскачиваться все вместе. Современная теология обычно отвергает этот взгляд, утверждая единство души и тела, сформулированное в иудаизме: "…и стал человек душею живою" (Быт 2:7).
W.E.Ward(пер. А. К.)
Библиография: R. Bultmann,NT Theology, I; G. P. Klubertanz,The Philosophy of Human Nature; R.Niebuhr, The Nature and Destiny of Man; II. W. Robinson,The Christian Doctrine of Man; B.C. Rust,Nature and Man in Biblical Thought; G.C. Berkouwer, Man: The Image of God.
См. также: Трихотомия; Человек (учениеонем).
Источник: Теологический энциклопедический словарь
ДИХОТОМИЯ
от греч, dicha и tome - рассечение на две части)
- деление объема понятия на две взаимоисключающие части, полностью исчерпывающие объем делимого понятия. Основанием дихотомического деления объема понятия служит наличие или отсутствие видообразуюшего признака. Напр., объем понятия "человек" можно разделить на два взаимоисключающих класса: "мужчины" и "не-мужчины". Понятия "мужчины" и "не-мужчины" являются противоречащими друг другу, поэтому их объемы не пересекаются. От Д. следует отличать обычное деление, приводящее к тому же самому результату. Напр., объем понятия "человек" можно разделить по признаку пола на "мужчин" и "женщин". Но между понятиями "мужчина" и "женщина" нет логического противоречия, поэтому здесь нельзя говорить о дихотомическом делении.
Дихотомическое деление привлекательно своей простотой. Действительно, при Д. мы всегда имеем дело лишь с двумя классами, которые исчерпывают объем делимого понятия. Т. о., дихотомическое деление всегда соразмерно; члены деления исключают друг друга, т. к. каждый объект делимого множества попадает только в один из классов A или не-А; деление проводится по одному основанию - наличие или отсутствие некоторого признака. Обозначив делимое понятие буквой A и выделив в его объеме некоторый вид, скажем, а, можно разделить объем A на две части - а и не-а:
Дихотомическое деление имеет недостаток: при делении объема понятия на два противоречащих понятия каждый раз остается крайне неопределенной та его часть, к которой относится частица "не". Если разделить ученых на историков и не-историков, то вторая группа оказывается весьма неясной. Кроме того, если в начале дихотомического деления обычно довольно легко установить наличие противоречащего понятия, то по мере удаления от первой пары понятий найти его становится все труднее. Д. обычно используется как вспомогательный прием при установлении классификации.
Источник: Словарь по логике
ДИХОТОМИЯ
1) название одной из апорий Зенона Элейского; 2) метод классификации объема понятия (класса, множества—totum divisum) на два соподчиненных его вида (membra divisionis) по схеме «противоречивой противоположности». При этом одним из видовых отличий (differentia) служит само основание деления (fundamentum divisionis), а другим—его логическое дополнение. Т.о., при дихотомии члены деления не только исключают друг друга, но и логически несовместимы. Очевидно, что дихотомия является исчерпывающим делением и обладает идеальным «запасом прочности»—любой новый объект из объема делимого понятия не может фальсифицировать классификацию, а ее логический характер исключает ошибки, возможные при других видах деления: неполный охват универсума, деление по разным основаниям, совместимость соподчиненных видов деления и пр. В общем случае результат дихотомии имеет вид «лестницы», где каждая ступенька несет в точности одну единицу информации о принадлежности объекта к соответствующему классу деления. Поэтому дихотомическая классификация обеспечивает сравнительно простой информационный поиск (идентификацию объектов). От дихотомии следует отличать родственную ей двучленную политомию, в которой признаки соподчиненных классов, вообще говоря, логически не противоречат друг другу. Такой тип классификации (ввиду аналогии «деление на два») называют иногда псевдодихотомическим. С точки зрения результатов оба типа деления могут совпадать, и их различие в ряде случаев обусловлено характером принимаемых допущений. Так, в рамках принципа двузначности (в двузначной логике) псевдодихотомическое деление высказываний на истинные и ложные (основание деления — истинностное значение высказывания) равносильно их дихотомическому делению (видовые отличия «истинно—неистинно»). Но если принцип двузначности не принимать, то с точки зрения результата эти два типа деления также различны: в универсуме высказываний могут оказаться и неразрешимые высказывания (которые нет оснований считать истинными или ложными). Очевидно, что в дихотомии один из соподчиненных видов определяется всегда только отрицательно (отрицательным признаком), а в псевдодихотомии оба вида определены положительно. Но заменить отрицательное определение положительным не всегда возможно. Поэтому не всякую дихотомию можно преобразовать в псевдодихотомию, тогда как обратное преобразование mutatis mutandis всегда возможно.
М. М. Новоселов
Источник: Новая философская энциклопедия
ДИХОТОМИЯ
дихотомическое д е л е н и е (от греч. ???? – на две части и ???? – сечение), – деление объема понятия на два класса, исчерпывающих весь объем делимого понятия. По характеру отношения между членами деления Д. бывает двоякой: Д. с противоречащими членами (пример: деление философов на материалистов и нематериалистов) и Д. с внеположными членами (пример: деление философов на материалистов и идеалистов). Д. с противоречащими членами состоит в приписывании нек-рого признака нек-рой части объема делимого понятия и в отрицании этого признака у др. части; обычно ее цель – по возможности наиболее полное раскрытие объема делимого понятия путем перечисления его ближайших видов. Эту задачу решает, напр., след. деление: "гуманитарные науки: философия – не-философия: история – не-история: филология – не-филология и т.д.". При таком делении с каждой новой его ступенью мы не переходим от понятия большей общности к понятиям меньшей общности, а остаемся на одном и том же уровне обобщения. Д. с противоречащими членами исключает ошибки, возможные в п о л и т о м и и (делении по видоизменению основания); члены деления в ней исчерпывают объем делимого понятия и всегда исключают друг друга, как понятия противоречащие; невозможна здесь и подмена основания деления (поскольку происходит не видоизменение родового признака, а лишь утверждение и отрицание видового), а также скачок в делении, т.к. члены деления остаются на одном уровне общности. Д. с внеположными членами по своим логич. свойствам ничем не отличается от политомии. В этом случае Д. развертывается не по горизонтали, а по вертикали: от более общих понятий совершается переход к менее общим. Ее целью является построение такой наиболее дробной и в то же время простой по структуре системы соподчиненных понятий, к-рая была бы удобна для классифицирования предметов. На практике оба рода Д. обычно переплетаются в одном и том же делении: члены деления могут быть как противоречащими, так и внеположными, и выделение подклассов может развертываться и в горизонтальном, и в вертикальном направлениях. Примером Д. с противоречащими членами, но с вертикальным делением положит. понятий (что является свойством Д. с внеположными членами) может служить " Древо Порфирия". Д. применяется для предварит. иерархич. упорядочения понятий определ. области в случае, когда объемы многих понятий еще не выяснены, а также как метод построения классификац. таблиц. Д. как способ упорядочения понятий удобна тем, что не требует полного знания объема делимых понятий; достаточно дихотомич. выделения одного видового понятия, чтобы продолжать вертикальное деление; отрицат. понятие фиксирует факт неизученности оставшегося объема рода и этим стимулирует его дальнейшее изучение. В силу бинарности членов деления дихотомически составленные таблицы удобны для поиска того класса, к к-рому принадлежит классифицируемый предмет. Этот поиск основан на законе противоречия и принципе исключенного третьего: если понятия А и В – члены дихотомич. деления и известно, что нек-рый объект а не принадлежит объему понятия В, то он должен принадлежать объему понятия А. Дихотомич. классифицирование широко применяется в биологич. науках, в т.н. определителях растений и животных. Операция установления принадлежности предмета (экземпляра) к той или иной категории (биологич. класс, отряд, семейство, род, вид) может протекать двояко, в зависимости от вида Д. При Д. с противоречащими членами определитель представляет собой иерархич. систему перечней однопорядковых категорий с их диагностич. признаками. Этот перечень построен так, что в нем каждая категория отличается от любой другой не только составом признаков, но и тем, что для каждого из них найдется в др. категориях противоположный признак. Предположим, что признаки предметов категории А все совпали с признаками нек-рого экземпляра, за исключением одного признака а. Тогда рассматривают ту категорию (В), предметы к-рой, имея все признаки предметов категории А, в то же время не имеют признака а. Диагностич. признаки предметов категории В, в свою очередь, сопоставляются с признаками экземпляра, и в случае совпадения тех и других эта категория объявляется искомой. В случае же несовпадения переходят к категории С, противоположной категории В в признаке b, по к-рому категория В не совпала с экземпляром; и так продолжают до тех пор, пока не обнаружится полного совпадения признаков категории и экземпляра. Существует и др. род определителей, в к-рых применяется Д. с внеположными членами; такие определители используются чаще всего для определения биологич. вида. Принцип дихотомич. деления широко применяется в технике (телефонии, радиосвязи, электронике, в диспетчерской службе на железных дорогах). Если имеется система элементов с m входными элементами и n выходными, через которую проходят некоторые сигналы (импульсы), то возникает задача описать, как из mi входа можно попасть в nj выход кратчайшим путем. Если элементы системы однотипны и имеют одинаковые функции, то на каждом этапе прохождения энергетич. импульса происходит выбор одного из элементов в нек-ром ряде элементов; от каждого элемента этого ряда может ответвляться следующий ряд элементов, и т.д.; выбор элемента в каждом ряде происходит так: устанавливается, свободен ли первый элемент ряда или нет; в случае отрицат. ответа поиск обращается к след. элементу, в так далее до свободного. Тем самым раскрывается состояние ряда элементов посредством Д. первого рода. Свободный элемент, как и др. элементы ряда, "распадается" на след. ряд элементов, в к-ром происходит перебор, подобный вышеописанному, до тех пор пока не будет пройден путь от входа mi к выходу nj. Переход от первого ряда ко второму, от второго – к третьему и т.д. до выходного элемента системы идентичен Д. второго рода. Дихотомич. деление вошло в логику начиная с Платона (см. использование Д. в диалогах "Софист", "Политик", "Горгий"). Лит.: Платон, Политик, Соч., Ч. 6, М., 1879, локус 261–67; Кант И., Логика, П., 1915, § 113; Асмус В. Ф., Логика, М., 1947, с. 65–67; Горский Д. П., Логика, М., 1958; Mайр Э., Линсли Э., Юзингер Р., Методы и принципы зоологической систематики, пер. с англ., М., 1956. Б. Якушин. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.