ДИГНАГА

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Дигнага
ок. 480–540 н.э.), буддийский философ из южной Индии, принадлежавший к школе йогачара. В его трактатах по логике центральное место занимают механизмы каузальности и силлогизмы.

Источник: Словарь религий, обрядов и верований

ДИГНАГА
480-540 или неск. позднее), инд. философ-буддист, представитель школы йогачара, основатель буддийской логики. Обобщил учение «Праджнапарамитасутр», автор комм. к соч. Васубандху. Гл. труд по логике - «Праманасамуччага» («Составление средств правильного познания»). Д. отделил теорию познания и логику от философии и совершенно переработал учение о восприятии и силлогизме. Учение Д. подверглось критике со стороны сторонников брахманистской логики..

Источник: Советский философский словарь

ДИГНАГА
ок. 450-520) —основатель инд. школы йогачара-мадхьямика и будд.логики. Уроженец Канчи в Южн. Индии. В буддизм обращен учителем из хинаянистической школы ватсипутриев, затем учился у Васубандху, с к-рым разошелся в вопросах логики. Снискал себе славу искусного диспутанта. Много путешествовал по Орисе и Махараштре, но большую часть жизни провел в Андхре недалеко от современного Мадраса. Умер в одиночестве в лесу в Ориссе. Все его работы, за исключением двух ранних, посвящены гносеологии и логнч. проблематике. За основу своих логич. разработок Д. взял реалистич. логику найяиков, но истолковал ее в духе будд. идеализма и попытался сделать чисто дедуктивной наукой,о чем свидетельствуют такие его сочинения, как «Праманасамуччая» (сборник афоризмов оо источниках достоверного знания), «Хету-чакрахамару* (колесо среднего термина, повернутое правильно), «Аламбана-парикша » (рассмотрение объектов мысли», «Ньяя-мукха» (начало логики). Д. разделил вывод на «для себя» и «для другого», дал ориг. интерпретацию правила трехаспектностн для среднего термина, систематизировал логич. ошибки, построил архаич. систему логики трех операторов для непустых классов объеков, сформулировал концепцию об относит. значении слов.

Источник: Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь

ДИГНАГА
(санскр. din-na–ga, тиб. phyogs kyi glang po, Змей-[дракон] Пространства) — индо-буддийский мыслитель V–VI вв., один из основоположников буддийской логики, автор нескольких трудов по эпистемологии, известных преимущественно по тибетскому и китайскому канонам. Родился в брахманской семье в Южной Индии (Тамилнад), ещё в детстве стал монахом Хинаяны, но, посетив махаянские центры Магадхи в долине Ганга, освоил учение школы йогачара. В ту пору в Индии обострилось конфессиональное соперничество, одной из форм которого являлась общественно-культурная традиция публичных философских дебатов; победителю дебатов и его школе была гарантирована поддержка власть имущих. Этим объясняется интерес мыслителей к логическим штудиям, к приёмам опровержения доводов оппонентов и к способам защиты собственной аргументации. Д. в этих вопросах достиг выдающихся успехов. В его «Прамана-самуччайе» («Собрании источников достоверного познания» — 200 строф, разделённых на шесть глав, с автокомментарием) устанавливаются два способа познания — восприятие (пратьякша) и вывод (анумана), которые следует применять в полемических баталиях. Для духовных же целей он предложил третий источник — интуитивное самопознание (свасамведана, или йоги-пратьякша). В теории выводного знания, в отличие от известного пятичленного силлогизма индуистской школы ньяя, Д. учил буддистов пользоваться трёхчленным силлогизмом при доказательстве тезиса, что называется «вывод для другого», и двухчленным силлогизмом, или «выводом для себя». Существен его вклад и в теорию логических ошибок, среднего термина и др.

Источник: Индотибетский буддизм. Энциклопедический словарь.

ДИГНАГА
санскр. Dignaga) (ок. 450—520)—основатель религиозно-философской школы йогачара-мадхьямика в индийском буддизме, основоположник буддийской и средневековой индийской логики. Происходил из брахманской семьи. Родился в Симхавактре возле Канчи— центре индийской учености, расположенном в Южной Индии (штат Тамилнад). В буддизм обращен учителем из школы ватсипутрия, принадлежащей хинаяне. Позже, возможно, учился у Васубандху, с которым разошелся в вопросах логики. Прославился как искусный диспутант и даже удостоен почетного звания «победителя вселенной». Его деятельность пришлась на эпоху расцвета индийского буддизма. Много путешествовал по Ориссе и Махараштре, но большую часть жизни провел в Андхре, недалеко от современного Мадраса. Умер в одиночестве в лесу в Ориссе. Его учеником был Ишварасена, ставший учителем Дхармакирти.
В Токийском каталоге Тибетского канона Дигнаге приписываются 22 сочинения, не вполне совпадающие с теми, которые названы в Тибетском каталоге того же канона. Все работы Дигнаги, за исключением двух ранних (сжатого изложения трактата его учителя «Абхидхармакоша-мармапрадипа» и учебника по парамите), посвящены гносеологической и логической проблематике. Большинство из них не сохранились на языке оригинала и известны в тибетских и китайских переводах.
За основу своих логических построений Дигнага взял реалистическую логику найяиков, которую истолковал в духе буддийской онтологии и попытался сделать чисто дедуктивной наукой, о чем свидетельствуют его сочинения «Праманасамуччая» («Сборник афоризмов об источниках достоверного знания»), «Хетучакрадамару» («Колесо среднего термина, повернутое правильно»), «Аламбана-парикша» («Рассмотрение объектов мысли»), «Ньяя-мукха» (»Начало логики»). Вкладом Дигнаги в развитие логической теории стало разделение вывода на два вида: «для себя» и «для другого». Первый представляет собой сокращенную форму умозаключения с пропущенной посылкой (энтимему), второй—полную форму умозаключения из двух посылок. Кроме того, Дигнага дал собственную интерпретацию правила трайрупья (трехаспектности среднего термина), систематизировал логические ошибки, построил архаическую систему логики трех операторов для непустых классов объектов (которую сам называл таблицей девяти возможных отношений среднего и большего терминов), сформулировал концепцию об относительном значении слов.
Соч.: Alambanapanksa and Vrtti thereon.—«Wiener Zeitschrift fur des Kundes Morgenlandes». W., 1930, N 37; Nyayamukha.—oMaterialen zur Kunde des Buddhismus». Hdib., 1930, N 15; Hetucakradamaru, «Wiener Zeitschrift fur die Kunde Sud—(und Ost-) asiens». W., 1959; N 3.

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
0.00 байт

ДИГНАГА ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ВОСПРИЯТИЯ В "ВАДАВИДДХИ" ВАСУБАНДХУ. ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ "ПРА

Лысенко Виктория Георгиевна
В статье исследуется фрагмент «Праманасамучаявритти» («“Свод инструментов достоверного познания” с комментарием», 1.
Читать PDF
0.00 байт

Трактаты буддийского мыслителя Дигнаги в фондах ИМБТ со РАН

Базаров Андрей Александрович

Похожие термины:

  • Диггаджи, дигнаги, диннаги

    У индийцев космические слоны, которые вместе с локапалами охраняют стороны света. Главный среди них — слон бога Индры, хранителя востока. Слон Агни охраняет юго-запад, слон Ямы — юг, слон Сурьи — ю