ДИГАМБАРЫ и ШВЕТАМБАРЫ
ДИГАМБАРЫ и ШВЕТАМБАРЫ
осн. направления джайнизма. Разногласия, случавшиеся в джайнской общине еще при жизни Махавиры, привели к расколу, и с кон. I в. н. э. утвердилось существование двух отдельных джайнских сект: дигамбаров — "одетых сторонами света" и шветамбаров — "одетых в белое". Эти названия фиксируют одно из разногласий между сектами: Д. считают, что монахи не должны надевать никакой одежды и обязаны ходить нагими, т. е. "одетыми сторонами света", а Ш. настаивают на ношении монахами белых одежд. Кроме того, Д. полагают, что женщина не может стать джиной, расходятся со Ш. в ряде частных вопросов теории и практики, не признают подлинность канонической лит-ры шветамбаров (см. АГАМА), однако относительно основ вероучения между ними нет существенных разногласий. И Д. и Ш. делятся на более мелкие секты и группы.
Наиб. распространенными в наст. вр. подсектами Д. являются Висапантхи, Дравида, Каштха, Нанди, Сена, Терапантхи. Важнейшие подсекты Ш. — Анчала, Кхаратара, Тара.
А. Терентьев
Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь